Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Современные представления о готовности к школе базируются на анализе того «жизненного мира», в котором оказываются дети в условиях массовой школы. «Жизненный мир» — это понятие, обозначающее среду повседневности, то есть естественной жизни каждого человека. При анализе «жизненного мира» или «жизненных миров» важно не упустить ничего, с чем имеет дело человек в своей повседневной жизни и что может быть для него значимым. Это не только совокупность всех отношений, в которые включен человек, например, па работе, в семье и т. д., но и обстановка, пространство, в котором человек живет. Например, «жизненный мир» человека большого города отличается от «жизненного мира» человека, живущего в деревне или провинциальном центре.

Жизненный мир ребенка-дошкольника отличается от жизненного мира школьника радикальным образом.

Анализ жизненного мира ребенка, который начал ходить в школу, может помочь нам ответить на вопрос, поставленный выше, а именно: какие факторы, помимо когнитивных, оказываются значимыми для успешного обучения в школе? Для такого анализа необходимо увидеть школьную жизнь глазами ребенка и при этом не упустить ничего, что может явиться значимым именно для него, а не для нас, взрослых. Мы не должны переносить на ребенка и его мир то, что кажется важным нам на основе собственного опыта, воспоминаний или каких-то научных теорий.

Для ответа на вопрос, поставленный выше, да­вайте попробуем живо представить себе, с какими новыми требованиями связана школьная жизнь. Попробуем увидеть школьную жизнь с точки зрения впечатлений и переживаний, которые она может вызывать у ребенка, для которого школьная жизнь представляет собой нечто новое и непривычное.

Представим себе, что ваш сын или дочь пошли в первый класс. В классе, может быть, около 25 детей. Возможно, что в классе есть один или два знакомых ребенка, но остальных детей он или она не знают.

Ему предстоит завязать контакты, найти себе новых друзей и утвердить себя в среде незнакомых детей. Все это требует от ребенка развитых социальных качеств, контактности, способности выдерживать и преодолевать трудные ситуации, напряженные и иногда конфликтные отношения. Для этого требуется высокая степень эмоциональной стабильности и устойчивости к стрессам.

Вы (бабушка, няня) провожаете сына или дочь до школы, затем прощаетесь с ним. Ребенок попадает в среду, в которой он вдруг видит большое количество незнакомых детей и взрослых и он оказывается «самым маленьким». Еще недавно, когда он посещал игровую группу детей дошкольников или играл на детской площадке, он ощущал себя «большим», «уже взрослым» и вдруг он видит, что большая часть детей — учеников, больше него. Такая ситуация может вызвать в ребенке чувство по­терянности, одиночества и незащищенности. Чувство гордости — «я уже школьник» — может сменить или сопровождаться чувством неуверенности в себе. Активный в привычной обстановке, уверенный в себе ребенок может замкнуться, стать «тихоней», который в действительности переживает глубокий эмоциональный стресс (зачастую им самим неосо­знаваемый). Он хочет к маме, но должен почему-то быть здесь. Значит, к готовности к школе относится то, насколько ребенок эмоционально в состоянии некоторое время находиться в новой, непривычной ситуации, без близких взрослых, при большом числе незнакомых людей, один.

Вдруг оказывается, что учительница, к которой, как правило, в младших классах дети эмоционально тянутся и хотят, чтобы она их «заметила», уделила лично им внимание, не может уделить все внимание именно ему, но иногда и даже часто уделяет большее внимание другим детям. Если ваш ребенок как раз не является таким, который постоянно привлекает к себе внимание (тянет одеяло на себя), он может оказаться в ситуации дефицита внимания со стороны учителя, недостаток которого может переживаться им достаточно тяжело.

Учительница дает задания, которые ребенок должен выполнять. Иными словами, ситуация ребенка-дошкольника, когда он мог выбирать, что он делает, и играть в свое удовольствие, изменилась. Какое-то время он должен слушать учительницу, выполнять задания и при этом тихо (неподвижно) сидеть некоторое время за партой, внимательно слушать и смотреть и концентрироваться на выполнении задания. Возможность свободно двигаться в школе существенно ограничивается и потребность в движении не может удовлетворяться в полной мере.

Учительница что-то пишет или рисует на доске, объясняет, показывает или рассказывает. Для того чтобы адекватно воспринимать предлагаемую информацию, ребенок должен хорошо видеть и слышать (телесные предпосылки), находиться в хорошем психологическом состоянии, то есть хорошо себя чувствовать (психосоматическое состояние). Например, если ребенок хочет есть (плохо позавтракал), то бес­полезно что-то объяснять или требовать от него уча­стия в учебном процессе. Такой ребенок не в состоянии концентрироваться на учебном задании.

Кроме этого, ребенок должен уметь воспроизводить то, что показывают (учение на модели — метод, широко применяемый в младшей школе); понимать смысл того, что говорится, понимать вопросы и давать осмысленные ответы. Это значит, что он должен мочь некоторое время сконцентрированно слушать и смотреть, у него должны быть развиты мышление и речь до определенной, достаточно высокой степени.

Способность понимать речь другого, а также выражать свои мысли и переживания достаточно отчетливо и ясно, является важной предпосылкой успешного обучения. При этом следует учесть опять-таки эмоциональную составляющую: одно дело выражать свои мысли и чувства в привычном окружении семьи или среди друзей, другое дело — перед всем классом и учительницей. А вдруг я сделаю ошибку и скажу что-то неправильно?

На переменах дети играют в салки, догонялки и в другие подвижные игры, а на уроках физкультуры к этим играм прибавляются еще и более сложные упражнения. Все это требует от ребенка хорошо развитой грубой моторики, известной смелости и ловкости в движениях. Участие в играх и забавах детей — важный фактор социального утверждения ребенка в детском коллективе. Ну, а для овладения письмом необходимо развитие «тонкой моторики» — умение правильно держать карандаш или ручку, пользоваться ножницами и т. д.

Школьная жизнь связана с соблюдениями различных правил и норм поведения. Регулярность и точность приобретают особое значение. Само собой понятно, что если ребенок не привык к тому, что в социальной жизни с другими нужно соблюдать известные нормы и правила, то ему будет трудно освоиться в школьной жизни. Если дома, в семье нет определенной временной структуры, известного порядка, которого придерживаются, то в школе у ребенка могут возникнуть проблемы.

Полезно знать еще некоторые факторы успешного обучения, которые не связаны напрямую с готовностью к школе, но являются особенностями учебного процесса, как такового. Сюда относится понимание роли оценивания успехов обучения в школе и семье.

Способ оценивания учебных достижений может обладать сильным стрессогенным воздействием. Неслучайно способ оценивания, то есть то, как в школе принято оценивать успехи или неудачи детей, особенно отношение к ошибкам, является отдельным показателем качества в системе обеспечения качества школ. Если в школе нет [осознанной] культуры оценивания и все зависит только от того или иного учителя, от его такта и умения общаться с детьми, то это — отрицательный показатель для школы.

Не надо путать оценивание и отметки. Если в школе нет отметок, — во многих школах отметки в младших классах отменены,— это не значит, что нет оценивания. Здесь возможны различные искажения от строгой системы поощрений и наказаний: отрицательная оценка, будь то отметка, кружочек определенного цвета или просто слова неодобрения, является для ребенка наказанием. Через систему оценивания за ребенком может закрепиться роль двоечника, троечника и т. д. Такой ученик может легко потерять всякую мотивацию к учению. Но если ваш ребенок успешен и получает хорошие отметки, его хвалят, то и это может сыграть негативную роль: ребенок начинает учиться ради похвалы и отметки, а неудачи будут переживаться им особенно тяжело. Страх перед оценкой или экзаменами (тестами) часто бывает причиной того, что родители забирают ребенка — даже успешного ученика! — из престижной, так называемой «сильной» школы.

Кроме этого установлено, что учителя имеют склонность обращать на «успешных» детей больше внимания, чем на «неуспешных». Они их больше вызывают и спрашивают. Количество интеракций, то есть речевых взаимодействий, у успешных и неуспешных учеников с учителем зачастую отличается в разы. Это значит, что если ребенок по каким-либо причинам имеет трудности в выражении своих мыс­лей или того, что он усвоил, то существует опасность, что он не будет получать достаточных импульсов для развития в процессе обучения в классе. Подчеркнем, что речь идет именно о выражении, а не о том, что ребенок чего-то действительно не понимает или не знает. В тенденции у учителей, которые не отслеживают осознанно свои предпочтения и характер речевого общения с детьми — учитель не обязательно сознательно выделяет «любимчиков» — возникает опасность «ножниц» — успешные будут учиться год от года лучше, а неуспешные — хуже. Обследование детей, страдающих школьной фобией (страхом перед школой) часто показывает, что интеллект у них развит нормально. Зачастую причиной школьной фобии становятся «неудавшиеся», несложившиеся отношения между ребенком и учителем, а не сложились они потому, что данный ребенок не мог «демонстрировать» свои действительные успехи.

В связи с этим крайне важно, чтобы родители выработали адекватное отношение к школьным успехам и неудачам своего ребенка. Основой этого отношения должно быть эмоциональное принятие ребенка в любом случае, независимо от его успехов или неудач. Ребенок и без вас испытывает горечь от плохой отметки, от сделанной ошибки. Если еще и дома его за это ругают, то он оказывается в ситуации эмоционального стресса, который он может и не выдержать. Спокойное, адекватное отношение к успехам и неудачам в школьном обучении, поддержка ре­бенка (родитель должен быть «на стороне ребенка», но при этом он должен быть «справедливым») — лучшая стратегия и тактика воспитания. 

Похожие статьи:

Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы

Как активизировать мыслительную деятельность ребенка?

Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Нет комментариев. Ваш будет первым!