Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы

Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы

Понятие «готовность к школе» имеет прогностический характер. Иными словами, если ребенок «не готов к школе», то это значит, что он не справится с задачами школьной жизни. В настоящее время общепризнано, что успешность или неуспешность ребенка зависит не только от пего самого, но от всей системы отношений, в которую он включен.

Это:

1) детский сад, задача которого сознательно работать над позитивным образом школьной жизни и развитием мотивации к обучению;

2) семья;

3) школа, которая должна создать условия для облегчения перехода ребенка из среды детского сада и семьи в школу.

Программа школы должна учитывать, что дети при переходе из детского сада в школу находятся на разном уровне своего психического развития и что различные дети могут иметь различные трудности, связанные с обучением и со школьной жизнью в более широком смысле.

Таким образом, согласно современному пониманию «готовность к школе» —это вообще не свойство ребенка, но свойство всей системы отношений, в которую ребенок включен. Известный отечественный ученый, академик РАО М.М. Безруких также отказывается от понятия «готовность к школе» и говорит исключительно об «индивидуальных особенностях развития ребенка» Совершенно ясно, что если школа работает по системе обучения, предполагающей программы повышенной сложности, то число детей, «неготовых» к такой школе, будет весьма велико. В школах, работающих по программам, учитывающим разнообразие в уровне и профиле способностей, число детей, «готовых к школе», будет значительно выше.

К сожалению, в нашей стране — в противоположность мировой практике — лучшими школами чаще всего считаются школы с высоким «уровнем» требований и программами повышенной сложности. В такие школы существует большой конкурс. Здесь главное — не ребенок, а высокие достижения школы. Если ребенок не справляется, то родителям скажут: ваш ребенок не справляется с программой, ищите другую школу. В практике мирового образования такие школы считаются худшими и во многих странах, например, в Финляндии и Швеции — признанных лидерах современного образования, — такая практика просто невозможна и, более того, законодательно запрещена!

Вывод: дорогие родители, прежде чем отдавать своего ребенка в такую престижную школу, подумайте, стоит ли игра свеч и соберите информацию: не являются ли высокие показатели «на выходе», рекламируемые данной школой, результатом не школы, а учеников, которые в эту школу приходят и развили свои способности где-то за ее пределами? Отчисление из школы в связи с неудачей в обучении для ребенка всегда травма.

Похожие статьи:

Как активизировать мыслительную деятельность ребенка?

Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

Нет комментариев. Ваш будет первым!