Игры на развитие слухового восприятия у детей дошкольников 3-4 лет
Развивающие игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия для детей младшей группы
Обычно к трем годам дети уже обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Малыши, как правило, не отдают себе отчет в том, что именно они слышат, т. е. воспринимают на слух. Это происходит потому, что окружающие звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более важными для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются детьми, слабо выделяются ими.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без него нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы...
Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. На воспитание этой способности и направлены игры, представленные в данном разделе.
Общая цель этих игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.
Последовательность игр в разделе определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Вначале дети отгадывают источник звука — голос своего ровесника или озвученную игрушку: «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», в игре «Встречайте гостей» разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события и настраивают детей на соответствующие игровые действия. В дальнейшем (игры «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки») дети под руководством воспитателя улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств — движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки.
Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия. Во-первых, нужно обязательно отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок. Тишина в группе нужна и для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источника звука. Для этого можно отгородить источник звука ширмой или посадить ребенка спиной к звучащему предмету.
Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
Кто разбудил мишутку?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра учит детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. На первых порах лучше всего с этой целью использовать голоса знакомых людей. От детей требуется узнавать друг друга по голосам. Ежедневно дети слышат свои и чужие голоса, но при этом они не обращают внимания на их звуковые особенности. В данной игре дошкольники учатся не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами. Все это имеет большое значение для их эстетического развития, ведь слух является основой восприятия не только речи, но и музыки. Известно, что, если ребенок не умеет слушать, он не сможет воспринять и воспроизвести даже самую простую мелодию.
Игра эта проста по своему содержанию и близка интересам детей и их опыту — игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушечный мишка, который воспринимается ребятами как живой. Звуковая задача адресует этому персонажу и решается ребенком как бы от его лица. Э1' игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ними решение слуховой задачи. Она создается образной речью взрослого и колыбельной песенкой.
Игра сближает детей, учит их прислушиваться друг к другу, понимать друг друга, быть внимательнее к сверстникам. Кроме того, она приучает детей к сдержанности, к организованному поведению в коллективе. Ведь согласно правилам нельзя ни подглядывать, ни подсказывать, нужно соблюдать тишину и пр. И что особенно важно, обучение в игре происходит незаметно для малыша, без принуждения и назиданий, которые часто не доходят до трехлетнего ребенка и потому малоэффективны.
Игровой материал.
В качестве материала используется мягкая образная игрушка (желательно мишка) средних размеров, нарядно одетая (с бантиком, с пояском, с передником и пр.). Мишка может быть заменен зайчиком, куклой, котенком и др.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре участвуют все дети группы. Вместе с воспитателем они садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Неожиданно для ребят взрослый приносит игрушечного мишку и предлагает познакомиться с ним. Педагог обращает внимание детей на мишкин наряд и сообщает, что Мишутка хочет поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть в такую игру: кто-то будет укладывать мишку спать, а кто-то его разбудит словами: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!»
«Давайте все вместе скажем эти слова», — предлагает воспитатель. Дети хором повторяют слова. Взрослый, убедившись в том, что ребята запомнили текст, предупреждает, что будить мишку будет только тот, кого он назовет.
Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, передает ему мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что убаюкивать мишку будет этот ребенок, а будить другой. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя», — продолжает он.
Воспитатель начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать и споем ему колыбельную песенку: «Баю-баюшки-баю, Мише песенку спою. Баю-баюшки-бай-бай, поскорее засыпай». Взрослый вместе с детьми поет колыбельную песенку, а ребенок, сидящий к ним спиной, убаюкивает Мишутку. Воспитатель продолжает: «Спит Мишутка, крепко спит и снится ему что-то вкусное-вкусное... Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит да спит. Надо его разбудить». Он указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!» Педагог просит детей соблюдать полную тишину («а то Мишутка не услышит и не узнает, кто его разбудил»), не подсказывать Мишутке. Чтобы облегчить детям выполнение этого правила, можно предложить им тыльной стороной ладони прикрыть рот («чтобы слова не выскочили»).
«Проснулся Мишутка? — спрашивают воспитатель и дети. — А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Иди к нам и найди его».
Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку ему на колени. Все аплодируют мишке, а он кланяется. После этого участники игры вместе с воспитателем просят мишку сделать что-нибудь забавное. Например, топнуть ножкой или покружиться, попрыгать, а ребенок, получивший мишку, «помогает» ему (действует игрушкой).
Выбирается новый ребенок, который будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается снова.
Правила игры.
1. Укладывает и будит мишку только тот, на кого укажет воспитатель.
2. Когда мишка спит и когда его будят, соблюдать полную тишину.
3. Не подсказывать Мишутке (т. е. ребенку, который его держит), кто будил.
4. На активные роли выбираются только те, кто выполняет все правила игры и соблюдает тишину.
Советы воспитателю.
Игру следует проводить живо, так, чтобы дети воспринимали мишку как равноправного ее участника. Достичь этого можно с помощью образного рассказа, который сопровождает все игровые действия детей. Не превращайте игру в простое упражнение на различение голосов. Только образная, эмоциональная игровая ситуация будет способствовать как развитию слуха, так и переходу к сюжетной, творческой игре.
Игру желательно проводить неоднократно. Перед ее повторением напомните детям содержание и уточните правила. В дальнейшем содержание игры можно варьировать. Например, вместо того чтобы укладывать спать и будить мишку, можно учить его выполнять какие-либо действия: прыгать, плясать, кувыркаться и т. п. Но при этом организация игры сохраняется: мишка (т. е. ребенок, который его держит) должен назвать того, кто предложил ему выполнить те или иные игровые действия.
В игре содержатся две активные роли — тот, кто отгадывает загадку, и тот, кто ее загадывает. Первая связана с отгадыванием слуховой загадки, а вторая с управлением своим голосом (говорить нужно четко, достаточно громко, но не кричать).
Выполнение этой роли способствует формированию привычки разговаривать спокойным голосом. Это очень важно для воспитания культуры общения и для преодоления постоянного шума в группе из-за привычки детей перекрикивать друг друга.
На активные роли привлекайте всех детей, не забывайте о робких, замкнутых, эмоционально скованных воспитанниках. Чередуя участие в игре разных по характеру детей, следите за тем, чтобы каждый ребенок выполнил обе роли.
Колпачок и палочка
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Задача этой игры, как и предыдущей, состоит в формировании целенаправленного восприятия звуков, что необходимо для успешного их различения. Однако в сравнении с предыдущей она является более сложной для малышей. Вель теперь требуется различать не только голоса сверстников, но и звуки, издаваемые с помощью предметов. Детям предлагается узнать по звуку одну из трех игрушек. И хотя игрушки хорошо знакомы им, это знакомство обычно связано' с целостным восприятием, включающим звуковые, зрительные и осязательные впечатления. Сам по себе звук, исходящий от предмета, для ребенка не существует отдельно от его внешнего вида, узнавать предмет только по звуку еще довольно сложно для маленького ребенка. Ведь чтобы отгадать, например, какой из трех предметов звучит, необходимо помнить все три звука и связывать каждый из них с целостным представлением о предмете.
В данной игре ребенок должен отгадать загадку не от лица игрового персонажа, как было в предыдущей игре, а от своего лица.
Кроме того, игра сближает детей, учит их считаться со сверстниками, радоваться их успехам. Красиво оформленные предметы — колпачок и палочка («волшебные помощники») превращают отгадывание звуковых загадок в волнующие события, затрагивающие лично каждого ребенка.
Игровой материал.
Для игры нужны три озвученные игрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков. Приводим несколько вариантов сочетания подобных игрушек. 1 вариант: погремушка, колокольчик (или звоночек от велосипеда) и детская гармошка; 2 вариант: озвученная неваляшка из пластмассы, барабан, резиновая игрушка с пищиком; 3 вариант: игрушечная музыкальная шарманка, бубен и деревянная погремушка-тарахтелка (можно заменить деревянным молоточком, ударяющим по дощечке, или двумя деревянными ложками, которыми постукивают). Для этой игры пригоден любой из перечисленных наборов. Игрушки нужно хранить в специально оформленной, красивой коробке.
Кроме набора игрушек потребуются еще два важных атрибута — картонный колпачок с кисточкой или помпончиком (как у петрушки или у клоуна) и палочка. Колпачок можно изготовить из плотной бумаги (оклеив его для прочности с внутренней стороны марлей) или плотной ткани. Он должен быть легким и надеваться глубоко на голову ребенка, удерживаясь на носу и не касаясь его глаз. Такой колпачок должен исключать возможность видеть что-нибудь вокруг. Необходимо красиво его оформить, сделать привлекательным для детей и удобным для употребления. Не менее привлекательной должна быть и «волшебная палочка», чтобы малыши поверили, что это не обыкновенная палочка, а именно сказочная, волшебная. Палочка должна быть ровной, достаточно прочной (чтобы не сломаться при постукивании о пол) и длинной (примерно один метр), чтобы ребенок мог дотронуться ею из центра круга до тех, кто стоит в кругу.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре принимают участие все дети группы. За несколько дней до первого знакомства с ней малыши узнают о том, что их ждет сюрприз. Они примеряют колпачок, рассматривают «волшебную палочку», любуются атрибутами вместе с воспитателем. Во время прогулки на участок выносятся разные звучащие предметы, которые будут использованы в игре (погремушка, озвученная неваляшка, детская гармошка, деревянная колотушка и др.). Воспитатель показывает, как извлекать из каждого предмета чистый красивый звук. Нужно, чтобы дети услышали, как звучит гармошка, и увидели, как добиваются чистого звучания, т. е. какие именно движения нужны для этого. Только тогда можно, дать игрушку детям, чтобы они попробовали извлечь не слишком громкий, но отчетливый, чистый звук. Такие упражнения учат детей соотносить свои движения и слуховые впечатления. После того как воспитанники научатся пользоваться звучащими игрушками, можно знакомить их с правилами игры.
Пригласив детей сесть поудобнее, воспитатель садится за столик, где находится коробка с игрушками. «В прошлый раз вы по голосу отгадывали, кто будит Мишутку, — говорит он, — и сегодня мы тоже будем загадывать и отгадывать загадки, но по-другому, еще интереснее. В одних загадках нужно будет узнать по голосу, кто говорит, а в других догадаться, какая игрушка звучит». Педагог открывает коробку, вынимает из нее по очереди каждую игрушку и не спеша показывает, как тарахтит погремушка, как звенит звонок или колокольчик, как протяжно поет гармошка.
Взрослый дает малышам возможность не только услышать звук, но и увидеть звучащий предмет. Потом достает колпачок и палочку и сообщает, что эти предметы волшебные. Они будут помогать загадывать и отгадывать загадки. Но помогут они только тем, кто играет дружно, умеет правильно ходить по кругу, стоять тихо-тихо и внимательно слушать.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки и встать в круг. Затем выбирает ребенка, который выходит на середину круга: он будет отгадывать первую загадку. Педагог дает ему «волшебную палочку» и надевает на голову колпачок. Затем, двигаясь вместе с детьми по кругу в хороводе, произносит следующие слова: «Раз, два, три (короткая пауза)... четыре, пять! Будет палочка стучать!» (Слова повторяются два-три раза).
С последними словами все останавливаются, а ребенок, которому предстоит отгадывать загадку, дважды громко и четко ударяет «волшебной палочкой» о пол, подавая сигнал о том, что сейчас начнется самое главное: если настанет полная тишина, палочка «выберет» того, кто будет загадывать первую загадку. Подсказывая малышам по ходу игры каждое очередное действие, воспитатель предлагает им сделать два шага вперед, чтобы приблизиться к ребенку, находящемуся в центре круга. Взрослый замыкает круг и предлагает ребенку, стоящему в центре, медленно вращаться внутри круга, держа палочку на вытянутой руке (горизонтально). «Палочка сама выберет того, кто ей понравится», — говорит он. Незаметно для детей взрослый направляет движения ребенка. Тот, кого слегка коснется палочка, должен ухватиться за протянутый ему конец, назвать отгадчика по имени и произнести следующие слова: «Узнаешь мой голосок? Назови меня, дружок!» (Это обращение можно заменить другим, более коротким и легким, например: «Кто я? Назови меня» или «Это я, отгадай мою загадку, назови меня!») Ребенок, находящийся в центре круга, должен назвать имя того, кто произнес эти слова. Если загадка отгадана верно, все участники игры дружно хлопают в ладоши. Аплодисменты адресуются и тому, кто загадал, и тому, кто отгадал первую загадку Колпачок и палочка возвращаются на стол с игрушками, а оба ребенка занимают место в общем кругу. Круг снова расширяется, и в середину выходит новый ребенок, ему надевают колпачок и передают «волшебную палочку». Все повторяется сначала: дети снова водят хоровод под уже знакомые слова, останавливаются на стук «волшебной палочки», которая затем так же, как в первый раз, показывает, кому загадывать следующую загадку. Воспитатель напоминает о соблюдении полной тишины, чтобы можно было отгадать загадку, и передает выбранному ребенку одну из озвученных игрушек. «Послушай и отгадай, какая игрушка у меня в руке?» — спрашивает ребенок и извлекает чистый звук средней громкости (этому он научился за время подготовки к игре).
Воспитатель вместе с детьми аплодисментами поддерживают играющих. Если ребенок не может отгадать загадку или дает неправильный ответ (что бывает редко), участники игры выражают свое сочувственное отношение к случившемуся следующим образом: опустившись на корточки и держась руками за голову, они шутливым тоном произносят слова: «Ох, ох! Ох, ох! Колпачок нам не помог! Ему кто-то помешал, вот он и не отгадал!» В конце игры все, кто загадывал и отгадывал загадки, выходят на середину круга, а остальные дети под народную плясовую мелодию поют им, приплясывая кто как умеет, величальную песенку:
Все ребята молодцы!
Мы вам всем похлопаем,
Ножками потопаем,
Ручками помашем,
С вами вместе спляшем!
Правила игры.
1. Запомнить слова, которые говорят перед тем, как загадать загадку; стараться загадывать так, чтобы нетрудно было узнать, кто говорит или какая игрушка звучит.
2. Правильно ходить по кругу; вовремя останавливаться и стоять тихо, чтобы лучше были слышны голоса и звуки, не мешать «волшебной палочке» выбирать детей. («Волшебная палочка» выбирает только тех, кто сохраняет тишину, не мешает загадывать и отгадывать загадки.)
3. Играть дружно, спокойно дожидаться своей очереди. («Волшебная палочка» выбирает прежде всего того, кто выполняет правила игры. Она может выбрать одного и того же ребенка несколько раз.)
Советы воспитателю.
Эту игру лучше проводить на воздухе или в зале, поскольку она требует пространства и свободы движений. Предварительно нужно поучить детей ходить по кругу.
Многие дети во время игры хотят стоять рядом с воспитателем и держать его за руку. Чтобы избежать конфликтов между детьми, следует сразу упорядочить их передвижение в кругу. Например, кто уже загадывал (или отгадывал) загадки, становится по левую руку от воспитателя, а остальные справа.
Робких и застенчивых ребят лучше привлекать на активные роли под конец игры. Успешное решение задачи другими детьми придает им смелости и уверенности. Одобрение воспитателя является важным подкреплением их усилий, повышает активность.
Что выбрал петрушка?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В предлагаемой игре малыши продолжают учиться узнавать на слух источник звука. Решение такой задачи способствует обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам, что важно для развития музыкальных способностей.
Коллективный характер данной игры позволяет воспитателю развивать у детей организованность, поощрять чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение. Игра помогает воспитывать у детей умение управлять своим поведением, считаться друг с другом.
Игровой материал.
Материалом для игры служат музыкальные и озвученные игрушки. Приведем несколько вариантов наборов таких игрушек:
набор 1: барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком;
набор 2: погремушка, звонок или колокольчик, игрушечная гармошка, бубен или барабан;
набор 3: музыкальная шарманка, бубен, деревянная колотушка или две деревянные ложки.
Игрушки лежат в красиво оформленной коробке. Нужна также настольная ширма.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре участвует вся группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель предлагает поиграть в новую игру. Стремясь заинтересовать ребят, взрослый достает красивую коробку и, не снимая крышки, слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки. «Как вы думаете, что лежит в коробке? — спрашивает он. — Давайте еще раз послушаем». Попросив детей соблюдать полную тишину, педагог повторяет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее: «Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете, что это?»
Предоставив детям возможность высказаться о том, что им послышалось, и настроив их на внимательное слуховое восприятие, воспитатель развязывает ленту на коробке, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки. Показывая каждую игрушку, взрослый просит детей назвать ее и послушать, как она звучит (при этом обращает внимание на то, как извлечь из игрушки красивый звук средней громкости). Педагог подзывает к себе кого-либо из детей, передает ему в руки игрушку и поручает «заставить» игрушку прозвучать, чтобы все еще раз могли услышать, как она красиво «поет».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждой игрушки есть свой голосок — одна поет протяжно (гармошка), другая — свистит (свистулька или резиновая пищалка), а третья — стучит (бубен, ложки и пр.). Он задает вопросы о том, что слышат дети, и побуждает их к словесному обозначению воспринимаемых звуков или к звукоподражанию. При этом взрослый дает наглядные примеры воспроизведения звуков. Так ребята узнают, что металлический колокольчик звенит и будто говорит им «дзинь-дзинь», бубен стучит и говорит «там-там-там», маленькая шарманка, если покрутить ее ручку, поет песенку. Если среди игрушек есть барабан, дети узнают из пояснений воспитателя, что он барабанит свою песенку: «трам-трам-там-там-там», а слушая звучание детской гармошки, они заметят, что она издает певучие, протяжные звуки. Резиновая игрушка с пищиком издает отрывистый звук.
Познакомив детей со всеми игрушками, воспитатель ставит на стол ширму и прячет за нее игрушки. Затем начинает объяснять правила игры наглядно-действенным способом.
Педагог вызывает кого-нибудь из детей, надевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать т) игрушку, которая ему больше нравится. Затем показать, как она звучит, а остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.
Правила игры.
1. При загадывании загадок соблюдать тишину и слушать внимательно, как звучит предмет.
2. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе.
Советы воспитателю. Проводя игру, постарайтесь удовлетворить стремление каждого ребенка выполнить активную роль.
Наверняка в вашей группе есть дети, которым трудно соблюдать тишину и управлять своим поведением. Этих воспитанников лучше вызывать раньше (но не самыми первыми). Выполнив активную роль, такой ребенок не может долго участвовать в игре. Чтобы он не нарушал тишину и не мешал остальным, предложите ему какое-нибудь спокойное занятие (альбом, картинки, кубики и пр.), напомните, что нельзя вскакивать с места и мешать остальным детям играть.
При повторении игры можно менять игровой материал. Правила обращения со звучащими игрушками должны неукоснительно соблюдаться.
Звуковые загадки
Особенности игры и ее воспитательное значение. Обучающая задача этой игры во многом совпадает с предыдущей. Но теперь детям нужно не просто отгадать звучащий предмет, а передать характер звука словом или голосом. Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.
Игровая ситуация и задачи хорошо знакомы детям. Новым для них является тип партнерства (активная роль выполняется небольшими группами). Дети учатся управлять своим поведением: сдерживать естественное желание ответить первым и пр. Все это имеет большое значение для развития волевых качеств личности ребенка.
Игровой материал.
К материалу из предыдущей игры можно добавить несколько музыкальных игрушек, например рояль, дудочку, триолу, балалайку, трензль и др. Подбор игрушек должен обеспечить разнообразие звуков — как протяжных, мелодических, так и ударных, отрывистых. Потребуется также и настольная ширма.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: он будет с помощью игрушек извлекать звуки, а ребята, не видя предмета, должны отгадать, что звучит.
Педагог загораживает игрушки ширмой и предупреждает детей, что сидеть надо так тихо, как будто никого нет в комнате, тогда хорошо будет слышен звук каждой игрушки. Он сообщает детям еще одно важное правило игры: когда игрушка кончит звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты... (назвать игрушку)».
Разгадав загадку, дети вместе с воспитателем должны обозначить словом или передать звукоподражанием характер услышанного звука.
Загадав детям две-три загадки, воспитатель несколько изменяет организацию игры. Он подзывает к себе ребят (четыре-шесть человек). Одним из них предлагает сесть на стульчики лицом к остальным участникам игры, а другим (не больше двух) стать его помощниками в загадывании загадок. Помощники садятся за ширму и по указанию взрослого выполняют действия с игрушками, заставляя их звучать. Отгадывают загадку все дети, но отвечают вслух только те, кого назовет воспитатель. Остальные могут шепнуть отгадку на ушко своим соседям. После каждой загадки воспитатель помогает детям передать характер звука словом или звукоподражанием, вместе с остальными участниками игры оценивает правильность отгадки.
Благодаря смене ролей, игра проходит оживленно, воспитатель получает возможность проверить, как справляется каждый ребенок с предложенной задачей, видеть особенности поведения детей в совместной деятельности.
Правила игры.
1. Строго соблюдать тишину, внимательно слушать, как звучит предмет.
2. Говорить разгадку только после слов: «Голосок мы твой узнали и загадку разгадали...» Вслух говорят разгадку только те, кого просит воспитатель. Подсказывать нельзя.
3. На роли помощников выбираются только те, кто играет дружно и выполняет правила.
Советы воспитателю. Игра носит контрольный характер. Она позволяет выяснить индивидуальные особенности поведения каждого ребенка, что очень важно для дальнейшей работы.
Заметив первые признаки ослабления внимания и интереса у детей, предложите им роли помощников, не дожидаясь с их стороны явного нарушения правил. Проводите игру живо, эмоционально, при полной активности всех ее участников.
Встречайте гостей
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель этой игры — научить детей выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события. Воспитанникам предлагается различить по слуху три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. Сигналы различаются тембром, высотой и характером звучания (прерывистое, протяжное). Для решения задачи ребенок должен выделить их звуковые особенности и припомнить, какого гостя представляет тот или иной звук. Это требует от ребенка не только активности восприятия, но и хорошей памяти, а также развитого мышления. Включение таких важных психических процессов отличает данную игру от предыдущих. В то же время эта игра является продолжением предыдущих, поскольку в ней дети совершенствуют умения, которые были приобретены ими ранее.
В этой совместной игре создаются условия для перехода к ролевой игре, являющейся следующей ступенькой в развитии игровой деятельности малышей. К тому же данная игра способствует дальнейшему сближению детей, воспитанию умения вести себя в коллективе. Она помогает робким и пассивным малышам преодолеть неуверенность в себе.
Игровой материал.
Для игры потребуются звучащие игрушки и различные атрибуты (в виде элементов костюма), способствующие активизации воображения при выполнении игровой роли.
Можно использовать следующие звучащие игрушки, издающие мелодичные протяжные звуки: музыкальную шкатулку с ручкой, игрушечную гармошку, металлофон. Ударные, прерывистые звуки передают такие игрушки: бубен, барабан, кастаньеты или деревянные ложки, деревянный молоточек и дощечка.
Игровыми атрибутами могут служить элементы костюмов, которые обычно используются для праздников; шапочки с ушками для зайчиков, юбочки и пояски для кукол, колпачок для петрушки или клоуна и пр.
Кроме того, для игры нужна настольная ширма, чтобы загородить звучащие игрушки на детском столе.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре участвует вся группа. Воспитатель рассаживает детей на стульчики и садится напротив них: «Давайте поиграем сегодня так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые обязательно покажут нам что-то веселое, забавное и интересное. Сегодня к нам придут двое петрушек, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете то гостями, то хозяевами».
Педагог показывает детям приготовленные атрибуты: колпачки для петрушек, ушки для зайчиков, юбочки и пояски для куколок. Потом показывает, что будут делать гости: петрушки могут бегать и смешить детей, куколки — танцевать, а зайчики — прыгать. Воспитатель объясняет, что гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его.
«А теперь, — продолжает педагог, — слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (играет на гармошке), знайте, что сейчас появятся петрушки. Какой это звук — протяжный или прерывистый? (Ответы детей.) Если вы услышите вот такую музыку (вращает ручку музыкальной шкатулки или исполняет простую мелодию на металлофоне) — значит, к нам идут куколки. Под такую музыку они будут плясать. Какие это звуки, протяжные или, как у барабана, отрывистые: бам, бам, бам? (Ответы детей.) Ну, а если зазвучит такой звук (берет бубен и издает ударные звуки), знайте, к нам прискакали зайки. Они любят прыгать под такие отрывистые звуки — скок- скок-скок».
Для того чтобы дети лучше запомнили звуковые сигналы, воспитатель еще раз повторяет их и напоминает, какому гостю соответствует каждый сигнал. Он объясняет, что как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе дружно позвать гостей и пригласить их войти. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что умеют делать. Все дружно похлопают гостям и пригласят их сесть. Так по очереди хозяева будут встречать всех своих гостей. Взрослый напоминает детям, что в подобную игру они уже играли («Куклы пляшут».)
Воспитатель выбирает по два ребенка на роль каждого гостя и помогает им надеть соответствующие атрибуты. Он напоминает детям, что все они смогут быть гостями. Гости выходят за дверь, в смежную комнату, так, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе, главное, чтобы им были слышны сигналы. (Можно усадить детей и в той же групповой комнате поодаль от хозяев.)
Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяевам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер (с помощью воспитателя). Потом, передав свой костюм любому из участников игры, они садятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.
Правила игры.
1. Хозяева должны угадать, кто из гостей сейчас придет, вежливо встретить их и поаплодировать им после выступления.
2. На роль гостей выбираются только те дети, кто был радушным хозяином.
3. Каждый гость должен внимательно слушать сигналы и, узнав свой, приготовиться, но не выходить и не вставать с места до тех пор, пока хозяева не позовут его.
4. Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с воспитателем. Лучшим гостем считается тот, кто придумал что-нибудь оригинальное и не нарушал правил игры.
Советы воспитателю.
В этой игре важно установить связь между звуковым сигналом и персонажем. Для этого лучше использовать знакомые по предыдущей игре звуковые игрушки, особенности звучания которых дети знают.
В этой игре малышей особенно привлекают роли гостей. Это дает вам возможность, распределяя роли, активизировать робких, пассивных детей, которые стесняются выступать перед зрителями. Таким детям лучше подбирать в пару более смелых и активных сверстников, чтобы они могли чувствовать себя свободнее и следовать их примеру.
Хорошо, если активные роли будут меняться: в гости могут прийти белочки, солдатики, кошечки, лошадки, дрессированные собачки и т. п. При исполнении этих ролей важно активизировать воображение детей, дать им возможность самим придумать свое выступление.
В конце игры дети-хозяева могут решить, кто был самым лучшим гостем, т. е. чье выступление было самым интересным, забавным, необычным. Лучшего гостя можно попросить повторить свой номер.
Похожие статьи:
Игры на развитие памяти и внимания для детей 3-4 лет в детском саду
Игры в парикмахерскую для детей 3-4 лет
Сюжетно - ролевые игры в мастерскую в младшей группе
Малоподвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Сюжетно-ролевые игры для детей младшей группы в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!