Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Занятие для старших дошкольников 5-6 лет на тему: «Устройство и украшение жилища»

Цель: становление основ уважительного, бережного отношения к культуре русского народа.

Задачи:

— систематизировать знания детей о назначении избы, ее убранстве, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, предметах быта;

— воспитывать интерес к жилищу русского человека, его убранству;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой деятельности.

Оборудование: Домовенок Кузя (игрушка из соленого теста); альбом иллюстраций «Жилища»; макет избы; пластилин; глина; краски; круги из плотной бумаги (блюда), плетеные коврики из цветной бумаги; иллюстрации внутреннего убранства избы.

* * *

Воспитатель. Сегодня я шла по дороге и слышу — кто-то плачет. Оказалось, что это Домовенок Кузя дом свой потерял. Он ходил в гости к Нафане и заблудился.

Воспитатель показывает детям Домовенка Кузю.

Ребята, давайте покажем ему альбом с изображением различных жилищ, может быть, он там свой дом найдет.

Воспитатель показывает изображение шалаша.

Кузя, это твой дом? Домовенок Кузя. Нет.

Воспитатель. Ребята, а что это? Удобно ли жить в шалаше?

Дети. Печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для жилья.

Воспитатель. Показывает многоэтажный дом. Вот какой красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?

Домовенок Кузя. Нет, мой другой был.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в этом доме удобно жить? Какой он, как называется?

Дети. Это многоэтажный дом, построен из кирпича, он светлый, теплый, в нем много окон и дверей, в нем живет много народа, там весело.

Домовенок Кузя. Не хочу много народа, мой дом был деревянный, с трубой, в нем печка была, я люблю спать на печке.

Воспитатель. Показывает избу. Кузя, может, этот дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя. Вот мой дом! И труба на крыше, и крыльцо! Вот моя изба!

Воспитатель. А ведь у нас с вами есть такая изба, давайте покажем ее Кузе.

Воспитатель вносит макет избы.

Домовенок Кузя. Это моя изба. И крылечко то самое широкое, на нем отдыхать можно, когда на улице тепло. А дверь в избу низкая, чтобы те, кто входит в избу, поклонились хозяевам, а то и шишку можно на лбу набить. Порог, наоборот, высокий, чтобы меньше тепла выдувало. Я люблю жить в моем доме!

Воспитатель. Ребята, в русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину избы?

Дети. Печь.

Воспитатель. А из чего делали печи?

Дети. Сначала печи делали из глины, а затем из кирпича. Соединяли кирпичи глиной.

Воспитатель. Чем топили печь?

Дети. Дровами.

Воспитатель. Правильно, ребята, топили печь дровами. Самыми лучшими считались березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают Много тепла, в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу — на улицу. В какой посуде готовили еду в печи?

Дети. В посуде, которую делали из глины и металла.

Воспитатель. Правильно, еду в печи готовили в специальной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов. Раньше говорили: «Когда в печи жарко, тогда и варко». А кто стихи про печь знает?

Ребенок

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси.

Домовенок Кузя. Спасибо вам, ребята, за такие хорошие стихи про печь. Печь в доме — мое любимое место, там можно погреться, поспать.

Воспитатель. А еще где спали в избе?

Дети. На больших лавках, на полатях.

Воспитатель. Ребята, а что такое полати?

Дети. Это доски под потолком.

Воспитатель. Под потолком в избе делали полати — деревянный настил. Полати были широкими и удобными, на них любили спать ребятишки. Но маленькие дети могли упасть с них. Где же они спали?

Дети. В колыбельке.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька), где спали маленькие дети.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением колыбели.

Устройство колыбели было простым и удобным: днище, высокие стенки, веревки для крепления на крюк в потолке. Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воздух (прутья деревьев, струганные доски). Чтобы ребенка можно было убаюкивать, к ней привязывали веревку для укачивания. Ребята, а как назывался левый от печки угол?

Дети. Красным.

Воспитатель. Почему его так называли?

Дети. Красный означает красивый. Здесь принимали гостей, отмечали праздники.

Воспитатель. Правильно, ребята. Красный угол предназначался для встречи гостей, сбора родственников во время праздников, обедов. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве?

Дети. «Что есть в печи — все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать».

Воспитатель. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Домовенок Кузя. Я люблю, когда приходят гости! С ними весело, можно поиграть! Ребята, давайте поиграем в старинную русскую игру «Передай скалку».

Русская народная игра «Скалка»

Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мышку. Кто уронит скалку, тот отвечает на вопросы.

Вопросы

• Чем топят печь?

• Из чего делали печь?

• В чем готовили пищу?

• Где спали в избе?

• Как назывался угол напротив печки?

• Где спали маленькие дети?

Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за интересную игру! Мы оставляем тебя в твоей избе.

Домовенок Кузя. Ребята, а я хочу, чтобы в моей избе стало красиво. Когда я ходил в гости к Нафане, видел у него столько расписной посуды! Помогите мне украсить дом.

Воспитатель. Ребята, поможем Кузе? Из чего мы можем ему смастерить посуду?

Дети. Из глины, пластилина, можно вырезать блюда из картона, плотной бумаги и раскрасить их красками.

Дети делятся на две группы. Одни лепят, а другие раскрашивают блюда, чтобы украсить дом Кузи. Звучит русская народная песня.

Домовенок Кузя. Как красиво и весело будет в моей избе! Спасибо вам, ребята!

Воспитатель. А еще наши дети сплели вот такие коврики- половики (показывает заранее сплетенные из полосок цветной бумаги коврики), они тоже очень украсят твой дом.

Дети прощаются и уходят.

Похожие статьи:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе ДОУ

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры

Занятие по математике в старшей группе детского сада

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Рыбы

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Животные

Нет комментариев. Ваш будет первым!