Родительское собрание в 1 классе. Чтение без принуждения
Сценарий родительского собрания в 1 классе. Перекресток выбора «Пена цивилизации», или «Корабли мысли»?
Составлено и проведено И.М. Антоновой
Цели:
— способствовать повышению мотивации родителей к стимулированию у детей интереса и любви к чтению;
— расширять знания родителей о влиянии телевидения, компьютера и книг на развитие ребенка;
— показать влияние телевизионных программ на психическое и физическое состояние ученика.
Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель, психолог школы.
Подготовительная работа
I. На классном часе проводится анкетирование учащихся.
1. Что ты больше любишь? (Читать книгу; смотреть телевизор; играть на компьютере.)
2. Часто ли ты с родителями читаешь книгу?
3. Часто ли ты вместе с мамой и папой смотришь телевизор?
4. Часто ли ты вместе с родителями сидишь возле компьютера?
5. Напиши названия твоих любимых телепередач.
6. Напиши названия твоих любимых сказок. Откуда ты знаешь их содержание?
II. За неделю до собрания школьный психолог проводит анкетирование родителей.
1. Чему ваш ребенок отдает предпочтение? (Чтению книг; просмотру телевизора; занятиям на компьютере.)
2. Часто ли вы вместе с детьми читаете книги?
3. Часто ли вы с ребенком смотрите телевизор?
4. Часто ли вы с ребенком работаете (играете) на компьютере?
5. Что, на ваш взгляд, приносит больше пользы вашему ребенку? (Чтение книг; просмотр телевизора; занятие на компьютере.)
III. Классный руководитель для формирования команд изготавливает карточки разных цветов, на обратной стороне которых написаны высказывания.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— карточки желтого, красного, зеленого, синего цвета, на обратной стороне которых написаны высказывания.
Набор высказываний:
— «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро);
— «Земной рай находится в хорошей книге» (П. Буаст);
— «Книги — дети разума» (Д. Свифт);
— «Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Ш. Монтескье);
— книги «Русские народные сказки», энциклопедия «Что такое? Кто такой?», «Золотой луг» М. Пришвина, «Азбука от А до Я»;
— бумажные ладошки;
— напечатанные анкеты для родителей;
— перечень программ передач;
— на классной доске записываются эпиграфы собрания:
— «Телевидение — пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями» (В.Г. Кротов);
— «Компьютер — мясорубка для информации» (В.Г. Кротов);
— «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф. Бэкон).
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня потому, что появилась необходимость в решении важной проблемы. Послушайте отрывок газетной статьи, и я думаю, что вы согласитесь с важностью сегодняшнего собрания. «Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия... Кажется, причина тому — очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, испещренный просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризует ситуацию. Неясно только одно: почему? что мы делаем не так? чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику? Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем... Все как положено, только результат нулевой.
Мама! Я читаю уже восьмую страницу! Осталось две! — сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения: процесс чтения у нас протекает «из-под палки»: непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов...».
Полагаю, многие из вас думают так же. Как помочь ребенку полюбить книгу? Как приучить его читать? Как сделать так, чтобы книга заменила бесконечное сидение у телевизора и компьютера. Именно этой проблеме будет посвящено сегодняшнее собрание — лаборатория нерешенных проблем.
II. Работа родителей в группах. Выполнение родителями заданий
Классный руководитель. Сейчас я попрошу вас подойти к столу и выбрать понравившийся цвет.
На столе лежат карточки разного цвета, на обратной стороне которых написаны высказывания в следующем порядке:
— желтый — «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро);
— красный — «Земной рай находится в хорошей книге» (П. Буаст);
— зеленый — «Книги — дети разума» (Д. Свифт);
— синий — «Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Ш. Монтескье).
Выбранные высказывания озвучиваются. Они становятся девизом образовавшихся команд.
Перед вами лежат программы передач. Вам нужно составить свою программу из тех передач, которые вы хотели бы посмотреть вместе с детьми. Желтая команда — понедельник, красная команда — среда, зеленая команда — суббота, синяя команда — воскресенье.
После обсуждения в группах и составления программы родители озвучивают их.
По вашему мнению, сколько времени должен проводить ребенок 6—8 лет перед телевизором? Врачи-офтальмологи считают, что полностью запрещать детям смотреть телевизор бесполезно и неправильно. Достаточно разумно организовать просмотр телепередач. В этом возрасте дети могут смотреть телевизор два раза в день по 30 мин, но через каждые 15—20 мин желательно делать перерыв и во время паузы обсуждать с ребенком увиденное. Посмотрел мультфильм — пусть попробует его пересказать. Такой рассказ есть необходимое осмысление, которое развивает логику. Кстати, специальные детские образовательные программы, которые делают при участии педагогов, обязательно предусматривают момент обсуждения, соучастия ребенка в том, что он видит на экране. Лишний час перед телеэкраном — дополнительная нагрузка на глаза ребенка. Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа. Не стоит сажать их перед телевизором раньше 3 лет. Играть на компьютере ребенку не рекомендуется до 8 лет. Сейчас я попрошу вас, с учетом услышанного, откорректировать ваши программы передач.
Работа родителей в командах.
Знаете ли вы интересы своих детей? Сейчас проверим. На доске перевернуты шесть вариантов ответов детей на вопрос: «Какие передачи ты любишь смотреть?»
Родители угадывают, постепенно открывая все варианты. Ниже приведен пример.
№ |
Название передач |
Количество |
п/п |
|
ответов учеников |
1 |
«Спокойной ночи, малыши!» |
26 |
2 |
«Ералаш» |
22 |
3 |
Мультфильмы |
30 |
4 |
«Счастливы вместе» (сериал) |
15 |
5 |
«Кадетство» (сериал) |
14 |
6 |
«Дом-2» (телевизионное шоу) |
13 |
Перед вами лежат бумажные ладошки. Посмотрите на них внимательно. Это ладошки ваших детей. Они такие маленькие. Им постоянно требуются ваша защита и помощь. Как постепенно мы воспитываем детей, даем им знания, так мы сейчас будем постепенно заполнять эту ладошку полезными Знаниями. На каждый пальчик сейчас мы запишем названия передач, которые вы рекомендуете посмотреть детям.
Родители выполняют задание, например:
Почему же так важно, чтобы дети больше читали книги, чем сидели за компьютером? Почему так важно создать у них мотивацию самостоятельно браться за книгу?
III. Выступление школьного психолога
Школьный психолог делает анализ анкетирования детей и родителей.
Результаты анкетирования показали, что дети любят смотреть телевизор и играть на компьютере больше, чем читать книги. Родители же наоборот хотят, чтобы ребенок больше читал, чем сидел перед телевизором или за компьютером. Отсюда и появляются противоречия и конфликты между ребенком и родителями. К сожалению, нежелание детей читать часто появляется из-за неумелых действий взрослых. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, только интерес — друг активности. Естественно, что дети с большим удовольствием смотрят телевизор, потому что смотреть всегда легче — не надо прилагать волевых усилий. Но вы знаете, что долгий просмотр телевизора отрицательно сказывается на зрении детей, а также на развитии их мыслительных процессов, эмоциональной сферы. Но и чтение может вызвать отрицательные эмоции, если оно неумело организовано.
IV. Ролевые игры, выполнение родителями заданий
Игра 1. По желанию выходят два родителя. Один играет роль ребенка, другой взрослого. Задача «взрослого» придумать способы мотивации «ребенка» к чтению.
Игра 2. На телевидении активно проходят рекламные ролики о той или иной передаче, что повышает интерес к программе. А как быть с книгами? Перед командами лежат книги, задача — создать такой рекламный ролик, который спровоцировал бы чтение книги.
Классный руководитель. Сейчас я попрошу вас придумать пять способов закрепления положительного отношения ребенка к чтению.
Родители обсуждают задание в командах, затем озвучивают свои варианты.
Давайте обобщим ваши идеи и сделаем общую памятку.
Памятка записывается на ладошку. Например:
V. Подведение итогов. Решение собрания
Наше собрание было очень плодотворным. Надеюсь, что благодаря этому в вашей семье одной нерешенной проблемой станет меньше.
Классный руководитель зачитывает проект решения собрания. Родители его дополняют, уточняют.
Литература
Волина Т В. Учитель и семья. М., 1997.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. М., 1998.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения на тему Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Братья наши меньшие
Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень
Нет комментариев. Ваш будет первым!