Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова «Жила-была собака...»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с веселыми стихами о животных; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.
Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме; аудиозапись песни «Не дразните собак»; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
Все на свете нужны
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
— О чем автор говорит нам в стихотворении?
— Докажите, что все на свете друг другу нужны. (Высказывания детей.)
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито, весело).
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?
Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и познакомимся с новыми произведениями.
IV. Работа по теме урока
Стихотворение Б. Заходера
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Б. Заходера (с. 128). Что вы видите? (Кошка плачет.)
— Как вы думаете, почему она плачет? (Ответы детей.)
— Проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Дети читают.)
— Какое горе приключилось у киски?
— Жалко ли вам ее? Почему?
— Какое настроение создает это стихотворение?
— Как его можно озаглавить?
— Прочитайте его выразительно сначала друг другу, а потом всем одноклассникам.
(Выразительное чтение стихотворения.)
V. Физкультминутка
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение И. Пивоваровой
— Кто автор следующего стихотворения (на с. 128-129)?
— Как мы можем назвать его — по первой строчке? («Жила- была собака...»)
Материал для учителя
Ирина Михайловна Пивоварова (1939—1986) — детская писательница. Родилась в Москве. Ее отец был врачом. Он мечтал, чтобы дочь тоже стала врачом. Однако она, окончив школу, поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина Михайловна начала писать маленькие рассказы, стихи. И они очень понравились детям.
— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы видите?
— Предположите, о ком или о чем будет это стихотворение.
— Прочитаем стихотворение по частям. (Учитель читает первые четыре четверостишия.)
— Какое впечатление произвела на вас собака?
— Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
— Прочитайте строчки, от которых нам становится страшно, мы боимся этой собаки.
(Дети зачитывают.)
И вот когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звезд.
— Как вы понимаете эти строчки?
— Есть ли еще строчки?
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись.
— Теперь вам понятны иллюстрации в учебнике?
— Какой предстает перед нами эта собака? (Перед нами возникает образ огромной, страшной собаки.)
— Как вы считаете, что будет дальше? (Предположения детей.)
— Прочитайте стихотворение до конца, обращая внимание на характер собаки.
— Ожидали ли вы такое продолжение?
— Прочитайте, какой была собака. (Дети читают.)
— Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение?
— Какие приемы сказки использует автор?
(Ответы детей. Затем - выразительное чтение стихотворения.)
2. Правила поведения с собаками
— Поговорим, как правильно вести себя с собаками. Почему это важно?
— У кого из вас есть собака? Как вы за ней ухаживаете?
— Послушаем песню «Не дразните собак».
— Что вы скажете об этой песне?
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам особенно удалось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы изучаем?
— Какие произведения мы читали сегодня? Кто их авторы?
— Какое из них вам больше понравилось? Почему?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Братья наши меньшие
Родительское собрание в 1 классе. Чтение без принуждения
Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень
Урок литературного чтения на тему Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», 2 класс. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!