Конспект урока по окружающему миру «Куликовская битва», 4 класс. Школа России

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Войны в Древней Руси. Куликовская битва (групповое творчество)

Цели: организовать деятельность учащихся, направленную на осмысление ценности изучаемого материала; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление, умения сравнивать, делать выводы, строить элементарные предположения и находить доказательства (повышение общей культуры и эрудиции), монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас, устойчивый интерес к изучаемому предмету; содействовать развитию интеллектуальной, коммуникативно-деятельной культуры; формировать компоненты учебной деятельности - самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Земли Русской.

Задачи: познакомить учащихся с ходом битвы на поле Куликовом; закреплять умения работать с картами, план-картами, схемами; совершенствовать навык работы с контурными картами.

Оборудование: учебники, тетради на печатной основе; мокрая мозаика-схема «Куликовская битва»; контурные карты, демонстрационная карта; кроссворды, чайнворды; предметные рисунки «Одежда», «Вооружение»; репродукции, фрагменты картин «Благословление на битву» (художник Ю. Ракша), «Поединок Пересвета с Челубеем» (художник М. Авилов), «Утро на Куликовом поле» (художник А. Бубнов).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Что общего и в чём различия тактики ведения боя Александром Невским и Дмитрием Донским?

Чтение учащимися наиболее понравившегося стихотворения по теме урока наизусть или выразительно.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

1. Блицопрос.

1) Одна из причин войн. (Захват земель.)

2) Отчество Александра Невского. (Ярославович.)

3) Название озера, где произошло Ледовое побоище. (Чудское.)

4) Целостность, сплочённость; единение народа. (Единство.)

5) Замкнутый в берегах большой естественный водоём. (Озеро.)

6) Объединение рыцарей. (Орден.)

7) К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. С тех пор Александра стали величать Александр ... (Невский).

8) Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. (Интуиция.)

9) Мужское имя, в переводе с греческого - защитник людей. (Александр.)

10) Войско, битва, сражение. (Рать.)

Учитель. Составьте предложение, используя как можно больше слов из вашего кроссворда, чайнворда.

Учащиеся. К берегам Чудского озера повёл свою рать Александр Ярославович (Невский), чтобы сразиться там с немецким рыцарским орденом и не подвергать опасности женщин, детей, стариков.

Учитель. А я составила другое предложение. «Единство ратников ополчения и княжеских дружин, прекрасная интуиция князя Александра (Ярославовича) Невского, любовь к родной земле помогли одержать сокрушительную победу на Чудском озере над военным рыцарским орденом».

2. Работа в группах.

• Защита рисунков.

• Игра «Одевай-ка, вооружай-ка».

Цель: выявление опыта учащихся, повторение ранее изученного материала.

Учитель. Сейчас мы попробуем «одеть» и «вооружить» русского воина и крестоносца. Назовите и расположите данные предметы в таблице.

Мокрая мозаика. Одни учащиеся на классной доске располагают в таблице данные им предметные рисунки. Другие - осуществляют взаимопроверку выполнения задания. С опытной стороны рисунка есть слово-ответ с пояснением его значения.

Воины

Одежда

Вооружение

Русские

кольчужные рубашки

мечи

остроконечные шлемы

копья

бармицы

деревянные щиты

 

боевые топоры

 

луки

 

засапожные ножи

Крестоносцы

железные доспехи с ног до головы

мечи

шлем с рогами

копья

белые плащи с крестами

железные щиты

Учитель. Покажите и прочитайте названия тех предметов, которые не использовались ни в Невском сражении, ни на Чудском озере.

Учащиеся. Мисюрка, бердыш, кол, рогатина.

Учитель. Эти предметы одежды и вооружения широко использовались русскими на поле брани с Золотой Ордой осенью 1380 года.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Ветер дует нам в лицо.

(Руки вперед. Выполнить движения рук, имитируя ветер.)

Закачалось деревцо.

(Поднять руки вверх.

Выполнить наклоны туловища влево, вправо.)

Ветер тише, тише, тише.

(Выполнить приседания.)

Деревцо все выше, выше, выше.

(Медленно подняться.

Руки поднять вверх. Встать на носочки.)

IV. Восприятие и осмысление нового материала.

Цель: познакомить, как Русь воевала с войском Золотой Орды.

1. Работа с учебником. Самостоятельное чтение нового материала.

Учитель. Что же такое Золотая Орда? Назовите дату первого похода татар на Русь.

Учащиеся. Могущественное государство, основным населением которого являются монголы и татары. Войска ордынцев захватили огромные территории в Сибири, Крыму, на Кавказе, в Поволжье. В 1237 г. начался первый поход монголотатарского войска на Русь.

Учитель. Какую дань платила Русь Золотой Орде? Как вы думаете, что такое дань?

Учащиеся. Враги брали всё, что было ценного в русских селениях: деньги, золото, меха, мёд, домашнюю утварь.

Учитель. А ещё поставляли Батыю воинов... Как вы думаете, почему Русь покорилась татарам и чуть ли не полтораста лет страдала от ига Золотой Орды?

Учащиеся. Огромное войско у ордынцев.

Учитель. Верно. А ещё не было мира и согласия между русскими князьями: соперничали друг с другом за власть, каждый защищал лишь свой удел.

- Посчитайте, сколько лет Русь платила дань Золотой Орде?

Учащиеся. С 1243 г. по 1374 г. (131 г.).

Учитель. Но терпение русских небезгранично. Беда и горе объединили людей. Встали за правое дело полки московские, ростовские, ярославские, муромские; отряды белозерские, устюжские, елецкие, брянские, полоцкие; присоединились бояре рязанские и простые рязанцы. Стали рядом, плечо к плечу, выстояли и победили.

- Кто стал во главе объединённого русского войска?

Учащиеся. Московский князь Дмитрий.

Учитель. Дмитрий Иванович не только князь-собиратель разрозненных княжеств, уделов земли русской в одно целое, но и христианин-созидатель, патриот земли русской, великий полководец, тактик и мужественный воин, прекрасный супруг и отец.

Сообщения, подготовленные творческой группой учащихся.

Ученик. Когда родился Дмитрий, а было это 12 октября 1350 года, на русской земле уже второе столетие хозяйничала Золотая Орда - племена монгольских кочевников.

Его отец Иван Красный княжил всего 6 лет и умер загадочной смертью после поездки в Сарай - так называлась столица Золотой Орды. Многих русских князей погубили коварные недруги. Одних замучили тяжёлыми пытками, других опоили злыми травами во время застолья.

Тем временем юный княжич учился грамоте, сердцем и умом постигал веру отцов, читал церковные книги. Когда впервые Дмитрия облачили в воинские одежды, кольчуга и шлем были велики, гнули к земле его тело.

...Пришло время ему с дружиной отправляться к границам Тверского княжества, откуда на русские земли нападали литовцы.

Но беды шли не только от Литвы. С юга постоянно совершали набеги ордынцы.

Быстро мужал и закалялся князь в дальних и близких походах. А тут подоспела новая беда. Заболела и скончалась его матушка, Великая княгиня Александра. В этот же год умер брат Иван. Осиротел Дмитрий.

Учитель. Дата рождения князя Дмитрия - 1350 г. Какой это век?

Учащиеся. XIV век.

Учитель. Столица Золотой Орды

Учащиеся. Город Сарай.

Учитель. Где можно найти этот материал?

Учащиеся. В школьной библиотеке.

Оценивают учащиеся.

Ученик. Но горе горем, а жизнь жизнью. Великому князю пора и жениться. Венчался он в Коломне, потому что в Москве в то время бушевали пожары. Сгорели почти все деревянные церкви, а каменные постройки сильно пострадали. Сгорел даже деревянный Московский Кремль.

- Доколе же Москва и её святыни будут гореть? - давно уже думал Дмитрий. И решил он отстроить заново Кремль из камня.

Учитель. Но для этого нужны деньги, много денег. А где их взять?

Учащиеся. У бояр.

Учитель. Они и так, как могли, обеспечивали оружием освободительные походы князей.

Учащиеся. Торговля с другими странами.

Учитель. Так нужен товар, и много! А ежегодно из русских земель в Орду уходили караваны с данью - зерном, мёдом, мехами, дорогими изделиями ремесленников.

Учащиеся. Не платить дань!

Учитель. За неповиновение русичей жестоко карали ханские воины: города и деревни грабили и сжигали, людей уводили в плен...

Ученик. ... А где их взять, как не из дани татарам? Орда в последние годы ослабела, потому что раскололась на два враждующих ханства.

...И потянулись к Москве вереницы подвод с белым камнем. Сотни каменотёсов работали в каменоломнях. Горы камня требовались, чтобы возвести толстые и высокие кремлёвские стены, сторожевые башни, дворцы, храмы и всякие строения.

Кремль становился настоящей крепостью.

Но не одна Москва заботила Великого князя. Укреплял Дмитрий и другие города: Коломну, Ржев, Можайск, Серпухов...

Возмужал Дмитрий. Родились у него шесть сыновей да три дочери. Княгиня Евдокия Дмитриевна была мягкосердечной, набожной и кроткой. Для тех суровых времён их брак был на редкость удачным. Супруги крепко любили друг друга и эти чувства сохранили до конца жизни. Мир в семье помогал Дмитрию вершить великие для Руси дела.

Учитель. Где ты нашёл материал для сообщения?

Ученик. В городской библиотеке.

Оценивают учащиеся.

Ученик. Грянуло лето 1380 года.

Учитель. Определите возраст князя Дмитрия.

Ученик (учащиеся). 29-30 лет.

И татарское войско, конные и пешие, тысячи повозок, табуны боевых коней, а также скота для прокорма воинов - двинулось на Русь. Застонала под ними степь...

Учитель. Почему?

Ученик. Бесчисленное множество. Огромная сила.

Поскакали гонцы великого князя в города русские. Дмитрий собирал войско.

Сам же отправился на поклон в Троицкий монастырь к Преподобному Сергию Радонежскому. Сергий благословил Дмитрия и его воинство на битву и предсказал победу, но предупредил, что цена за неё будет заплачена великая.

Показ репродукции картины «Благословление на битву». Художник Ю. М. Ракша.

Дмитрий попросил Сергия Радонежского, чтобы тот отпустил на битву двух братьев-монахов Пересвета и Ослябю (до пострижения в монахи - брянские бояре), о которых шла слава, как о храбрых и могучих воинах.

На следующий день в белокаменном Кремле великий князь с воинством отслужил молебен, «всяк воин благословился и священною водою окропился». Так и хлынули из Москвы эти людские реки по трём разным дорогам (настежь были распахнуты ворота трёх кремлёвских башен), ибо на одной они не уместились.

Учитель. Как понимаете выражение «людские реки»?

Ученик. Много людей. Многочисленное войско. Огромное количество ратников и ополченцев.

Вот как об этом повествуется в «Сказании о Мамаевом побоище»:

«.. И разный шёл люд: богатый и бедный, старый и молодой. Где взять кузнецам, пахарям, сапожникам, портным кольчуги и ратное оружие? Шли с топорами, колами да рогатинами. Копьями и бердышами вооружались простые бойцы. Шли в привычной одежде. Полагались на свою силу и ловкость».

Учитель. Где ты нашел материал для сообщения?

Ученик. В домашней библиотеке.

Оценивают учащиеся.

2. Работа по карте.

Учитель рассказывает и показывает путь русского войска до поля Куликова.

Учитель. Самый короткий путь к Дону лежал через земли рязанские. Но рязанский князь был слаб духом и нерешителен (про таких говорят: «и вашим и нашим»). Не стал рисковать Александр Иванович. Не вступил во владения Олега, пошёл в обход по Оке, левым берегом. Поднимались рано утром - затемно. Рассвет в пути встречали. Шли тихо (почти 10 дней). Войско торопилось, останавливалось лишь на короткие передышки.

Мамай не ведал, где русские, медленно продвигался вперёд, ожидал подкрепления от Ягайлы с литовской ратью.

И вот он - Дон, вот и поле, на котором произошла жестокая битва. Как называют это поле в народе?

Учащиеся. Куликово поле. Первое ратное поле России.

Учитель. Как вы думаете, почему поле - Куликово?

Учащиеся. Так называлось село, близ которого произошли данные события.

Учитель. Возможно. По названию населённого пункта, как, скажем, Прохоровское поле... Но в данном случае - нет.

Учащиеся. По названию реки, озера - как в случае с Александром Невским (Чудское озеро).

Учитель. И как же эта река могла называться?

Учащиеся. Куликовка, Куличок, Кулик.

Учитель. Очень «тепло». Только Кулик - не название реки.

Сообщения, подготовленные творческой группой учащихся.

Мокрая мозаика. На доске показано расположение русских войск «обычным порядком».

Ученик. Место, где расположилось войско Дмитрия, называлось Куликовым полем. В поле том водились много куличков (небольшая болотная птица с длинными ногами). Оттого и поле звали в народе Куликовым.

Поля в современном значении слова не было. Было довольно широкое, непаханое степное пространство (между малыми речками Нижним Дубняком и Смолкой), поросшее высокой травой, охваченное с востока, севера и запада каймой Дона и впадавшей в Дон Непрядвы. Внутри синей водной каймы была зелёная кайма прибрежных лесов. Обе каймы - подобие подковы, обращённой выпуклостью на север, к Москве (учитель прорисовывает мелом схему «подковы»). Концы подковы обращены на юг, подкова открыта в широкую степь. Из неё, из бескрайней степи, пришло войско Мамая и перегородило промежуток между концами подковы.

Учитель. Где вы искали ответ на вопрос?

Ученик. В библиотеке.

Оценивают учащиеся.

Ученик. Русские войска построились обычным порядком: в центре большой полк, справа от него - полк правой руки, слева - полк левой руки. Было и необычное в этом обычном, - это засадный полк (на случай прорыва врага на левом фланге и попытки окружения). Засадный полк включал в себя чуть ли не треть всего войска русских - несколько десятков тысяч. Выделение в резерв, в засаду такого огромного полка было делом необычным. Считалось, что вводить войско в сражение частями, а не всё сразу, опасно и гибельно. Дмитрий нарушил это правило - и выиграл этим сражение.

Ордынцы особо сильный удар наносили в самый первый момент боя. Чтобы ослабить этот удар, чтобы он не пришёлся сразу по большому полку, Дмитрий перед большим полком поставил передовой полк пехоты, а ещё ближе к противнику - сторожевой конный полк. Оба они - сторожевой и передовой - обрекались почти на полное уничтожение. Воины знали это. И никто не роптал...

Сам князь Дмитрий оделся в одежду простого воина, встал среди воинов передового полка. «Я хочу как словом, так и делом наперёд всем быть...»

Учитель. Где ты брал материал для сообщения?

Ученик. В библиотеке.

Оценивают учащиеся.

Учитель. Войско неприятеля стояло двумя линиями: ближе всех к русским - передовой отряд лёгкой конницы; за ним - пехота; на её флангах справа и слева, расположились мощные конные группы. Поблизости расположился ещё конный отряд - это резерв самого Мамая, наиболее опытные и преданные воины.

Мокрая мозаика. Учитель показывает расстановку войска Золотой Орды.

Ученик. Неприятельское войско было конное. Воин имел несколько запасных лошадей, пересаживался с уставшей на свежую. Войско совершало такие стремительные марши, что противник оказывался не готовым к бою. Пользуясь большой численностью, ордынцы, завязав бой по фронту, обтекали противника с флангов, окружали с тыла. Сражаться в окружении очень трудно. При таком бое у окружённых могут сражаться лишь воины, соприкасающиеся с противником, те же, что в середине, бездействуют, боеспособность окружённых уменьшается чуть ли не наполовину. Тактика ордынцев была выгодной для них самих и роковой для пешего войска противника. Легко понять, что конным массам нужна для манёвра открытая местность - степь, поле, где можно мчаться во весь опор. Местность пересечённая, овражистая, лесистая затрудняет действия конницы или вовсе их исключает. Испытанной победоносной тактики - нападение всей массой конницы с фронта, флангов и тыла - здесь не применить.

Ученик рассказывает и показывает на мокрой мозаике направление движения противника.

...Главный удар Мамай наметил нанести своим правым флангом по левому флангу русских войск. Разгромив левый фланг Дмитрия, конница хлынет вдоль восточною края подковы, выйдет в тыл русского войска, почти окружит его, прижмёт к Непрядве - к западной стороне подковы. Русские будут отрезаны от бродов...

Зная тактику врага, князь Дмитрий и его военачальники, умудрённые многими битвами, именно и рассчитывали на подобный ход суждений и на подобные действия противника.

Учитель. Где можно найти этот материал? (В библиотеке.)

Оценивают учащиеся.

3. Рассказ учителя.

...Утро 8 сентября 1380 г. было туманное. Туман опустился такой густой, что противники не видели друг друга. Под его покровом Дмитрий строил свои полки...

Русских было сто тысяч воинов (как считают историки), ордынцев вместе с наёмниками полтораста тысяч.

- Как началась эта битва?

Учащиеся. Поединком богатырей.

Показ репродукции картины М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».

Учитель. Это были телохранитель Мамая Челубей и монах Пересвет. До пострижения в монахи был он брянским боярином и хорошо знал воинское дело.

- И кто из них оказался победителем?

Учащиеся. Оба погибли, пронзённые копьями.

Учитель. «...И сошлись обе рати, крепко бились не только оружием, но и убивали друг друга врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхаясь от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться на Куликовом поле, тесное ведь место между Доном и Непрядвою», - гласит летопись.

Передовые полки русских и татар приняли на себя самый страшный удар и скоро полегли. Полк, в котором бился Дмитрий, татары вот уже два часа стремились смять и уничтожить. Но полк устоял. Мамай ждал, пока пехота и лучники пробьют в рядах русских широкую брешь. И тогда он, как всегда, бросит своих прославленных конников и будет рубить противника с тыла.

После многочасового сражения ордынцы нащупали слабое место в русской обороне, - там билось много необученных ополченцев Казалось, исход битвы предрешён... Но тут в спину татарской коннице ударил русский засадный полк. Удар русских был сокрушительным. Ордынцы дрогнули и в страхе побежали.

... Среди живых и раненых князя не нашли. Стали искать среди убитых и нашли в дубраве. Он лежал оглушённый, в беспамятстве, прикрытый свежесрубленными ветками. Его шлем был разрублен, латы окровавлены, но сам он невредим.

Дмитрий сел на коня, объехал Куликово поле, воздал погибшим хвалу и благодарность от имени Отечества и наказал поминать их ежегодно в Димитровскую субботу, доколе существует Русь.

Восемь дней хоронили русские павших товарищей. «Мёртвых было больше, чем живых и раненых. Как скошенная трава, тела устилали бранное поле. Во многих местах они лежали друг на друге», - говорится в летописи.

В честь великой победы у реки Дон полководец князь Дмитрий был прозван Донским.

В 1988 году Дмитрий Донской был причислен к лику святых русской Православной церкви.

V. Первичная проверка понимания.

Цель: формировать умение учащихся работать с демонстрационными картами.

1. Работа учащихся с демонстрационными картами.

На классных досках две карты.

Учитель. Познакомьтесь с условными обозначениями. Покажите на карте место, где произошла Куликовская битва.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Я возьму мяч большой.

(Выполнить наклон туловища вниз.

Имитация мяча в руках.)

Подниму над головой.

(Поднять руки вверх, имитируя в руках мяч.)

Прогну спину.

(Прогнуть спину назад.)

И мяч кину.

(Имитация броска мяча вперед.)

Учитель. Обозначьте на контурной карте место, где произошло Мамаево побоище.

Взаимопроверка.

2. Проверка знания значений новых словарных слов.

VI. Закрепление изученного.

1. Работа с учебником.

1) Рубрика «Выскажи предположение». Самостоятельное чтение.

Учитель. Как вы думаете, почему же русские сожгли мосты, как только переправились через Дон?

Учащиеся. Чтоб литовское войско и дружина князя Олега не перешли Дон по выстроенным мостам и не сражались на стороне ордынцев.

Ученик. На военном совете князья и воеводы решали, где лучше принять бой. Одни предлагали стоять на месте, дождаться, когда ордынцы, чтобы сойтись с русскими, начнут сами переходить реку, и тогда напасть на них. Русские тогда получали выгоду несомненную - с противником, который выходит из воды на берег, биться легче... Но ведь левым берегом Дона идёт войско Литвы. Оно ударит по московскому войску с тыла. Зажатые между ордынцами и литовцами, русские могут потерпеть поражение. Правда, Ягайло ещё далеко. Но Мамай дождётся его: зачем ему начинать переправу через Дон до подхода союзника?

Другие предлагали перейти Дон и тем утвердить войско в мысли биться с Мамаем до победы. Ибо пути к отступлению не будет.

Второе предложение было принято. Но не столько из-за того, что отступать будет некуда. Главное, что, переправившись через Дон, Москва вынуждала Орду начать сражение в одиночку, до подхода Литвы.

Воины стали строить мосты, искать броды.

В ночь на 8 сентября под охраной сторожевых отрядов войско преодолело реку. Ордынцы были всего в семи километрах... Мамай наконец узнал о приходе московского войска, спешно бросился к Дону, чтобы воспрепятствовать переправе, но было уже поздно. Лёгкие отряды неприятельской конницы, приблизившись к берегу Дона, увидели там тысячи русских воинов.

Учитель. Где ты брал материал для сообщения?

Оценивают учащиеся.

Учитель. Летописи, «Сказания...» тех ратных лет являются особыми историческими свидетельствами.

2) Рубрика «Картинная галерея». Самостоятельное чтение.

Учитель Обратите внимание на княжеское знамя, иконы, с которыми люди шли в бой.

Учащиеся. Тёмное знамя с ликом Спаса Нерукотворного, иконы Богородицы.

Учитель. Как автору удалось показать многочисленность русской рати.

Учащиеся. Люди стоят плечо к плечу («людское море»), У каждого есть копьё, кол, рогатина, - а их там не счесть...

3) Рубрика «Жил на свете человек». Самостоятельное чтение.

Учитель. Люди искусства в своих произведениях пытались показать, рассказать нам о борьбе русского народа с монголо-татарским войском Мамая и как непросто далась русским эта победа. Назовите авторов этих произведений и названия их работ.

Учащиеся. «Благословление на битву», художник Ю. М. Ракша; «Поединок Пересвета с Челубеем», художник А. П. Бубнов; «Утро на Куликовом поле», художник М. И. Авилов; пьеса для театра «Тамира и Селим» М. В. Ломоносова.

2. Обзор поэтических произведений по теме урока.

Учитель. Чуткие сердца поэтов улавливали и выражали народные думы и чувства художественным словом.

Вот лишь некоторые творения:

Кондратий Рылеев. Дмитрий Донской.

В Григорьев. Нашествие Мамая. Песнь Баяна.

Василий Красов. Куликово поле.

Микола Бажан. На поле Куликовом.

Александр Блок. На поле Куликовом.

Владимир Луговской. Непрядва.

Сергей Орлов. Монолог воина с поля Куликова.

Б. Ермолаев. Куликовская битва.

- Все предложенные стихотворения вы можете найти в городской библиотеке в книге «Поле славы», составитель В. И. Калугин (М.: Молодая гвардия, 1983).

3. Работа с пословицами.

Карточки на каждой парте.

- Прочитайте пословицы. Выберите только те из них, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

За правое дело сражайся смело.

Народ-герой сметёт врага с земли родной.

Люди с убеждениями всегда смелы.

Пришёл незваным - ушёл драным.

Мы первые не лезем, к нам придут - не спрячемся.

Наступил на землю русскую, да оступился.

Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

Храбрый без ран не бывает.

Красна девушка косами, а солдат орденами.

Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот, кто победу творит.

Смелости учись у разведчика, осторожности у сапёра.

Где пограничник зорок, там нет для врага щёлок.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Знали кого били, потому и победили.

Истинный храбрец тот, кто умеет вернуть взятое.

VII. Итог урока.

Учитель. Так за что же сражались защитники Земли Русской?

Учащиеся. За землю отцов, дедов; за народ русский; за веру православную.

Учитель. Что помогло Дмитрию Донскому одержать победу на поле Куликовом?

Учащиеся. Объединились князья и их дружины. Помощь ополченцев. Вся власть должна быть в руках одного князя. Самым лучшим образом использовали особенности местности для устройства своего боевого порядка. Это вынудило противника действовать по русскому плану, который, конечно же, не был для Мамая благом.

Учитель. В чём же историческое значение Куликовской битвы?

...Русь утвердила себя как государство, победу одержала идея единения, сплочения Руси.

Разрозненные княжества и земли Дмитрий Донской объединил в Московскую Русь. Ставил себе задачей не оборону городов и взятие их, а уничтожение неприятельского войска: если враг потеряет войско, то ему и город осаждать будет нечем.

Есть под небом три поля главных,

Три святыни всея Руси!

Бородинское, Куликово,

Поле Прохоровское - танковое поле

Где решались судьбы страны.

- Почему их называют ратными полями?

Учащиеся. Боевые. На них решались судьбы не отдельных княжеств, а Отечества.

Учитель. Куликово, Бородинское, Прохоровское - поля, овеянные славой российского оружия, родившие могущество и свободу нашей земли. Это величественные мемориалы истории, оставленные в память векам и поколениям. Очень скоро мы будем говорить о том, что за землю русскую на Третье ратное поле вышли сражаться уже не просто объединённые «уделы», а народы-братья Страны Советов. Наступило суровое испытание нашего единства...

Домашнее задание (по выбору учащихся).

Цель: организовать деятельность на самостоятельное получение знаний в стандартной и изменённой ситуации.

Прочитать текст учебника; начертить план-схему Мамаева побоища; составить кроссворд, чайнворд (с использованием новых словарных слов) (для творческой группы), выучить понравившийся отрывок наизусть или подготовить выразительное чтение; выполнить задания:

1. Почему русские называли монгольскую державу Ордой?

(С XVI в. за ней закрепилось название «Золотая Орда» - по названию парадного ханского шатра, т. к. одно из буквальных значений слова «орда» - ханская ставка, стойбище.)

2. Сравните информацию из сообщений выступающих и поэтических произведений: сходство, различие. Ваши ощущения.

3. Постарайтесь ответить на вопрос: что общего и в чём различия тактики ведения боя Александра Невского и Дмитрия Донского?

Похожие статьи:

Про часы для младших школьников

Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс

Египетские пирамиды, 4 класс. Окружающий мир

Нет комментариев. Ваш будет первым!