Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей в семье», 3 класс

Сценарий родительского для 3 класса на тему «Роль отцов в семейном воспитании»

Цели: формирование ценностного отношения к роли отцовского воспитания в семье.

Задачи: приобщать отцов к активному воспитанию своих детей; показать, что поведение отцов проецируется на поведение детей в будущей жизни; выработать защитные факторы от употребления детьми ПАВ (психоактивных веществ).

Ход собрания

I. Введение в тему собрания

1. Энергизатор

Отцы сидят в кругу. Ведущий собрания предлагает поздороваться самыми различными способами, которыми никто еще не пользовался.

2. Мозговой штурм

- Какова роль отца в воспитании ребенка? (Ответы участников.)

II. Этап педагогического всеобуча. Участие современных отцов в воспитании

Классный руководитель. Отцы стали принимать все большее участие в воспитании детей со времен Второй мировой войны. Английские ученые в 1965-1970 гг. по результатам опроса заключили, что больше 75% пап детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в их воспитании, включая купание, пеленание и т. п. В 1998 г. другие ученые, основываясь на серии исследований, также выявили тенденцию к возрастанию роли отцов в воспитании детей. Интересно, что мера участия отцов возрастает вместе с социальным статусом человека.

Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в уходе за ребенком. Так, любопытные ответы были получены на вопрос: «Если бы ввели декретные отпуска для отцов, ухаживающих за детьми, в каких случаях отцы согласились бы воспользоваться ими вместо матери?»

• 21 % мужчин ответили: «Я бы согласился, если бы у жены была зарплата выше моей»;

• 33% мужчин ответили: «Я с удовольствием согласился бы, но боюсь, что окружающие будут смеяться надо мной»;

• 22% мужчин считают, что мать лучше сможет ухаживать за ребенком.

- А вы бы что ответили? (Высказывания участников.)

Выделяют 2 отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее - опекать или учить:

• мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;

• у других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои знания и умения, т. е. сделать ребенка в полном смысле слова своим наследником.

Дети, конечно, не знают о существовании такой классификации отцовского отношения к ребенку, но они уже четко могут отметить все плюсы и минусы в поведении отца. Вот как ответили учащиеся нашего класса на вопросы анкеты о своем папе (см. приложение 1).

III. Мини-лекция

1. Выступление учителя

Классный руководитель. Сегодня на наших улицах, в любом населенном пункте, наблюдается одна и та же картина: круглые сутки на всех углах продают алкоголь и табак, почти открыто торгуют наркотиками. Никого уже не удивляет мальчик или девочка с бутылкой пива в руках, с сигаретой в зубах. Со всех сторон нас атакует неистовая реклама этих изделий. Особенно опасным на наш взгляд является употребление подростками пива. Что такое пиво, опасно ли употребление пива для молодых людей? Многие ребята пьют пиво, потому что не знают настоящей правды о вреде этого напитка. Большинство верит существующим мифам.

Знание настоящей правды о пиве поможет нашим детям сказать «нет!» пиву и другим алкогольным напиткам. Нас уверяют, что пиво - слабоалкогольный напиток, это лучшая альтернатива водке. Внушают, что пиво, как хлебный продукт, содержит много витаминов и калорий, и советуют употреблять его всем, чуть ли не беременным женщинам. И умалчивают о том, что хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных изделий.

В пиве содержание алкоголя колеблется в пределах от 1,5 до 7% (в некоторых современных сортах до 10%). Всемирная организация здравоохранения еще в 1975 г. дала заключение: «Алкоголь - наркотик, подрывающий здоровье населения». Этиловый спирт пива оказывает на организм человека такое же вредное влияние, как и спирт всех алкогольных напитков. Это внутриклеточный яд, он тормозит обмен веществ в сердечной мышце, истощает запасы ее энергии. Оказывает вредное воздействие на почки, печень, желудочно- кишечный тракт, нервную систему, калечит психику.

Медицина о пиве говорит следующее.

1. В процессе брожения солодковых экстрактов в пиве образуется страшный канцероген «М-нитрозодиметиламин». Это - ракообразователь молочной железы. Один стакан пива, выпитый в неделю, увеличивает риск заболевания раком груди на 40%.

2. Пиво по вредности можно сравнить только с самогоном, т. к. в полном объеме сохраняются ядовитые соединения. Это альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры, содержание которых в пиве в десятки, сотни раз превышают уровень их допустимой концентрации в водке, полученной из спирта высшей очистки.

3. Пиво - это первый легальный наркотик, т. к. алкоголь является самым агрессивным наркотиком, а пивной алкоголизм отличается особой жестокостью.

4. При начале систематического употребления пива в 11 -12 лет симптомы алкоголизма у подростка могут сформироваться к 14-15 годам. За последние годы заболеваемость алкоголизмом среди этой возрастной группы увеличилась в 5 раз.

5. Попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды, что приводит к варикозному расширению границ сердца, сердце провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

6. Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце. Это связано с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Кроме того, кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

7. Пиво содержит ряд токсических веществ, в т. ч. соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. У пьющих мужчин разрастаются грудные железы, становится шире таз. У женщин становится грубее голос, появляются «пивные усы».

8. Для человеческого организма вред пива очень обширен: гибель клеток головного мозга, нарушение функций спинного мозга, миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, панкреатит, гастрит, поражение зрительного и слухового анализаторов.

Несмотря на все эти последствия, народ употребляет пиво: основной возраст потребителей пива - от 18 до 35 лет. Это молодые люди, зарабатывающие меньше (пиво для них доступнее по цене), выбирающие его как товар-заменитель более крепких напитков. Поэтому со всех сторон льется широким потоком агрессивная реклама, прежде всего направленная на молодежь. Она является важным компонентом работы предприятия, с ней связан успех бизнеса. Это компьютерные варианты, тексты, изображения, монтажи. Состоятельные фирмы могут позволить себе выпустить рекламный клип на CD с применением новейших систем виртуальной реальности, рекламы в Интернете на рекламных сайтах.

Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко (ныне депутат Государственной думы говорил, что не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а «пивной алкоголизм» среди юного поколения. Судя по уровню производимого и реализуемого в торговле пива, Россия в настоящее время вошла в число стран, население которых занимает передовые позиции по употреблению этого изделия. В настоящее время в РФ существует 296 пивоваренных заводов. Абсолютное их число принадлежит иностранному капиталу. Например, доходы от пива «Невское» уходят в Данию. Следовательно, поклонники пива поддерживают не отечественного, а иностранного производителя. Согласно данным Росстата производство пива в 2005 г. выросло на 7,3%, в начале 2006 г. - на 5%.

Из 4 тыс. опрошенных человек в возрасте от 7 до 20 лет (в т. ч. первоклассников) оказалось 48% употреблявших алкогольные напитки, что в 12 раз превосходит показатели 10-12-летней давности. Несмотря на все эти факты, несмотря на то, что пиво, как и другие алкогольные напитки, оказывает вредное воздействие на наш организм, люди продолжают его употреблять. Что же делать нам? И возможно ли что-то сделать? Да!

В первую очередь не идти на поводу у тех, кто хочет нашего уничтожения - перестать травить себя. Трезвый я, трезвая моя семья, наконец, трезвое государство. Надо сделать так, чтобы трезвые дети не превратились в пьющую молодежь, а пьющая молодежь в родителей-пьяниц. Дать понять людям, что пивная субкультура - это начало культуры наркотизма, ведущей к деградации поколений, а в конце концов - к гибели всего народа. Надо сказать «нет» пиву и учить этому детей, школьников. Надо разъяснять им реальную угрозу пивного алкоголизма. Учить здоровому, трезвому образу жизни. И в этом первостепенная роль отводится в семье отцу.

2. Мозговой штурм

- Какие защитные факторы можно выработать, чтобы уберечь своего ребенка от употребления ПАВ? (Высказывания участников.)

IV. Педагогические ситуации

Классный руководитель. Прошу вас обсудить несколько проблемных моментов по теме нашего собрания.

- Когда, с какого возраста, можно разрешить детям попробовать спиртное, стоит ли это делать?

- Вы обнаружили в кармане сына (дочки) сигареты. Ваша реакция?

- Ваш ребенок собирается идти в поход в компании сверстников без взрослых. Ваша реакция?

(Высказывания участников.)

V. Этап социологического опроса

Классный руководитель. Предлагаю вам заполнить анкету «Отец семейства» (см. приложение 2).

- Какие впечатления у вас остались после этого тестирования?

- Считаете ли вы выводы несправедливыми?

- Захотелось ли вам пересмотреть свои взгляды на воспитание? (Ответы участников.)

Предлагаю вашему вниманию памятку для пап, составленную психологами (см. приложение 3).

VI. Подведение итогов собрания

Давайте подытожим выводы, которые мы сегодня сделали.

- Какова роль отца в воспитании детей?

- Какие защитные факторы надо создать, чтобы уберечь ребенка от употребления ПАВ?

- Какую роль в этом может сыграть отец?

- Как не потерять контакт с ребенком?

(Высказывания участников.)

VII. Рефлексия

- С какими мыслями вы уходите с нашего собрания?

Приложения

Приложение 1

1. Я люблю, когда папа...

2. Я горжусь папой, потому что...

3. Я хочу, чтобы мой папа всегда...

4. Я не люблю, когда мой папа...

5. Я не хочу, чтобы мой папа...

6. Когда я буду отцом...

7. Когда я буду отцом, я всегда буду...

Приложение 2

Какой вы отец семейства? Чтобы узнать это лучше, ответьте на 23 вопроса. Если вы отвечаете на вопрос «согласен» то получаете 2 очка, «не совсем» - 1, «не согласен» - 0. Согласны ли вы с утверждением, что:

• Муж лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.

• После развода дети должны оставаться с матерью.

• Хороший муж обычно и хороший отец.

• Мужчины не должны открыто проявлять свои чувства, как женщины.

• При воспитании детей мнение отца решающее.

• После рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.

• Лучше жить без отца, чем терпеть плохого.

• Поскольку считается, что женщина делает все лучше мужа, пусть она и воспитывает детей.

• Если ребенок не может с чем-то справиться, он должен всегда обращаться к матери.

• Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.

• Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда его об этом попросит жена.

• После развода родителей маленький ребенок, оставшийся с матерью, вообще не замечает отсутствия отца.

• Матери обыкновенно слишком балуют детей.

• Отцам полезно проводить отпуск вместе с семьей.

• Мальчик с раннего возраста должен воспитываться иначе, чем девочка.

• Некоторые дети предпочитают проводить свое время скорее с отцом, чем с матерью.

• У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важнее, чем вы.

• Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.

• Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

• Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с детьми.

• При желании муж может справиться с новорожденным не хуже жены.

• Отец более важен для сына, чем для дочери.

• Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

А теперь посчитайте, сколько вы набрали очков в каждой группе ответов.

В первую группу входят ответы на вопросы 1,4, 5,12,13,15,19, 22.

Во вторую группу - 2,6, 8, 9,11,17, 20, 23.

В третью группу - 3, 7,10,14,16,18, 21.

Каждая группа соответствует типу, к которому относится отец вашего семейства. В какой группе ответов вы набрали больше очков, к такому типу вы и принадлежите.

Тип 1 - «традиционный отец». Он глава семьи, последняя инстанция при решении вопросов воспитания детей. Порой он строг, очень большое значение придает дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях с каждым годом он уделяет все большее внимание воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет задушевных отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, т. к. чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания, не всегда способен понять их.

Тип 2 - «отец, озабоченный семейным благополучием». Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле, а его главная функция - обеспечение материального благополучия. Поэтому он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не горит желанием позаниматься с детьми. Неудивительно, что спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчужденно.

Тип 3 - «современный отец». Для такого отца общение, забота о детях - вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обыкновенно проводит с детьми. Он любит детей, не стесняется это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить и присматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровенными желаниями они от всего сердца делятся и с ним, и с матерью.

Приложение 3. Памятка отцам

1. Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка - это аукнется в будущем.

2. Воспитывайте ребенка не столько словом, сколько собственным примером.

3. Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать - иначе ребенок, став взрослым, скопирует Ваше поведение по отношению к Вам.

4. Постарайтесь быть сдержанным и справедливым. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемых качеств.

5. Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.

6. Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в отношениях с дочерью подчеркивайте ее женственность.

7. Проявляйте терпение в воспитании - нельзя получить все и сразу. Воспитание - это процесс, плоды которого мы пожинаем в старости.

8. Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами: «Ты опять...?», «Ты как всегда...» и т. п.

9. Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите к их оценке.

10. Искренне любите своего ребенка. И он ответит вам любовью.

11. Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.

Похожие статьи:

Родительское собрание, 2 класс. Домашнее задание

Родительское собрание в 1 классе. Чтение без принуждения

Сценарий итогового родительского собрания во 2 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!