Сценарий Дня славянской письменности и культуры в начальной школе

Познавательный утренник для учащихся младших классов «День славянской письменности и культуры»

Цели: воспитывать интерес к жизни и обычаям старины; пробудить интерес к культуре славян.

Оборудование: костюмы героев инсценировки, гармошка, репродукции картин из жизни славян; куски материи, иглы, нитки, клей, блестки, фольга.

Действующие лица: ведущий, дети, затейник, мальчик, фольклорист, театровед, персонажи инсценировки, руководитель кружка «Умелые руки».

Ведущий. В этот день, 24 мая, православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки. А весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

В Россию этот праздник пришел в 1992 г., когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник братьям-просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена лампада - знак вечной памяти.

Искусствовед. Костюм - важный элемент народной культуры.

Демонстрация костюмов славян, их обуви.

Любимым цветом наших предков был красный: и рубахи мужчин, и платья женщин вышивались нитками красного цвета. Реже использовались зеленый, желтый и синий цвета. Яркие цвета отражали характер нашего народа, шли от природы, от румяных зорь и синих озер, от золотой пшеницы. Все эти цвета мы видим на знаменитой иконе «Троица» Андрея Рублева.

Демонстрация репродукции иконы «Троица».

Наши предки носили длинные рубахи, доходившие до колен. Одежду шили из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей. Шерстяные, льняные ткани были местного происхождения, хлопчатобумажные завозились из других стран. Зимнюю одежду шили из овчин. Носили ее люди простые. Знатные шили и шубы, и шапки из соболя. Обувь шили из кожи. Цвет - черный, коричневый и красный. На сенокос, на строительство избы выходили в нарядных одеждах.

Ведущий. В марте месяце дети влезали на крыши сараев, изб, амбаров, бань - закликать весну. Подбрасывали вверх куликов, жаворонков, грачиков, сделанных из теста.

Звучит русская народная мелодия.

Дети (под гармошку).

Выходи, народ,

Становись у ворот -

Весну закликать,

Зиму провожать!

 

Прилетите, жаворонушки, к нам,

Принесите из заморья вы нам:

Весну ясную,

Весну красную -

С сохой, бороной

 

И лошадкой вороной,

Зима нам надоела,

Весь хлебушек поела,

Ручки-ножки познобила,

Скотинушку поморила.

 

Чок, чок, чок, чок,

Прилети, куличок!

Принеси весну

На своем хвосту!

 

Коровки мычат -

На волю хотят.

Свинки хрючат -

Корешков хотят.

 

Овечки кричат -

Они травки хотят;

Шелковой травы,

Ключевой воды!

Затем дети образуют хоровод. Выходит Весна-красна. Встает в середину круга. Дети поют, ведут хоровод.

Весна-красна

К нам пришла:

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

С просом колосистым,

Со льном кустистым,

С калиной-малиной,

С красной рябиной,

С черной смородиной,

Со всякой садовиной;

С лазоревым цветом,

С теплым летом.

Затейник. Весной боялись апрельских морозов, которые могли повредить посевы. Для задабривания Мороза варили овсяный кисель, ставили его за окно или за амбар. При этом пели.

Дети ставят глиняный кувшин и тарелку с киселем. Поют.

Дети (поют).

Мороз, Мороз,

Не морозь овес,

Иди кисель поешь

Да нас потешь.

 

Мороз, Мороз,

Не бей наш овес.

Иди кисель хлебать,

Чтобы жито в поле оберегать:

Градом не бить

Червем не точить,

Всему бы в поле целу быть!

А при разливе реки жгли на берегу костры и пели Водяному:

Дети (поют).

Водянюшка-водяной,

Не ходи на берег мой,

Не шути, не двори,

А шути и двори

Над лесами, над водами,

Над пеньями-колодами,

Над черными грязями,

Над топучими трясинами,

Над зелеными лесинами.

Тут тебе шутка и игра,

А мне горе да беда.

Вот тебе ивинка и осинка,

А мне рыбка, животинка.

Дети ходят хороводом, в середине круга - водяной.

Мальчик.

Вам загадки предлагаю,

Ваш ответ я ожидаю.

 

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.    (Алфавит.)

 

Черные птички

На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.   (Буквы.)

 

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

 

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.    (Книга.)

 

Стоит дом в сто окон.

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.    (Школа.)

Дети отгадывают, приводят доказательства.

Ведущий. Грамота всегда и во все времена была нужна людям. Сохранилась берестяная тетрадочка мальчика Онфима. Что он в ней нарисовал?

Он нарисовал себя в бою, на боевом коне, с копьем в руках, которым он поразил врага. Рядом четко написал свое имя. Еще на одной из страниц нарисованы человечки. Седьмой воздел руки к небу. Это Воскресенье. Человек обращается к Богу.

Можно сделать вывод: в старину многие люди владели грамотой.

Археологи находят при раскопках письма или грамоты, написанные на бересте, которым более 800 лет. Значит, Древняя Русь была грамотной. Как писали на бересте? Острой костяной палочкой процарапывали слова, а порой и рисунки на атласно-белых листах бересты. Написанное сохранилось навечно. Светлая береза будто бы напоминала людям:

- Ученье - свет, а неученье - тьма.

Фольклорист. Может, и не все в Древней Руси могли писать. Зато сочинять устно стихи, частушки, небылицы, дразнилки могли многие. Особенно нравились частушки. Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет.

Пойду плясать,

А земля колых-колых,

Ребята хитрые, а я хитрее их.

Семеновна!

Юбка в полосу!

Она попела бы -

Да нету голосу!

 

«Ты играй, играй,

А я петь буду», -

«Про меня слова,

А я терпеть буду!»

 

Семеновна,

Выхожу на круг.

Примечай меня,

Мой задушевный друг!

 

Гармонист сидит,

Что во поле цвет.

У меня теперь

Ухажера нет!

 

Я пойду плясать,

Где колосится рожь,

Пойду с тем гулять,

Кто на меня похож!

 

Эх, гора, гора,

Под горой ручей!

Провожал меня

Сама не знаю чей!

Затейник. Проверим смекалку наших зрителей.

Шуточные вопросы:

1. В каких словах по 100 согласных? (Стол, стон, сток (воды), стой, стоп.)

2. В каком слове сорок гласных? (Сорока.)

3. Когда мальчика называют женским именем? (Соня - любитель поспать.)

4. Чем заканчивается как день, так и ночь? (Мягким знаком.)

5. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж - на Сене.)

6. Какой город летает? (Орел.)

7. Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)

8. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)

А теперь поиграем в шарады.

1. Первое - нота, второе - тоже.

А целое на горох похоже.    (Фасоль.)

 

2. Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз,

А в целом я материя

И на костюм гожусь.    (Сукно.)

 

3. Только два предлога,

А волос в них много.   (Ус.)

 

4. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в ведре кипит вода,

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик я.    (Парта.)

Театровед. Исстари люди любили рядиться, устраивать шествия ряженых. Существовал и народный театр. Вашему вниманию представляем русскую народную сказку.

МЕДВЕДЬ И МУЖИК

Действующие лица: автор, мужик, медведь, лиса.

Автор. Давным-давно жил бедный мужик. Как-то раз приехал он в лес. Стал валежник собирать да на воз класть. Вот и воз готов. Едет мужик домой веселый, довольный. Вдруг навстречу ему медведь идет. Мужик отвесил косолапому поклон.

Медведь. Ну, мужичок, иди себе домой, а лошаденку мне оставь. Я ее съем. С утра ничего не ел.

Мужик (умоляет). Медведюшка, не ешь мою лошаденку. Мне без нее никак нельзя. Она мне в хозяйстве нужна.

Медведь. Нет, мужичок. И не проси. Уходи сейчас же, а то плохо будет.

Мужик (заплакал). Медведюшка, прошу тебя, отпусти лошаденку.

Медведь (грозно). Еще раз тебе говорю: «Уходи!». Вот лапы разомну, когти навострю!

Автор. Делать нечего. Пошел мужик по лесу, а навстречу ему лиса.

Лиса. Что, мужик, плачешь?

Мужик. Да вот медведь лошадку отнял, меня прогнал.

Лиса. А где медведь?

Мужик. Да вон там! У воза.

Лиса. Иди, мужичок, к своему возу.

Автор. Обрадовался мужик и пошел к возу. А Лиса побежала в деревню и украла там колокольчик и клюшечку. Идет по лесу, клюшечкой постукивает, колокольчиком звонит.

Медведь. Ой, что это за звон?

Лиса (подходит). Я царский указ несу, наперед охотников иду.

Медведь. А что за указ?

Лиса. Указ: всех медведей изловить, шкуры с них содрать и стены царских палат ими обивать!

Медведь (испуганно). Эй, мужичок, спрячь меня, я не буду есть твою лошаденку.

Мужик (скидывает с возу дрова). Сейчас, я быстро управлюсь.

Медведь. Что это у тебя, мужичок, на возу лежит?

Мужик. Колода лежит.

Медведь. Привяжи, мужик, меня к возу, привяжи.

Мужик (приехал в город на базар). Продаю медведя. Кому нужен косолапый?

Скоморохи. Мы его у тебя купим. Какой характер у него?

Мужик. Очень добрый и умный!

Медведь. Вот спасибо! Спас меня от смерти.

Автор. Медведь стал со скоморохами дружить, людей потешать и смешить. А мужик Лисичку разыскал, подарил ей курочку. А деньги от выручки за медведя помогли ему от бедности избавиться.

На сцене -руководитель кружка «Умелыеруки».

Руководитель. А сейчас мы будем игрушку шить.

ШЬЕМ КУКЛУ

Берем прямоугольный кусочек ткани размером 10 х 15 см. Складываем вдоль, прошиваем длинную сторону швом «за иголку». Узкую сторону собираем на нитку швом «вперед иголку» и стягиваем. Получившийся мешочек выворачиваем и туго набиваем ватой. Открытый край мешочка зашиваем потайным швом.

В двух местах перетягиваем ниткой получившийся столбик - получаем шею и талию. Основа куклы готова. Волосы сделаем из шерстяной пряжи. А лицо? Лицо можно нарисовать или вышить. Ручки, ножки можно сделать из веревочек.

ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ

Конечно, не обойтись без рубахи. Наши предки считали, что одежда - это оберег от воздействия злых сил, поэтому древние рубахи имели закрытый ворот, длинные рукава и были ниже колена. Рубахи в зависимости от назначения отличались своей конструкцией и отделкой.

Повседневные рубахи почти не украшали - только швы и рукава обшивали красной нитью, чтобы преградить злым силам дорогу. А в праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой.

Рубаха для нашей куклы должна быть простой. Рукава выкраиваются вместе с передом и спинкой. Край рукавов и подол можно украсить тесьмой, а горловину обшить красной нитью. Поясок можно сделать из тесьмы или разноцветных ниток - это защита от злых сил. Поверх рубахи на куклу наденем сарафан. Возьмем прямоугольный кусочек ткани, короткие стороны сошьем, одну из длинных соберем на нитку, обошьем тесьмой и пришьем бретельки из той же тесьмы - простейший сарафан с одним швом на спинке готов. Его можно украсить тесьмой по подолу, пришить бусинки, пуговицы. Головным убором может быть ленточка, украшенная блестками.

Ведущий. Куклу можно дарить как сувенир, она будет оригинальным подарком. Праздник окончен! До свидания! До новых встреч!

Похожие статьи:

Сценарий. Праздник цветов в начальной школе

Мероприятие на День земли для школьников

Весенняя экскурсия со школьниками 1 класса. Конспект

Мероприятие ко Дню птиц в школе, 6-8 классы

Нет комментариев. Ваш будет первым!