Дородовое воспитание. Методы воспитания детей до родов
Вы должны научиться общаться ребенком, который находится еще внутри вас. Как правильно общаться с еще не родившимся ребенком? Как вести себя будущей маме во время беременности? Мы вам поможем найти ответы на эти вопросы.
Методы дородового воспитания детей
МЕТОД «РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ»
Любовь для ребенка с момента его зачатия — как индикатор его важности и ценности в этом мире. Именно она формирует его самооценку, активность и зрелость, его поведение и отношение не только к себе, но и к окружающему миру
Эрих Фромм писал, что любовь матери безусловна, она любит свое дитя, несмотря ни на что: ни на промахи, ни на поведение, ни на ошибки. Любовь отца же всегда условна: чтобы получить ее, ребенок обязательно должен угодить. Такие разности заставляют ребенка испытывать диссонанс: «Любят меня родители просто или за что-то? Могу я быть самим собой или должен быть таким, как они хотят?» Это вечные вопросы, которые особенно ярко и осознанно появятся у ребенка в подростковом возрасте, вместе с конфликтами и нежелательным поведением.
Отцовская любовь возникает только при правильном взаимодействии со своим ребенком начиная с момента его развития в животе у мамы. Самое главное — это постепенное осознание ответственности за его жизнь и здоровье, не в бытовом понимании (пропитание и вечернее воспитание), а в эмоциональном: прямое проявление отцовской любви улучшает процесс формирования психики и способностей ребенка.
Согласно исследованиям, в тех семьях, где отец, не боясь, проявлял свои чувства к еще не родившемуся ребенку (разговаривал с ним, гладил, играл в машинки на животе, читал книги), ребенок рос абсолютно спокойным, здоровым и «беспроблемным» (роды также протекали очень благоприятно). Малыш так же эмоционально реагировал и на голос отца, как и матери.
МЕТОД «ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ»
Доказано, что наши мысли влияют на нашу жизнь, и даже во многом ее определяют. Отсюда понятно огромное значение оптимистического или позитивного программирования жизни. Если беременная женщина будет жить с положительными и радостными мыслями о себе и предстоящих родах, то ребенок неминуемо будет «включен» в этот жизнеутверждающий процесс взаимодействия. Полновластным управляющим этого процесса является мать. Куда она его направит, по какому пути (продуктивному или деструктивному) будет осуществляться взаимодействие — зависит от нее. С самого начала беременности мысли матери участвуют в формировании «жизненного фундамента». И очень важно с увеличением сроков беременности укреплять этот «фундамент» для последующей «надстройки». Иначе он легко может деформироваться отрицательными мыслеобразами.
Важное условие в «технологии» процесса общения до рождения — сосредоточение на ребенке. Для этого вам, родителям, рекомендуют проводить визуализацию — зримо представлять своего ребенка. Образ малыша может привести и к положительным результатам, и к отрицательным. Например, не следует представлять младенца определенного пола, если нет четкого подтверждения УЗИ. Внимание следует направлять на положительные качества, которыми родители мечтают одарить свое дитя. Рекомендуется с помощью воображения нарисовать себе картины проявления этих качеств в детском возрасте, в период полового созревания и в момент зрелости. Но есть одна опасность: вы, родители, осознанно или неосознанно можете как бы навязать ребенку свои скрытые нереализованные желания, несбывшиеся мечты, неудавшиеся дела и т. п.
МЕТОД «НАХОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВ ПРЕКРАСНОГО»
В период с трех до шести месяцев у ребенка в мамином животе развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. Будущей маме в это время желательно жить в мире искусства и красоты.
Для этого ей нужно как можно больше времени проводить на природе и представлять, что вместе с ней красотой природы любуется и ее будущий ребенок. Стараться бывать на художественных выставках, посещать музеи, театры, читать красивые литературные произведения.
МЕТОД «ФИКСАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ»
Маме необходимо научиться фиксировать свое внимание на ощущениях. Для развития этого умения будущие мамы могут практиковаться в выполнении следующих упражнений (упражнения даются по А. М. Ильину и Л. П. Ильиной).
Упражнение «Познание предметов окружающего мира». Возьмите в руки предмет, например ручку, покрутите ее в руках, осознайте ощущения — вес, материал, форма, функция. Положите ручку на стол и, глядя на нее, мысленно проделайте ту же операцию. Осознайте ощущения. Закройте глаза, вспомните ощущения, которые вы испытывали от этого предмета, и передайте их своему ребенку.
Возьмите следующий предмет (утюг, иголку, лампочку, стеклянную вазу и т. д.) и проделайте ту же операцию.
Трогайте как можно больше предметов, осознавайте разницу в ощущениях от холодного и горячего. Представьте, что вы, как ребенок, заново познаете окружающий мир и вам это чрезвычайно интересно, вы любопытны, как младенец.
Упражнение «Голоса». Определяйте ощущения от человеческого голоса. Прислушайтесь к голосам двух разговаривающих женщин, сравните. Прислушайтесь к голосам двух мужчин, сравните. Сравните мужской и женский голос — осознайте разницу в ощущении их. Слушайте звонкие голоса детей, радуйтесь им.
Упражнение «Работа с цветами». Возьмите цветную бумагу:
а) посмотрите на красный цвет, закройте глаза, вспомните ощущение этого цвета и передайте это ощущение ребенку. То же самое с другими цветами;
б) постарайтесь осознать разницу ощущений между синим и красным, желтым и зеленым цветом и т. д.;
в) возьмите красный цвет и сравните его с другими цветами. Красный — синий, красный — зеленый, красный — желтый и т. д.;
г) то же самое, но за основу возьмите зеленый цвет, затем желтый и т. д.;
д) разложите цвета в ряд по следующему принципу:
• из всех цветов выбираете самый приятный, затем самый приятный из оставшихся;
• то же самое, но первым кладете самый неприятный цвет и т. д. Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие, а также развитие полушария, ответственного за невербальное мышление. Этому же способствуют и занятия со звуками.
Упражнение «Слушаем звуки». Нажмите любую клавишу в центре клавиатуры фортепиано. Осознайте, какие ощущения вызывает у вас этот звук. Отпустите клавишу, вспомните ощущения. Затем то же проделайте с другой клавишей и т. д.
Нажмите одну из клавиш справа и затем одну из клавиш слева. Осознайте разницу в ощущениях и мысленно как бы объясните эту разницу ребенку. Продолжайте сравнивать звуки, но каждый раз сдвигайтесь на одну клавишу к центру.
Если у вас музыкальное образование, то прислушивайтесь к ощущениям от интервалов.
МЕТОД «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ»
Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.
С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.
Датский ученый Франц Вельдман разработал методику пренатального общения с плодом через прикосновение — гаптономию (от греч. hapsis — прикосновение; nomos — закон; букв, «закон прикосновений»). Методика впервые была внедрена в 1978 году во Франции. Целью гаптономии являются близкое знакомство и контакты родителей с их будущим ребенком с помощью прикосновений.
Именно тактильное воздействие на плод впоследствии стало предметом изучения для всемирно знаменитого калифорнийского врача-акушера Рене Ван де Кара, полвека специализирующегося на разработке методики работы с беременной женщиной и плодом. Он использует тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10—20 минут начиная с середины беременности до родов.
Эти прикосновения к животу и представление в этот момент родителей о том, какой он будущий ребенок (первое, что ребенок начинает улавливать, — это мысли и чувства), в итоге воздействуют на его физическое и нервно-психическое развитие.
Родителям вместе с тактильными ощущениями от прикосновений к ребенку через брюшную стенку особенно важно сосредоточивать внимание не на каких-то отдельных чертах или частях тела малыша, а представлять его полностью.
Ван де Кар считал, что такое тактильное воздействие способствует более интенсивному интеллектуальному развитию плода, а установление связи с ребенком через прикосновение к брюшной стенке матери позволяет поддерживать глубокий контакт между матерью, отцом и ребенком до его рождения.
МЕТОД «ТАЛАНТЛИВАЯ ПИЩА»
Питание матери оказывает существенное влияние на здоровье будущего ребенка. Если питание беременной женщины несбалансировано, то недостаток важнейших пищевых ингредиентов и обилие шлаков тормозят развитие и образование клеток головного мозга малыша. И вот уже исчезают возможные таланты будущего ребенка, а вместо высокого интеллекта формируется посредственность. Употребление алкоголя, наркотиков, никотина и других сильнодействующих веществ матерью приводит к еще более плачевным результатам — формированию у ребенка химической зависимости, наркомании. Стиль питания матери формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.
Похожие статьи:
Дородовое воспитание. Как установить эмоциональную связь между мамой и еще не родившимся ребенком?
Дородовое воспитание. Как голос и музыка влияют на развитие еще не родившегося ребенка (плода)?
Когда надо начинать воспитывать ребенка. Дородовое воспитание и обучение
Нет комментариев. Ваш будет первым!