Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей
Консультация для родителей будущих первоклассников «Первый раз в первый класс»
Если родители хотят подготовить ребенка должным образом к школе, они должны осознавать, что это трудное и ответственное дело. С ребенком надо беседовать о школе, о значимости знаний, которые он там получит. Надо показывать школу со всех сторон, не вселяя в него чувства эйфории, дескать, «для тебя все там будет просто», но и не сгущать краски — «у тебя ничего не получится». Дошкольник, как правило, очень хочет в школу. Его влекут новизна общения, изменение свой жизни, красота учебных принадлежностей. Но в современной школе к обучению в первом классе готовы как шестилетки, так и семилетки. Год разницы в возрасте — очень большой срок, поскольку процессы развития ребенка в этом периоде интенсивны. Так, следует отметить, что продуктивность ребенка шести лет и семи лет разная. Причем, тут же надо сказать, что это выражается индивидуально, а значит, и работа с такими детьми предполагает индивидуальный подход.
С физической, психологической и социальной точек зрения дети и шести и семи лет вполне готовы к обучению в школе. В чем это выражается?
С физической точки зрения, организм ребенка от шести до семи лет интенсивно развивается. Ребенок растет, и его позвоночник очень чувствителен к нагрузкам. Есть специальный термин, обозначающий физическую готовность ребенка к школе, — «школьная зрелость». Это означает, что состояние организма школьника обеспечивает возможность его обучения и пребывания в школе. Конечно, смена режима сказывается на физическом состоянии ребенка. К примеру, подвижность, свойственная ему в этом возрасте, сменяется на статический режим «сидения». У него повышенная утомляемость, и поэтому в первом классе не задают заданий на дом. Работоспособность первоклассника еще невелика и к концу четвертого урока она снижается. С этим связан распорядок уроков в первом классе. Они, как правило, составляют 35 минут, по крайней мере, в первой четверти, пока дети не адаптируются к новым для них условиям. Самыми продуктивными днями считают вторник и среду, а вот пятница — наиболее слабый в продуктивном смысле день обучения. Именно с этими днями соотносят расписание уроков в школе. Наиболее сложные, такие как математика и обучение грамоте, ставят первыми уроками. Из-за быстрой утомляемости чрезвычайно важно поддерживать физическую активность детей. На уроках организуют физкультминутки. Это такие своеобразные паузы, дающие возможность детям подвигаться и повысить работоспособность. На переменах организуются подвижные игры.
Психологическая готовность ребенка к школе связана, прежде всего, с развитием познавательных процессов, описанных в первой главе данной книги, в разделе «Дети такие разные». Но, чтобы не нарушать логики описания готовности ребенка к школе, приведем обобщенные критерии готовности познавательной сферы ребенка.
Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и неживой природе, о деятельности человека и пр. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений. Это очень важно, поскольку представления дают возможность ребенку овладевать усложненными знаниями и обогащать свой «знаниевый» запас. Особое место в нем отведено специальным знаниям, позволяющим в первом классе овладевать грамотой, счетом, техникой решения задач. Несмотря на всю значимость знаний для дошкольника, более важное место в его готовности отводится развитию познавательных интересов и деятельности. Развитие познавательных интересов — процесс долгий. Чем больше объем знаний и выше интеллектуальная активность, тем продуктивнее развитие познавательного интереса. Необходимый уровень развития познавательной деятельности, достаточный для обучения в школе, включает произвольное управление этой деятельностью и определенные качества восприятия и мышления, позволяющие ребенку выделять необходимые для обучения свойства явлений и предметов.
В современном обществе в начальную школу ребенок, как правило, приходит подготовленным. Уровень этой подготовки может быть разным. Он зависит как от индивидуальных особенностей самого ребенка, так и от условий его жизни. Кроме того, многие школы требуют этой подготовленности от родителей. Правда, они же и рекомендуют родителям условия подготовки их детей к школе в виде подготовительных групп и классов. Так или иначе, сама жизнь, развитие государства и прогресс изменяют условия подготовки ребенка к школе.
Социальная готовность как раз и связана с изменением подходов к портрету дошкольника. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно, чтобы школа его «приняла». Ведь не секрет, что дети практически все очень хотят пойти в школу. Безусловно, мотивом может быть набор простых и привлекательных внешне атрибутов в виде портфеля, пенала, фломастеров, красивых тетрадок и учебников. Волевая сфера еще не развита в полной мере, но именно соподчинение мотивов дает возможность ребенку управлять своим поведением. Кроме того, школа представляется неизведанным и манящим миром, где ребенок может серьезно изменить свой статус. Его личностные качества определяют место в среде сверстников. Это очень важно для ребенка, поскольку в совместной деятельности формируются важнейшие качества личности и мотивы ее деятельности. Нахождение в системе школьных коллективных отношений для младшего школьника представляет как интерес, с одной стороны, так и достаточно тяжелый труд — с другой. Ведь, придя в школу, ребенок наделен индивидуальным жизненным багажом. У одних есть представление о том, как взаимодействовать со сверстниками. Этому их научила детсадовская среда. А у других детей нет этого представления или, наоборот, есть отрицательный опыт взаимодействия. Этому их научила улица. Совместная деятельность детей является тоже удовлетворением потребностей ребенка. Поскольку младший школьник введен в новый для него вид деятельности — учебную, он, конечно, нуждается в «партнере» для овладения этой деятельностью. Ему важно обсудить свои учебные достижения со сверстниками и им же пожаловаться на неуспехи или несправедливость оценки его знаний, действий, поступков.
Но не надо забывать, что в младшем школьном возрасте еще очень важна игровая деятельность. Именно она помогает ребенку овладевать так необходимыми ему социальными навыками. В ходе игровой деятельности ребенок реализует потребность в межличностных, то есть доверительных, близких отношениях со сверстниками. Межличностные отношения — это отношения не по принуждению, отношения добровольного выбора ребенка. Межличностное общение играет большую роль во взаимодействии ребенка со сверстниками. Оно является неким механизмом защиты ребенка от неблагоприятных влияний взрослого мира. Именно в системе межличностных отношений ребенок находит понимание.
Таким образом, ребенок видит в школе не источник знаний, а место для взаимодействия со сверстниками, место для удовлетворения своих потребностей. У него не сформирован пока мотив получения знаний, именно это и предстоит сделать учителю, но позитивные социальные мотивы, как правило, наличествуют, и именно они призваны помочь учителю в его работе по формированию положительного отношения к обучению у первоклассников.
Похожие статьи:
Какие книги читать детям 5-7 лет
Консультация для родителей. Подготовка руки дошкольника к письму
Родительское собрание в начале года в подготовительной группе «Скоро в школу»
Нет комментариев. Ваш будет первым!