Родительское собрание в начале года в подготовительной группе «Скоро в школу»
Сценарий родительского собрание для детей родителей подготовительной группы на тему «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Время проведения: сентябрь.
Форма проведения: практикум, дискуссия.
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
План проведения
1. Вступительное слово.
2. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».
3. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
4. Выступление психолога школы или учителя начальной школы «Готовность ребенка к школе».
5. Анализ стереотипов родительского поведения.
6. Игровое упражнение «Закончить предложение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться».
7. Поиск ответов на вопросы на основе примеров из произведений детских поэтов.
8. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Приглашение на собрание школьного психолога или учителя начальных классов.
2. Оформление наглядности к заданию №2.
3. Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе».
4. Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
II. Этап проведения практикума
Ведущий. Наша встреча носит название «Роль семьи в пред- школьный период жизни ребенка». В чем видится каждому из присутствующих проблема дискуссии на данную тему? (Высказывания родителей.)
Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.
(На столах лежат:
• черная полоска - сильное беспокойство;
• синяя полоска - умеренное беспокойство;
• красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.) От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего
самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
(Высказывания родителей.)
Обратите внимание - на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
1. Физическое здоровье ребенка.
2. Развитый интеллект ребенка.
3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение ребенка считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.
(Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению.
По итогам выполненного задания следует организовать короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителя школы.)
III. Выступление психолога школы или учителя начальной школы
Ответы на вопросы, интересующие родителей.
IV. Продолжение практикума
Ведущий. Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др. Предлагаю вам послушать небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика. «Может быть, мы виноваты сами - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговори с ним о школе - тускнеет...»
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
• «Вот пойдешь в школу, там тебе...», «Ты, наверное, будешь двоечником!..» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
• «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
• «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
• «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
• «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)
А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мячом.
(Вариант 1. Ведущий по очереди бросает мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо учиться» означает...»
Вариант 2. Ведущий поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу (можно передавать какой-либо предмет из рук в руки):
1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы...
2. С началом школьной жизни ребенок все больше становится...
3. Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит...
4. Главное в учебной деятельности ребенка - это...
5. Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как...
6. В моем понимании, хорошо учиться - это...)
А теперь давайте немного расслабимся и обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов.
Корзина малины
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной –
Дорога становится длинной-предлинной!
А если в корзине пылает малина –
Еще тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Сережка.
«Приду я - и маме отдам всю малину.
И скажет мне мама: «Бери половину!»
Зачем же мне всю-то корзину нести?
Свою половину я съем по пути
И правильно! Вмиг полегчала корзина!
Малины осталось - как раз половина!
«Вот, — скажет мне мама, — какой молодчина!
Принес полкорзины! Тебе - половина».
Дорожка петляет. Сережка шагает.
Малина в корзине опять убывает.
«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!
Полполполкорзины достанется мне.
Полполполкорзины делю пополам,
А все остальное я маме отдам».
Дорожка петляет уже вдоль села.
Полполполполполполовина пошла!
Еще пополам бы! Да жалко: в корзине
Полполполовинки последней малинки...
- Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности? Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом? (Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен ответить себе на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» Он решает, как ему поступить - как хочется или как можно. Если ребенок понимает, какую пользу принесут его действия другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.)
Таня-неумелочка
Есть такая девочка –
Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки
Надевают ей на ножки.
Все могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка –
Таня-неумелочка.
- Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая занимается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? Если да, какие вы предпринимали шаги в связи с этим? (Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все, что он может сделать сам. Позиция гиперопеки — делать за ребенка его школьные дела, идти у него на поводу, снисходя к его усталости и пр., может принести впоследствии массу неприятностей и родителю и самому ребенку.)
Ссора
Ты меня заобижала.
А скажи - зачем?
Леденец в руке зажала.
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек.
Крошечку просил,
Осторожно уголочек
Я бы откусил.
Ну и что ж,
Что он английский –
Этот леденец.
Был тебе я другом близким.
Все. Теперь конец.
Ты меня заобижала.
Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежала
Просто со двора.
Молока бы ей из кружки
В блюдце б я налил.
О тебе, плохой подружке,
Сразу бы забыл.
И. Токмакова
- Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.)
Один дома
Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь.
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу,
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь,
Может в кухню схожу.
За столом посижу.
К чаю пряники есть.
Но не хочется есть...
Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу.
Время быстро пройдет.
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень-очень давно...
И. Токмакова
- Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же в аналогичной ситуации или как-то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях? (Чувство страха может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)
V. Подведение итогов родительского собрания
Можно предложить в завершение собрания использовать прием «Полезный совет».
Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки ребенка к школе. Это могут быть, например:
• «Выложи сам» - на умение анализировать форму предметов;
• «Угадай, что спрятано» - на умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов, и др.
Для этого можно воспользоваться следующими книгами:
• Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или Что я могу узнать о своем ребенке. М.,1997.
• Виноградова Н., Журова Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.,1992.
Проект решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п.).
3. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.
4. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
5. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
Похожие статьи:
Какие книги читать детям 5-7 лет
Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка
Заседание родительского клуба в детском саду с родителями детей подготовительной группы
Консультация для родителей. Подготовка руки дошкольника к письму
Нет комментариев. Ваш будет первым!