Развивающие игры для детей 2-3 лет в домашних условиях

Развивающие игры для детей 2-3 лет в домашних условиях

Игры для младших дошкольников от двух до трех лет

Жук

Чем больше впечатлений у ребенка, тем сильнее его потребность о них рассказать.

Летом на прогулке малыш с удовольствием будет бегать за бабочками, жуками. Рассмотрите вместе с ним, как ползает жучок, гусеница, как перелетает бабочка с цветка на цветок. Разучите с ним веселое стихотворение — все слова он, конечно, не повторит, но зато пожужжит вволю!

Не жужжу, когда сижу, — ж-ж-ж!

Не жужжу, когда хожу, — ж-ж-ж!

Не жужжу, когда тружусь, — ж-ж-ж!

А жужжу, когда кружусь — ж-ж-ж!

Поиграйте в такую пальчиковую игру.

Пальцы сожмите в кулак. Указательный палец и мизинец выпрямите, разведите в стороны и пошевелите ими, словно это усы у жука.

Пусть малыш повторит ваши действия. И пожужжит, конечно!

А где у нас...

Эта игра помогает малышу ориентироваться в знакомой обстановке и расширяет пассивный словарь.

Покажите и назовите ребенку разные предметы, находящиеся в комнате, но не больше 5-8. А потом попросите: «Покажи, где у нас часы», «Найди чашку», «Покажи, где твоя кроватка», «А где твой стульчик?»

Можно предложить принести (или указать) большой мяч или маленький мячик.

Запомните: в этом возрасте ребенку под силу выполнить три поручения подряд. И он с удовольствием выполнит их! А вы четко называйте предметы, чтобы малыш захотел повторить эти слова. Хорошо, если вы вспомните подходящие стишки. Например, такие:

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Потерялся мячик мой!

Тик-так! Тик-так!

Это часики стучат.

Это Катина кровать.

В ней (имя ребенка)

Будет спать.

Большой и маленький

Это очень полезная игра. Она не только расширяет словарный запас, но и помогает малышу различать контрастные понятия «большой» — «маленький». Вам понадобятся стаканчики-вкладыши. Большой вкладыш должен быть высотой не менее 10 см, маленький — не менее 7 см. Итак, начинаем игру.

Поставьте на стол перед ребенком вкладыши и на глазах у него выньте меньший вкладыш из большего, говоря при этом: «большой» и «маленький». Затем предложите ребенку самому вложить маленький предмет в большой.

Малыш, конечно, будет ошибаться, и 3 ошибки — это абсолютно нормально для этого возраста. Не получается? Попробуйте еще раз. Объясняйте задание четко и не торопитесь, ведь ребенку сейчас приходится решать несколько задач сразу: сообразить, что предметы бывают разных размеров, выбрать большой и маленький предмет и вложить один в другой! А вы сами всегда в состоянии делать несколько дел сразу?

Елочка

Гуляя с малышом, показывайте ему разные деревья, называйте их.

Привлекайте его к диалогу. Вот вы вышли на лесную полянку: «Что это за дерево стоит? Елочка». Рассмотрите деревце, покажите, какие острые у елочки иголки.

Поиграйте в пальчиковую игру «Елочка»: ладони находятся под углом друг к другу, пальцы переплетены и выпрямлены.

Помогите ребенку сложить правильно пальчики. Пусть убедится, что получилось очень похоже на елочку. Дотроньтесь ладонью до торчащих детских пальчиков и вскрикните: «Ой, какая колючая елочка! Ой, боюсь — уколюсь!» Ребенок будет в восторге.

А вы приговаривайте:

Как на нашей елочке

Колкие иголочки!

Еще раз потрогайте настоящие иголки: «Видишь, малыш? Они действительно колючие!»

Игрушки разные нужны

Постепенно знакомые игры становятся все сложнее, потому что увеличивается количество предметов.

Кроме того, малышу предстоит научиться выполнять знакомые действия, а предметы для этого выбирать самостоятельно.

Покажите, как кормить куклу с ложки, собирать пирамидку из 3-5 колец, называя свои действия. Например, когда будете «кормить» куклу, говорите: «Ам!» Повторите несколько раз.

Расставьте перед ребенком предметы, с которыми вы только что «играли»: куклу, стержень от пирамидки, ложечку, колечки от пирамидки, тарелочку — и предложите ему самому поиграть.

Малыш начнет играть, выбирая нужные предметы, а ненужные оставляя без внимания. Так, для игрушечной столовой он возьмет куклу, тарелочку, ложку. А колечками от пирамидки он свою Лялю кормить не будет. Вот какой молодец!

Цып-цып-цып!

А вот еще одна пальчиковая игра, которая не только развивает мелкую моторику, но и напрямую приучает малыша повторять и запоминать слова:

— Цып-цып-цып,

Цып-цып-цып (покажите малышу, как нужно пальчиками постучать по столу, как будто это курочка клюет зернышки),

Здравствуй, Курочка Ряба!

Сколько у тебя цыпляток?

— Десять деток у меня (приподнимите раскрытые ладошки):

Четверо — желтые  (согните четыре пальчика на одной ладошке, оставив только большой пальчик),

Четверо — бурые (согните четыре пальчика на другой ладошке),

А двое — в красную крапинку (соедините большие пальчики обеих рук) —

Самые красивые на свете (поцелуйте большие пальчики)!

Вышел зайчик погулять...

У какого малыша сегодня не найдется среди игрушек маленького зайчика? Покажите, как можно с ним играть. Ведь зайка такой веселый, непоседливый!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять (покажите, как зайчик перебирает ножками),

Огляделся (поверните голову зайчика влево, потом вправо),

Повертелся (покрутите зайчика),

Посмотрел наверх и вниз (наклоните голову зайчика назад и вперед),

Пробежался (побегайте с игрушкой) —

Потерялся (спрячьте зайчика за спину)!

Где ты, зайчик, отзовись!

Спрячьте зайчика и поищите его вместе с малышом: «Посмотри направо, нет ли там зайчика? Посмотри налево!» Так вы постепенно приучите ребенка различать понятия «правый» и «левый».

Что в мешочке?

Эта игра помогает ребенку научиться называть предметы словами или использовать для этого звукоподражания. Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него четыре хорошо знакомых ребенку игрушки. Вынимайте игрушки по одной и спрашивайте: «Что это?»

Обязательно похвалите малыша за каждое к месту сказанное «би-би»!

Не все дети сразу говорят правильно, т. е. целыми словами. Стоит ли волноваться, если ваш малыш по-прежнему лепечет?

Некоторые родители считают, что звукоподражания («би-би», «ля-ля», «ав-ав») замедляют процесс освоения речи и постоянно поправляют ребенка: «Не ”ав-ав”, а собака». И этим добиваются противоположного результата: ребенок замолкает, ведь ему удобнее и проще общаться на своем «лепетном» языке.

Придет время, и простенькие слова исчезнут из детской речи. А пока — не мешайте ребенку. Пусть говорит, как хочет, как получается!

Возьми такой же

Играя, ребенок привыкает различать разные геометрические формы и запоминает их названия.

Вам понадобятся три шарика, три кубика, три кирпичика, три призмы (одного цвета и близкие по размеру), а также горка для скатывания шариков.

Разложите на столе все предметы вразнобой. Затем выберите кубики и поставьте их один на другой — получится башня. Вот какая большая! Теперь снимите верхние кубики и положите их рядом с другими предметами. Пусть малыш сам попробует построить башню — высокую-высокую!

Точно так же поиграйте с другими предметами. А шарики скатывайте с горки.

Малышу придется подумать, из каких предметов получится башенка, а какие весело скатятся с горки.

Гуси-гуси

Дети — настоящие артисты! Для них не составляет труда мгновенно превратиться в кого угодно — медведя, волка, цыпленка. Такова сила детского воображения. А еще дети любят подражать. Покажите, как прыгает зайчик, как летает стрекоза — и малыш тут же повторит все движения!

Пришло время юному артисту участвовать в настоящем спектакле. Для начала достаточно инсценировать знакомую песенку или стишок. Малыш с удовольствием будет показывать, как гуси улетают от злого волка и по возможности отвечать за них:

— Гуси-гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Так летите же домой!

— Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

— Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Вытри Ляле носик

Малыш уже знает, в каких случаях мама вытирает ему носик, когда нужно мыть ручки. Теперь пришло время самому это делать — конечно, с любимой куклой или зверюшкой.

Справится с этим ребенок? Проверьте.

Покажите куклу, а потом скажите: «У Ляли грязный носик. Вот платок».

Посмотрите: малыш старательно прикладывает носовой платок к носику куклы.

Скажите: «У Ляли растрепались волосы. Вот расческа», и ребенок станет водить расческой по кукольным волосам.

А если вы скажете, что у Ляли грязные ручки, он понесет грязнулю мыть!

Ребенок не просто понимает слова, но и делает правильные выводы без подсказки. Это же так просто: раз нос грязный — его нужно вытереть!

Рассказ по картинке

Эта игра помогает научить ребенка понимать несложный рассказ по сюжетной картинке. Вам понадобятся картинки с очень простым сюжетом. Например: «Мальчик ест», «Девочка спит», «Дети играют с мячом», «Собачка лает» и т. д. Для игры достаточно всего трех картинок.

Покажите малышу по очереди все картинки и расскажите, кто на них изображен и что он делает.

После этого положите картинки на стол и предложите ребенку посмотреть на них и показать ту картинку, на которой, например, мальчик ест. Похвалите малыша, когда он справится с заданием!

Затем попросите выбрать картинку, где девочка спит и, наконец, ту, где дети играют.

Можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает ...?»

Малыш может ответить не сразу. Или не ответить вовсе. Повторите вопрос, но не добивайтесь ответа любой ценой.

Большой, средний и маленький

Это более сложный вариант игры с вкладышами.

Ваша цель — научить ребенка ориентироваться уже не в двух, а в трех контрастных величинах.

Приготовьте кубики-вкладыши или стаканчики-вкладыши. Малыш еще не может сосредотачиваться на долгое время, поэтому для игры будет достаточно трех предметов разных размеров.

Размер самого большого предмета — не менее 10 см, среднего —- 7 см, а маленького — 4 см.

Положите вкладыши на стол. Привлеките внимание малыша. Пусть он увидит, как вы вынимаете один из другого. Затем предложите ребенку вновь сложить игрушку, вложив меньшие предметы в большие.

А если вы разложите перед ним и кубики, и стаканчики, а он сложит хотя бы один вкладыш, не перепутав форму, то ваш малыш просто гений!

Воротики

Приучайте ребенка воспроизводить несложные сюжетные постройки, например воротики.

Вам понадобятся три игрушечных кирпичика прямоугольной формы.

Покажите, как можно построить воротики: поставьте два кирпичика вертикально, а на них горизонтально положите третий кирпичик.

Малыш обрадуется! Теперь как бы случайно заденьте постройку, чтобы она сломалась. Попросите малыша самого построить воротики.

Ребенок имеет право на ошибку! И даже на 3 ошибки. А если у маленького строителя дело не будет спориться, вы, конечно, поможете ему.

Постройте «ворота» из двух стульев. Соберите любимые игрушки малыша и устройте веселый хоровод, проводя их через ворота:

Вот, вот, вот, вот!

Водят детки хоровод!

Кукла — с медвежонком,

Петушок — с зайчонком!

Столовая для зверей

Эта сюжетно-ролевая игра приучает малышей понимать обращенную к ним речь.

Скажите малышу: «Зверюшки проголодались и их нужно покормить. Давай накормим их вкусным обедом!»

— Вот кошечка бежит — топ- топ-топ!

Подвиньте к столу игрушечную кошечку.

— Интересно, что она говорит?

— Мяу-мяу! Кушать хочу!

— Садись, кошечка, за стол!

Посадите первого гостя за игрушечный столик.

— А это кто идет вперевалочку? Это же мишка шагает — топ-топ, топ-топ! Что он говорит?

Сначала ребенок будет следить за тем, как вы играете, и помогать вам, но очень скоро сам научится «кормить зверей».

Покажи картинку!

Эта игра обогащает словарный запас малыша.

Разложите перед малышом картинки и назовите каждую из них: «Это мальчик», «Это девочка», «Это тетя», «Это дядя».

Затем попросите ребенка самого показать сначала мальчика, потом девочку, тетю и дядю. Малыш показал правильно? Вот молодец! Пусть оставит картинку себе.

А теперь попросите по очереди вернуть картинки. Получив картинки, разложите их в два ряда на стол. Скажите: «Спрячу девочку!» — и переверните картинку так, чтобы изображение оказалось внизу.

Самое трудное и интересное задание для ребенка — ответить на ваш вопрос: «Где спрятался мальчик?», «Где спряталась девочка?»

Можно «спрятать» картинки, на которых изображены животные: кошка, собака, корова, лошадка, медведь, лиса, волк, заяц.

Кто что делает?

Эта игра помогает запомнить не только слова, обозначающие предметы, но и слова, обозначающие действия.

Разложите перед малышом картинки и сначала попросите показать, где мальчик, где девочка, а где кошка.

Если ребенок справился, дайте ему более сложное задание:

— Покажи, где мальчик идет? Где девочка сидит? А где кошка спит?

А самые сложные вопросы такие:

— Кто идет? Кто сидит? Кто спит?

Показать ребенок сможет, а вот сказать ему будет, возможно, трудновато.

Попробуйте поменяться ролями: пусть малыш показывает вам картинки, а вы рассказывайте, кто на них нарисован и что он делает.

Что делает кошка?

Цель — ввести активный словарь ребенка как можно больше глаголов. Поэтому сейчас вы будете разговаривать об одном животном, но очень активном! Пусть это будет кошка.

Сюжетные картинки: «Кошка спит», «Кошка ест из миски», «Кошка играет с мячиком», «Кошка умывается» и т. д. — не более пяти картинок сразу. Разложите картинки перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Попробуйте поменяться ролями: пусть малыш показывает вам картинки, а вы рассказывайте, что делает кошка на каждой из них.

Когда малыш станет выполнять задания уверенно (и повторять за вами фразы или отдельные слова), можно показать ему картинки, на которых изображены люди. Эта игра будет сложнее и интереснее: мальчик на картинках бежит, прыгает, плавает, ест, пьет, едет на лошадке, рисует, играет с машинкой, умывается, плачет и т. д. Вот как много новых слов!

Веселая зарядка

Эта веселая игра не только физически развивает малыша, но и помогает закрепить в его памяти слова, обозначающие действия, расширить словарный запас.

Принцип игры такой: вы даете команды, а малыш их выполняет.

Можно выполнять действия вместе с ребенком: так и проще, и веселее.

Команды могут быть разными:

— Сядь — встань — попрыгай!

— Встань — подними руки вверх — опусти руки — сядь!

— Попрыгай — покружись — присядь!

— Топни ножкой — похлопай в ладошки — беги ко мне!

Получилось? Похвалите. Вот какой молодец! Все понимает, все правильно делает!

Попрыгайте вместе с малышом. Как вы думаете, кто из вас первым устанет прыгать?

Массаж для замечательных ручек

Некоторые мамы перестают делать массаж, как только ребенок научится вставать и ходить. Ведь он уже сам чашку в ручки берет, сам с ложкой управляется — для чего тратить время?

Это ошибочное мнение. Чем чаще вы разминаете ручки, ножки, тельце малыша, тем быстрее он развивается и тем здоровее будет.

Ну, а массаж ручек и пальчиков просто необходим для развития мелкой моторики!

Ведь это так просто — поглаживать пальчики и рассказывать стихи, сказки, считалки или потешки:

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем ручки щекотать!

Наши ручки не простые —

Наши ручки золотые,

Смышленые,

Ученые,

Замечательные!

Кривляки

Для развития артикуляционного аппарата используйте всю свою фантазию. В игру можно превратить любое действие.

Скажите ребенку:

Смешную песенку я знаю

И на губах ее сыграю!

А затем покажите малышу, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «б», только очень смешной — то ли дрожащий, то ли бренчащий.

Ребенок сразу же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

Сдунь!

А вот еще одна шутливая игра, в которой будут участвовать мышцы языка и губ.

Положите на кончик языка маленький кусочек бумажки и резко сдуйте его. Вам это сделать просто, а малышу, для того чтобы бумажка слетела, придется приложить немало усилий. Весело и полезно! Кто быстрее? Кто дальше?

Расческа

Продолжаем выполнять упражнения, развивающие артикуляционный аппарат. Некоторые звуки детям трудно произносить именно потому, что мышцы слабенькие.

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете ею причесываться. Он обязательно заинтересуется.

А теперь слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

Любопытный язычок

Попросите малыша показать язычок. Скажите, что этот язычок очень любопытный. Ему на месте не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Малыш не верит?

Широко улыбнитесь, зубы сомкните неплотно. Покажите ребенку, как ваш язык протискивается наружу между зубами. Предложите малышу повторить это упражнение.

А напоследок высуньте язык, как можно дальше, подразните ребенка!

И пусть он делает то же самое!

Непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один без разрешения на улицу и теперь придется его наказать. (Не стоит придумывать, отчего бы это язычку вздумалось гулять по улице. Понятно, что такого на самом деле не бывает. Но у ребенка ваши слова сомнения не вызовут.)

Итак, язычок заслужил наказание.

Высуньте изо рта язык и слегка покусывайте его по всей длине от кончика до основания, сначала высовывая изо рта, а потом втягивая обратно. Выполняя эти движения, произносите: «Та, та, та...»

Предложите малышу повторить упражнение.

Пожалеем язычок

Продолжайте выполнять упражнения для развития мышц языка.

Скажите малышу:

— Ну вот, немножко наказали язычок — и стало нам его жалко. Давай не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем.

Покажите ребенку, как нужно «жалеть» язычок.

Высуньте изо рта язык и похлопывайте его губами по всей длине от кончика до основания, сначала высовывая изо рта, а потом втягивая обратно. А звуки при этом будут получаться другие: «Пя, пя, пя...»

Предложите малышу повторить и это упражнение.

Найди такой же

Малыш должен уметь подбирать по образцу и просьбе взрослого предметы трех контрастных цветов.

Приготовьте три пары кубиков красного, синего и зеленого цветов.

Расставьте их на столе в таком порядке: красный, синий, зеленый, красный, синий, зеленый. Дайте ребенку кубик красного цвета и попросите найти такой же.

Затем поменяйте порядок кубиков: синий, красный, зеленый, синий, красный, зеленый. Дайте ребенку кубик синего цвета и попросите найти такой же.

А теперь, четко называя цвета и предлагая малышу повторять слова за вами, постройте вместе с ним три домика — красный, синий и зеленый.

Можете собрать свой домик и сознательно допустить ошибку, перепутав цвета. Заметит ли малыш вашу ошибку?

Надо, надо умываться!

Малыш должен научиться воспроизводить ряд последовательных действий и комментировать их.

У каждого ребенка есть пупс- голыш. Вот ему сейчас и предстоит купание. Хорошо, если длина куклы будет примерно 30 см.

Подготовьте губку, полотенце, кубик (он будет заменять мыло), ванночку для куклы.

Подведите ребенка к столу, на котором разложены все купальные принадлежности. Назовите их. Малыша не надо будет просить повторить — он сделает это без напоминания.

Возьмите в руки куклу, протяните ее малышу и скажите: «Посмотри, какая Ляля грязная! Давай ее помоем!»

Малыш с удовольствием приступит к водным процедурам: посадит куклу в ванну, «намылит» ее, потрет губкой, помоет голову и вытрет полотенцем — совсем так, как это делает мама. И при этом будет разговаривать с куклой — тоже как мама.

Поговори со мной, малыш!

Чтобы ребенок научился говорить, используя многословные предложения, нужно создавать для этого условия.

Многословное предложение состоит из трех и более слов. Научиться произносить такие монологи не так-то просто.

Используйте любую подходящую ситуацию, чтобы завести разговор.

Во время игры, на прогулке, на экскурсии в зоопарке, во время купания всегда может представиться случай, когда ребенку захочется поделиться с вами своими впечатлениями.

Рассказывайте обо всем, что происходит вокруг — здесь и сейчас.

Спрашивайте и поначалу сами отвечайте на свои вопросы.

Научите его выражать свои чувства: «Красивый большой фонтан!», «Очень вкусная конфета!», «Какой огромный-огромный слон!» и т. д.

Веселая геометрия

Проверьте, умеет ли ребенок подбирать по образцу геометрические фигуры. Для того чтобы сделать это, требуются внимание и логика.

Для игры понадобятся два комплекта геометрических фигур, в которые входят кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Расставьте на столе перед малышом один комплект геометрических фигур. Затем дайте ребенку одну их фигурок второго набора и попросите найти на столе такую же.

Нашел? Как называется эта фигура?

Похвалите ребенка! Это трудное задание.

Цветное лото

Положите на стол перед ребенком 4 больших цветных карты. Длина стороны квадрата — не менее 10 см. Покажите маленькую карточку с нарисованным красным помидором и положите ее на большую красную карту. Объясняйте все, что вы делаете: в данном случае кладете красный помидор на красную карточку, потому что помидор такого же цвета.

Дайте ребенку следующую маленькую карточку, на которой нарисован желтый цыпленок, и попросите положить ее на место, то есть на большую карту такого же цвета.

Когда малыш освоится, предложите ему найти место для новых картинок, теперь уже самостоятельно. Пусть подумает и покажет, куда положить желтый банан, синюю сливу, красное яблоко, зеленый помидор.

Маленький строитель

Эта игра развивает не только речь, но и крупную моторику, координацию.

Ребенок в этом возрасте должен уметь самостоятельно возводить простые сюжетные постройки и называть их. Сюжетные постройки — это такие постройки, с которыми играют, придумывая разные истории. Например, по дорожке едет машинка, идет солдатик, она может обрываться, разрушаться, подниматься и опускаться. На высокую дорожку (состоящую из высоких кубиков) маленькому зайчику не вскарабкаться, поэтому ему будет трудно убежать от злого волка. Вот видите, как много историй легко придумать, имея под рукой несколько кубиков.

Покажите, как сделать из кубиков самые разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку.

Предложите для самостоятельной игры кубики, разные по форме и цвету. А когда игра закончится, обязательно спросите, что же получилось у маленького строителя.

Похожие статьи:

Игры на ночь для детей дошкольников

Развивающие игры для детей 3-4 лет дома с родителями

Развивающие игры для детей от 1 года до 1,5 лет дома

Прибаутки для малышей до года

Игры дома с ребенком 2 года

Нет комментариев. Ваш будет первым!