Что должен уметь делать ребенок до поступления в школу
Что должен уметь ваш ребенок?
Ребенок шести-семи лет по своим физическим и психическим возможностям уже очень отличается от трехлетнего малыша. Но для вас это превращение произошло незаметно. Только достав альбом с фотографиями или просмотрев старые домашние видеофильмы, вы делаете для себя открытие, какие разительные изменения произошли.
Не забывайте иногда обращать на своего ребенка более пристальное внимание. Сравнивайте его со сверстниками, в кругу которых он вращается, - это поможет оценить возможности вашего ребенка критически, не отстает ли он в развитии.
Что же должен уметь ребенок старшего дошкольного возраста?
В шесть лет ребенок становится очень подвижным. Его уже не устраивают тихие и сосредоточенные игры в песочнице. Ему больше нравятся игры, связанные с бегом, прыжками, бросанием каких-либо предметов и спортивных снарядов (мяч, кольца и т. д.). Он уже может поиграть в футбол или в бадминтон...
Однако это не значит, что он совсем не подходит к песочнице. Подходит и иногда даже проводит в ней немало времени, только изменяются игры с песком; ребенок строит мосты и крепости, прорывает тоннели...
Ребенок становится более выносливым.
Вспомните: кажется, совсем еще недавно, пройдя пятьсот метров, он начинал хныкать и капризничать и даже проситься по привычке на руки. А теперь вы можете ходить с ребенком очень далеко: например, пройтись по магазинам (и даже попросить помочь что-то поднести) или поехать на дачу и от станции до дачного поселка прошагать два-три, а то и больше, километра.
Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владеет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более-менее точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.
Ребенок этого возраста уже уверенно ходит. Движения рук и ног во время ходьбы содружественны (этой содружественностью движений поддерживается равновесие). У ребенка вырабатывается правильная осанка при ходьбе. Он может ходить задом наперед, боком, вприпрыжку и т. д. Но вы должны помогать ему обретать все новые навыки...
Если вы считаете, что ваш ребенок в физическом отношении отстает от своих ровесников, поговорите на эту тему с участковым врачом; врач поможет сделать правильную оценку и, если согласится с вашим мнением, подскажет, как вам дальше быть.
Увеличение запаса слов
Большая подвижка произошла и в пополнении запаса слов. Количество слов, известных вашему ребенку, доходит до пяти тысяч, а у некоторых детей и больше. Как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.
Мальчики и девочки
Если в три-четыре года половые различия у детей в общем строении тела еще практически незаметны, то в шесть-семь лет они уже хорошо видны. Отличия эти и в своеобразном развитии мускулатуры и костной системы, и в распределении подкожной жировой клетчатки, и в характере движений (для мальчиков более характерны резкость, стремительность, для девочек - мягкость и плавность). Мальчики уже больше «кочевники и охотники», а девочки - «хранительницы очага», для которых характерен «стационарный» образ жизни; вы поступите правильно, если будете впредь развивать и подчеркивать эти отличительные качества. И, конечно же, — использовать. Мальчик всегда охотнее принесет или отнесет то, что вы попросите. Девочка с удовольствием поможет на кухне.
Дальнейшее совершенствование навыков
От вас требуется создавать все необходимые условия для дальнейшего совершенствования физических навыков. Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими.
От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность. Общаясь с детьми разных возрастов, ребенок яснее видит свое место в обществе; он начинает сознавать себя в развитии - вот таким он еще недавно был, а вот таким он скоро будет.
Степень психофизического развития
У детей одного возраста может быть разная степень психофизического развития. Поэтому одни дети способны усвоить программу первого класса уже в шесть лет, другим приходится трудновато и в семь.
Определением готовности ребенка к школьному обучению занимаются специалисты. За два-три месяца до начала учебного года вас с ребенком могут пригласить на комиссию, где и определяются интеллектуальные способности и наклонности (художественный склад ума, математический и др.) будущего первоклассника. Вас спросят о том, как ребенок рос и развивался, чем болел, в чем добивался успехов, а чем вы неудовлетворены... Также на комиссии выявляются некоторые черты характера: например, самостоятельность мышления, контактность...
Вам необходимо прислушаться к рекомендациям членов комиссии.
Уровень подготовленности ребенка к обучению в школе
Но вы можете и сами оценить уровень подготовленности своего ребенка к школе. Ниже поговорим о том, что он должен уметь:
♦ сосчитать до ста; счет в обратном направлении;
♦ удалить лишние геометрические фигурки (положите перед ребенком на столе несколько треугольничков разной величины и один кружочек; ребенок должен догадаться, что здесь лишнее);
♦ перерисовать несколько слов печатными буквами (именно перерисовать, поскольку писать он еще не умеет);
♦ выбрать из массы геометрических фигур и назвать круги, треугольники, квадраты; рассортировать их на большие, средние и маленькие. Кроме того, ребенок должен дать правильный ответ на следующие вопросы:
♦ какие звери из перечисленных живут в лесу: корова, волк, кролик, олень?
♦ как назвать одним словом: стул, шкаф, стол, кровать?
♦ как назвать одним словом: рубашка, платье, брюки?
♦ дедушка провожает внука; кто уезжает?
♦ охотник идет за собакой; кто впереди?
♦ Коля ударил Сашу; кто драчун?
♦ что означает выражение «красна девица»? Ребенок должен правильно выполнить команды:
♦ посмотри налево, посмотри направо;
♦ правой рукой возьмись за левое ухо;
♦ левой ногой наступи на правую.
Развивающие задачки для подготовки детей к школе
Дети очень любят решать такие простенькие задачки, как:
♦ определи лишнее: самолет, вертолет, пароход, ракета;
♦ определи лишнее: яблоко, груша, банан, чашка;
♦ определи лишнее: огурец, стакан, тарелка, ложка...
Таких задачек вы можете придумать великое множество. Ребенок воспринимает их как занимательную игру. Между тем эти задачки очень развивают. У вас выпали свободные полчаса, или вы прогуливаетесь по парку; порешайте с ребенком такие задачки. Вы очень весело проведете время, если соберете вокруг себя нескольких детей и зададите им придуманные вами задачки. Когда дети поймут принцип, пусть попробуют придумать задачки сами.
Вопросы «на интеллект»
Старший дошкольник вполне должен ответить на следующие вопросы, характеризующие его интеллект:
♦ сколько у тебя рук? какая левая, какая правая?
♦ какой палец мы называем мизинцем, а какой указательным?
♦ какой день мы называем вчерашним, а какой завтрашним?
♦ сколько дней составляет неделю?
♦ какие животные, кроме коровы, дают молоко?
♦ какие бывают времена года и чем они отличаются друг от друга?
♦ в какой стране ты живешь?
♦ в каком городе ты живешь?
♦ знаешь ли свой адрес?
♦ какая человеку польза от лошади, собаки, кошки и т. д.?
Похожие статьи:
Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?
Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь
Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника
Нет комментариев. Ваш будет первым!