Диагностика готовности ребенка к школе. Когнитивная готовность ребенка к школе
Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, также играет весьма существенную роль в успешном обучении.
Прежде всего важно, чтобы ребенок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто по той причине, что в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно какие-либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время удерживать внимание на выполнении задачи и сконцентрировано работать является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка тогда, когда он может в течение 15-20-ти минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу (не самим им выбранную), не утомляясь.
Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому, наряду со способностью сконцентрировано и внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное, и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому способность к краткосрочной аудитивной (слуховой) и визуальной (зрительной) памяти для того, чтобы мыслительно переработать и привести информацию в логическую взаимосвязь, является важной предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение также должны быть хорошо развиты.
Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Поэтому, когда тема или задание, которое дает учитель, соответствует их склонностям, тому, что им нравится, то проблем не возникает. Когда же им неинтересно, они часто просто ничего не делают, начинают заниматься своими делами, то есть перестают учиться. Однако требовать от учителя, чтобы он предлагал детям только интересные для них темы, интересные всегда и для всех, совершенно нереально. Что-то для одних детей интересно, для других же нет. Невозможно, да и неправильно строить все преподавание исключительно на основе интереса ребенка. Поэтому школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать что-то, что им неинтересно и скучно, по крайней мере сначала. Предпосылкой того, что ребенок будет заниматься содержанием, которое для него поначалу чуждо, является общий интерес к учению, любопытство и любознательность по отношению к новому. Такое любопытство, любознательность, желание учиться и чему-то научиться является важной предпосылкой успешного обучения.
Учение — это в значительной мере систематическое накопление знаний. При этом такое накопление может протекать по-разному. Одно дело — запоминать отдельные элементы информации, не связывая этих элементов между собой, не пропуская их через индивидуальное понимание. Это ведет к механическому заучиванию. Такая стратегия обучения опасна, так как может стать привычкой
К сожалению, приходится констатировать факт того, что в последние годы увеличилось количество студентов вузов, которые понимают обучение именно так — как механическое воспроизведение непонятого материала, определений, схем и конструкций без всякой взаимосвязи, в отрыве от отношения к реальности. Такое «знание» не служит развитию мышления и личности в целом, быстро забывается.
Причина этого — неправильные привычки учения, закрепленные школьным обучением. Стратегия зубрежки (механического заучивания) устанавливается тогда, когда ребенку предлагается материал, который он еще не может понять, или в результате непродуманной методики, не учитывающей актуального уровня развития ребенка. Важно, чтобы знания, которые ребенок получает в школе и вне школы, в жизни, складывались бы в разветвленную сеть взаимосвязных элементов, пропущенных через индивидуальное понимание. Такое знание служит развитию и может быть применено в естественных ситуациях. Такое знание является непременной составной частью компетентности — умения успешно справляться с проблемами в различных ситуациях жизни. Интеллигентное, живое знание выстраивается шаг за шагом не только в процессе школьного обучения, но и из многообразной информации и опыта, получаемых ребенком вне стен школы.
Для того чтобы ребенок мог получаемую информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту обучения уже владел начатками логического (последовательного) мышления и понимал взаимосвязи и закономерности (если... то; потому... что; и т.д.). При этом речь не идет о каких-то специальных «научных» понятиях, но о простых взаимосвязях, встречающихся в жизни — в явлениях природы, в языке и в человеческой деятельности.
Если мы утром видим, что на улице лужи, то естественно заключить, что ночью шел дождь или рано утром улицу полила поливальная машина (причинно-следственная связь). Когда мы слышим или читаем какую-то историю (сказку, рассказ, сообщение о событии), то в этой истории отдельные высказывания (предложения) выстраиваются во взаимосвязанную нить благодаря языку. Язык сам по себе логичен. Поэтому освоение языка в условиях естественного общения является эффективным средством развития логического мышления.
Когнитивная готовность к школе включает в себя:
• способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
• краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
• любознательность и интерес к учению;
• логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности.
Похожие статьи:
Диагностика готовности ребенка к школе. Эмоциональная готовность ребенка к обучению в школе
Современное определение понятия «готовность к школе». Готовность к школе как свойство системы
Нужно ли ребенку уметь читать и писать до начала обучения в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!