Первый раз в первый класс. Обучаем ребенка основным правилам школьной жизни

Первый раз в первый класс. Обучаем ребенка основным правилам школьной жизни

И вот наступил долгожданный праздничный день - День знаний - 1-е сентября. В вашей школе, как и во всех школах, проводится торжественная линейка. Здесь первоклассник впервые видит своего учителя и тех детей, с которыми будет учиться, возможно, до самого окончания школы. Все дети нарядны, с цветами, играет музыка. Шум, праздничная суета... Для некоторых детей эта обстановка слишком впечатляющая; кто-то даже плачет, не желая отпускать маму и становиться в строй учеников. Вы должны поддержать своего ребенка улыбкой, ласковым словом и постараться не отходить далеко - чтобы быть для своего первоклассника на виду (и это бывает непросто в царящем столпотворении).

Будут в жизни вашего ребенка еще торжественные линейки, но такой - самой первой - больше не будет. Поэтому неплохо было бы вам заранее подумать, как запечатлеть это событие.

Если вы сами умело пользуетесь фотоаппаратом или видеокамерой, для вас это не вопрос. Но если у вас нет фото- и видеотехники, вы можете воспользоваться услугами профессионалов; в наше время это несложно. Конечно, придется заплатить, но видеофильм, который останется у вас навсегда, с каждым годом будет обретать все большую и большую ценность.

Знакомство с классом, учителем, школой

Обычно после торжественной линейки дети знакомятся с классом, в котором им предстоит заниматься, и, разумеется, с учителем; дети дарят учителю цветы, а учитель (чаще учительница) с самым растроганным видом выражает надежду, что каждый из этих детей будет учиться хорошо; и учитель будет вкладывать в это дело все силы, а вам придется (ох, как!) помогать...

После того как ребенок и вы познакомитесь с учителем, не спешите покидать стены школы. Никто не запретит вам пройтись по школе, посмотреть самим и показать ребенку, что и где находится. Актовый зал, спортивный зал, библиотека, столовая и буфет, гардеробная...

Открывайте все двери, осматривайте помещения и объясняйте ребенку назначение каждого из них. Об этой услуге вы можете попросить и учителя, чтобы экскурсия прошла организованно. Кому как не детям в первую очередь необходимо знание своей школы!.. После такой экскурсии ребенку будет легче ориентироваться в лабиринте современной школы.

Осмотрев школу, не забудьте показать ребенку туалет. Зайдите внутрь. Пусть ребенок заглянет в кабинки и даже сделает, пользуясь случаем, маленькое дело. Никого не нужно убеждать, сколь важно ребенку знать местонахождение этого значимого функционального помещения. Чтобы в самый неожиданный момент не случилось аварии, сами понимаете...

Очень важные предметы

Кроме принадлежностей для учебы, у каждого ребенка в портфеле должны быть: свежий носовой платок, расческа, немного туалетной бумаги. Наличие этих важных вещей не забывайте держать на контроле впоследствии.

Сколько времени необходимо провожать ребенка в школу?

Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов...

Во-первых, от степени самостоятельности вашего ребенка (быть может, его вообще не надо провожать).

Во-вторых, от удаленности школы от вашего дома.

В-третьих, от того, нужно ли ребенку по дороге в школу переходить улицу с оживленным движением транспорта...

В планировании современных микрорайонов эта проблема обязательно берется в расчет. Кому-то везет - школа стоит прямо во дворе их дома (и папа провожает маленького сына, стоя у окна на кухне с биноклем в руках). Кому-то надо и походить с ребенком в школу с месяц. И обязательно встречать.

Период провожаний и встреч увеличивается до нескольких месяцев, если по пути в школу ребенку нужно переходить улицу. Приучите ребенка «слушаться» светофора. И пусть ребенок ведет вас, а не вы - ребенка...

Но будет неправильно, если вы продолжите период провожаний до года и более. Другие дети начнут посмеиваться над вашим ребенком.

Если вы все-таки не уверены в самостоятельности вашего первоклассника, если сердце ваше неспокойно, вы можете попросить какого-нибудь старшего школьника, живущего по соседству, приглядеть по дороге в школу за вашим ребенком.

Ребенок должен знать правила поведения на улице и в общественных местах

Правил этих не так уж много и запомнить их не сложно:

♦ вести себя спокойно и осмотрительно возле проезжей части улиц; не играть возле дорог в подвижные игры, особенно с мячом;

♦ переходить проезжую часть улицы только в положенных местах, исключительно на зеленый свет светофора; если светофора на переходе нет, то переходить улицу ребенку следует только дождавшись, когда автотранспорта не будет в пределах видимости, либо с кем-нибудь из взрослых;

♦ не мусорить (не бросать повсюду банановую кожуру, апельсиновые и мандариновые корки, обертки от конфет, семенную шелуху, скорлупу от орехов, огрызки яблок и пр.);

♦ не портить общественного имущества (не ломать качелей, каруселей, не расписывать двери подъездов и кабины лифтов, не поджигать почтовые ящики, не лепить горящие спички к потолкам, не ломать деревья, не разбивать найденных бутылок, не пачкать скамеек и т. д.);

♦ не обижать младших детей, не отбирать у них игрушек, не навязывать свое знакомство;

♦ быть вежливым не только со взрослыми, но и с ровесниками и с младшими;

♦ не устраивать игр, могущих представлять опасность для окружающих (с метанием камней, например);

♦ не шуметь под окнами;

♦ не бегать, сломя голову, по лестницам;

♦ не хлопать дверями подъездов;

♦ не лазить в подвалы, на крышу, на так называемый технический этаж;

♦ не разжигать во дворе костров;

♦ не играть в местах выгула собак и т. д.

Как приучить ребенка к дисциплине

Время от времени заговаривайте с ребенком о школьной дисциплине. Не возлагайте всю ответственность на учителя, который просто не в состоянии углядеть за двумя-тремя десятками учеников. Как бы строг учитель ни был, дети всегда ищут возможность сжечь бьющую через край энергию. Здесь-то и возникает опасность травматизма: ребенок может наткнуться на какой-нибудь острый предмет - например, на авторучку, которую держит другой ребенок, или удариться головой о край парты, об угол стены. В некоторых школах двери классов открываются в коридор. А что такое для ребенка коридор, как не место для сумасшедших пробежек. И, как это нередко бывает, в самый неожиданный момент открывается дверь...

Режим дня и домашнее задание

Режим дня младшего школьника уже существенно отличается от режима дня дошкольника. Но вы, надеемся, постарались сделать переход мягким.

Вернувшись из школы, ребенок должен покушать и отдохнуть. Вы совершите ошибку, если сразу же после еды усадите ребенка за уроки. Нельзя слишком перегружать нервную систему ребенка - ведь она еще слаба. Будет неплохо, если ребенок после обеда поспит, — это восстановит его силы.

Опыт показывает, что наиболее благоприятное время для выполнения домашнего задания от 16.00 до 1700. Ребенок к этому времени уже достаточно отдохнул и готов потрудиться.

Ни в коем случае не позволяйте (и, естественно, не заставляйте) делать уроки вечером - перед сном. Напряжение, в каком пребывает нервная система, еще сохраняется долго после того, как ребенок встал из-за стола. Ребенку будет трудно заснуть; а заснув, он может видеть кошмары - сон будет неспокойный и не принесет необходимого отдыха.

Собрать портфель назавтра

После того, как ребенок сделал уроки, он должен сам аккуратно собрать назавтра портфель. Вы можете в этом поучаствовать, но складывать школьные принадлежности предоставьте самому ученику. В противном случае он будет не уверен, все ли на месте. А иногда ребенок и просто не знает, где и что у него лежит.

Не позволяйте собирать портфель впопыхах. В спешке обязательно что-нибудь забудется. Особенно часто что-то забывается, если портфель собирают утром - спросонья.

Научите ребенок соблюдать порядок в портфеле

Порядок у ребенка должен быть не только в столе и на столе, но и в портфеле. Тогда порядок будет и в голове. Обычно школьные портфели и ранцы разбиты на несколько крупных и мелких отделений. Приучите ребенка к тому, чтобы отдельные принадлежности у него всегда лежали в одних и тех же отделениях.

Если ребенок в спешке, лишь бы как засовывает в портфель книжки и тетрадки, они у него скоро будут иметь, мягко говоря, несвежий вид. Как это ни странно, но неопрятный вид школьных принадлежностей (потрепанные тетрадки с загнутыми углами, книги с оторванными корешками, погрызенные авторучки, исчерченные пеналы и т. д.) отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Внешняя неопрятность и внутренняя неорганизованность взаимозависимы, то есть они образуют так называемый порочный круг. Только ваши настойчивое влияние и регулярный контроль помогут ребенку вырваться из этого круга.

Помощь учителю

Не нужно даже говорить, как важен контакт родителей с учителем. Любая ваша помощь будет принята и высоко оценена учителем. Есть много мелочей, которые учитель не успевает сделать по той простой причине, что классы, увы, формируются слишком большие (оптимальный вариант - 12-15 учеников в классе). И здесь на помощь должны приходить родители.

Понятно, что степень активности родителей разная. Да и некоторые родители слишком заняты на работе. Если же у вас есть время и возможности, поучаствуйте в учебном процессе. Начните с вопроса, обращенного к учителю: чем я могу помочь?..

Можете быть уверены, ваш вопрос не останется незамеченным.

Школьный завтрак

Некоторые изменения в распорядок приема пищи внесет школьный завтрак. Детей кормят на большой перемене. И хотя завтрак этот легкий (немного каши и компот, или булочка с чаем, или сосиска с хлебом и с какао и пр.), ребенок после него может не успеть «нагулять аппетит» к обеду. И время обеда придется передвигать. Но вы можете поступить иначе: не кормите ребенка плотно, отправляя в школу; пусть его привычный завтрак будет разбит на два завтрака.

Похожие статьи:

Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Почему ребенку трудно учиться? К чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Как активизировать мыслительную деятельность ребенка?

Нет комментариев. Ваш будет первым!