Как организовать режим дня для ребенка

Как организовать режим дня для ребенка

Организация дня при подготовке к детскому саду. Как спланировать режим дня для ребенка

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы минимизировать факторы стресса при поступлении ребенка в детский сад. Поскольку стресс снижает инициативу и мотивацию ребенка (к общению, играм, обучению), стресс пагубно сказывается на здоровье ребенка, подрывая иммунитет, эмоциональное благополучие малыша.

Чтобы при поступлении ребенка в детский сад стрессовых ситуаций не возникало, малыш заранее постепенно должен знакомиться с правилами, существующими в коллективе. Если ребенок освоит коллективные нормы поведения в домашней обстановке, ему будет проще следовать им в новой для себя среде.

Итак, готовясь к поступлению вашего крохи в детский сад, необходимо проанализировать его режим дня и при необходимости скорректировать его таким образом, чтобы фактор режима (расписания привычных занятий) не мешал адаптации малыша к новым условиям жизни в стенах дошкольного учреждения образования, а наоборот, способствовал бы скорой приспособляемости, уменьшая период ее продолжительности.

Обычно детей принимают в группу с 7 до 9 часов утра, примерно в 8-8.30 у малышей начинается завтрак. Допустим, ребенка вы будете приводить к 8 часам, за час до начала рабочего дня. Соответственно, подъем с кровати кроха должен осуществлять не позднее 7 утра, чтобы успеть умыться, сделать короткую бодрящую за­рядку (пару веселых упражнений мы рассмотрим ниже), одеться, привести себя в порядок и слегка перекусить. Вы удивлены, зачем ребенку завтракать, если он будет это делать в группе? Первое время малыш может есть плохо, а то и вовсе отказываться от еды. Когда голодного ребенка рано утром приводят в сад, а после разлуки с мамой сажают завтракать, то кушать малышу, конечно, не хочется: грустно, одиноко и спать хочется. Однако никто не станет кормить ребенка позже, и если он не поест, до обеда останется голодным.

В стрессовых ситуациях потребность организма в белках и витаминах только возрастает, поэтому необхо­димо приложить усилия к тому, чтобы малыш продол­жал питаться полноценно и в период посещения детского сада. Этот шаг будет гарантом его хорошего само­чувствия, здоровья и устойчивости иммунной системы.

Как этого достичь? Малышу должна быть знакома и приятна обстановка за столом во время коллективных завтраков и ужинов. А значит, постепенно вы должны сдвигать время завтрака ребенка таким образом, чтобы примерно за полгода до поступления в группу детского сада малыш привык принимать пищу в 7 утра. Конечно, не все крохи способны есть с аппетитом в такую рань, особенно если они уже привыкли к размеренной жизни в отсутствие режима. Что же делать?

Знаете, как увеличивают аппетит поросятам? Напротив их лохани устанавливают зеркало. Маленьким хрюшам кажется, что миллионы пяточков разом опускаются в миски с едой — аппетит тут же дает о себе знать. В нашей ситуации зеркало может и не потребоваться, просто садитесь завтракать всей семьей. В дружном кол­лективе кушать веселее. Позднее эта привычка пойдет на пользу ребенку: в детском саду дети сидят за общим столом. И неважно, что окажется на тарелке ребенка в 7 утра: тарелка сытной каши или только небольшой кусочек сыра. Важно, чтобы малыш привыкал активно проводить утро: весело одеваться, умываться, делать зарядку и принимать пищу — просыпаться. Тогда и в детский сад ребенок пойдет довольным и веселым, готовым к новым впечатлениям и занятиям.

Во время адаптации в детском саду за завтраком малыш будет съедать от силы пару ложек каши. Причина в том, что ребенок осваивается в новой обстановке, привыкает к расписанию, новому вкусу «казенной» каши и т. д. Конечно, это не постоянная проблема, со временем его еда нормализуется. Однако не стоит забывать, что само понятие полноценного питания в детских садах достаточно условное. Сколько молока должен потреблять трехлетний малыш — 0,5-0,75 л в день. А сколько он получает в стенах детского сада? Не больше 0,2-0,25 л. Такая же проблема стоит и с мясными продуктами, фруктами. Поэтому если ребенок будет питаться исключительно в детском саду, вскоре иммунитет его может значительно снизиться. Добавьте к этому увеличение контактов ребенка — получите формулу частой заболеваемости.

В период адаптации у малышей естественным образом снижен аппетит. Чтобы его усилить, необходимо начинать день ребенка с зарядки и добавить к рациону ребенка дополнительные приемы пищи. Почти все малыши так называемые малоежки. Поэтому старайтесь разнообразить рацион таких детей, увеличивая количество приемов пищи и при этом придерживаясь определенного режима питания.

Разбивая завтрак и ужин на два приема, вы вполне можете добавить к меню ребенка все необходимое. Выпивая сразу после пробуждения стакан кефира или йогурта, малыш не перебьет себе аппетит, а лишь улучшит его. Ведь его пищеварительная система начнет свою работу раньше обычного и заставит проснуться все остальные системы организма, улучшая при этом обменные процессы.

Если ребенок выпьет кисломолочный напиток после зарядки за общим столом в кругу семьи, его организм быстрее включится в работу. А привычка есть в одно и то же время даст малышу возможность создать все необходимые физиологические предпосылки (выделение желудочного сока) для сохранения хорошего аппетита.

Итак, при подготовке ребенка к детскому саду необходимо разработать для малыша новый распорядок дня. Он может выглядеть следующим образом (см. табл.).

Таблица

Распорядок дня будущего воспитанника детского сада

Часы

Мероприятия

7.00-7.20

Пробуждение, утренний туалет, зарядка

7.20-7.40

Первый завтрак: стакан молока или йогурта, кусочек сыра или творога

7.40-8.30

Ежедневные ритуальные занятия, возможно, ежедневный совместный уход за цветами (позднее это будет время поступления в группу детского сада)

8.30 9.00

Второй завтрак: предпочтение отдайте каше, запеканке и другим традиционно детсадовским блюдам (в это время ребенок будет завтракать в детском саду)

9.00-10.30

Начало занятий с ребенком, чтение, совместные игры

10.30-11.30

Прогулка (в это время дети гуляют в детском саду)

12.00-12.30

Обед. Обед должен состоять из трех блюд, которые необходимо менять с определенной периодичностью: десять минут на первое, десять на второе, пять минут на компот. Обедать также лучше всего за общим столом, где у ребенка будет свое, постоянно закрепленное за ним место

12.30-14.30

Сон. Да, именно так рано, около полудня, ребенок должен иметь привычку отдыхать. Когда утро прошло активно, заснуть ребенку нетрудно

15.00-15.30

Полдник. Стакан какао (компота) с куском батона, намазанным маслом, — так выглядит полдник в детском саду. Поэтому и вы должны воздерживаться от сладостей и шоколада в это время дня. Давайте крохе все то же самое, что его ждет в детском саду, но только более высокого качества: натуральные соки, фрукты, молоко. В качестве углеводного компонента можно оставить традиционный бутерброд. Масло очень полезно для растущего детского организма, но многие крохи, опаса­ясь испачкать руки, не хотят есть открытые бутерброды со сливочным маслом. Научите ребенка есть этот продукт, держа за края куска батона

Окончание табл.

Часы

Мероприятия

15.30-17.30

Игры, развивающие занятия

17.30

Первый ужин. Овощи и крупяные изделия — основа меню детсадовской кухни. Поэтому приучайте кроху есть свеклу, морковь, капусту, горох, макароны, чтобы детсадовская пища была ребенку знакома и приятна. Через день к овощам добавляйте желток: в детском саду его не будет, но он очень полезен для иммунитета

19.30

Второй ужин. Пока малыш не ходит в детский сад, этому приему пищи можно не уделять много внимания. Давайте крохе фрукты, молочные продукты, организуя легкий перекус. Когда же малыш будет проводить в детском саду весь день, вам необходимо более тщательно выбирать продукты для ужина. Никаких сарделек и других неполноценных белков. Помните, что белки — вещества, из которых состоят клетки иммунной системы. Меню детского сада содержит минимальное количество белковых продуктов, поэтому в рамках домашнего ужина предлагайте ребенку мясо, рыбу, яйца со свежими овощами в салате. Уделите внимание и витаминному компоненту. На десерт — свежевыжатый сок

Итак, заранее перестраивая режим дня ребенка под новое расписание, вы гарантируете малышу более быструю адаптацию в отсутствие стресса. Когда биологические часы ребенка тикают в унисон новой обстановке, привыкнуть к последней гораздо проще. Поэтому во время праздников, в выходные дни старайтесь не менять распорядка дня. Если не отступать от правил не удается, следите, чтобы временные рамки не сдвигались более чем на час.

А чтобы малыш оставался здоровым, необходимо уделить внимание его питанию, навыкам личной гигиены и самообслуживания. Поэтому стремитесь как можно меньше помогать ребенку в еде и утренних процедуpax, особенно не работать в этом смысле «на опережение». Лучше всего подсказывать ребенку словами, давая понятные простые инструкции в ответ на его вопросы, нежели сразу рваться воплощать его замысел в жизнь. Именно таким образом будет построена работа малыша с воспитателем. Поэтому именно на такой режим конструктивного диалога и работы по инструкции и должен быть ориентирован ребенок перед поступлением в дошкольное учреждение.

Похожие статьи:

Нужен ли ребенку детский сад? Почему детский сад необходим ребенку?

Зачем нужен режим дня для ребенка

Как развивать навыки общения у ребенка

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Как научить ребенка правилам общения

Нет комментариев. Ваш будет первым!