Обучение ребенка навыкам самообслуживания

Обучение ребенка навыкам самообслуживания

Как познакомить маленького ребенка с правилами безопасной жизнедеятельности.

С основами безопасной жизнедеятельности необходимо познакомить ребенка задолго до поступления в детское дошкольное учреждение. Что такое основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ)? Попытаемся дать приемлемое в данном контексте определение.

Безопасная жизнедеятельность ребенка — это тот способ его взаимодействия с окружающим миром, который препятствует возникновению вредного воздействия определенных факторов на физическое и психическое здоровье и благополучие ребенка. Соответственно, правила соблюдения ОБЖ в детском саду включают в себя:

■ правила личной гигиены;

■ правила работы с хрупкими, мелкими, острыми и другими опасными предметами (даже если вы их в руки ребенку никогда не давали, малыш должен иметь о них представление; кто-то из детей тайком принес из дома, нашли на прогулке — ситуаций великое множество, никто не застрахован от них, к сожалению);

■ навыки самостоятельного питания;

■ навыки самообслуживания.

Основные проблемы

Как только малыш начинает ходить, вы уже не можете поспевать за ним повсюду. И дело вовсе не в том, что вы плохо следите за ребенком, а в том, что он становится практически вездесущ, и вам просто невозможно уследить за каждым его шагом.

Как гласит известная русская пословица, у семи нянек дитя без глазу. А что уже говорить о ситуации, когда у одной нянечки в группе детского сада двадцать воспитанников! Поэтому в идеале к моменту поступления в детский сад ваш малыш должен полностью овладеть элементарными навыками самообслуживания, знать общие правила гигиены и другие правила безопасной жизнедеятельности.

Основными проблемами при поступлении в детский сад становятся:

■ Невозможность полноценно самостоятельно питаться (полноценно — в данном конкретном случае значит аккуратно и достаточно быстро, поскольку часто дети обливаются супом, а воспитатели забывают их переодеть, в итоге малыши ходят по группе или гуляют на улице в сырых вещах; быстрота самостоятельной еды важна потому, что смена блюд происходит достаточно динамично, и если ребенок привык подолгу ковыряться в тарелке, вряд ли он успеет наесться за отведенное на питание время — докармливать его будут лишь первую неделю, если удастся договориться с няней. Хочется добавить, что вилок и ножей воспитанникам не дают, поэтому если вы приучили ребенка питаться, используя все многообразие приборов, это, конечно, очень хорошо для самого малыша, но перед поступлением в детский сад убедитесь, что так же успешно малыш справится с едой, орудуя одной ложкой).

■ Невозможность самостоятельно и вовремя одеться, обуться (вовремя — это значит надеть обувь до того, как, например, проследовать после сна к санузлу, или застегнуть куртку до выхода на улицу; самостоятельное умение обслуживать себя важно еще и потому, что воспитатели часто не могут уследить, все ли замотали горло шарфом перед прогулкой, застегнули сапоги, завязали шапки — в итоге частота простудных заболеваний в стенах детских дошкольных заведений стабильно высокая).

■ Незнание и оттого частичное соблюдение правил гигиены (дети плохо моют руки, облизывают их, не умеют пользоваться платком, чтобы высморкаться, меряют чужие шапки, допивают друг за другом компот, чихая и кашляя, не прикрывают платком рот, что приводит к распространению бактериальных инфекций, глистных инвазий).

■ Незнание элементарных правил безопасной работы с предметами, правил дорожного движения (дети берут предметы в рот, экспериментируют с различными частями тела, опасными (стеклянными, мелкими, острыми) предметами, выбегают на проезжую часть).

■ Неумение пользоваться санузлом (привыкнув к горшку, дети плохо удерживают равновесие на новом при­способлении, с трудом одеваются, раздеваются перед посадкой на сиденье унитаза либо, стесняясь обратиться к воспитателю, пачкают штаны).

Как научить ребенка навыкам самообслуживания

Все мы понимаем, что одно дело знать, а другое дело выполнять. Поэтому даже если накануне похода в садик вы прочитаете крохе лекцию об ОБЖ, вряд ли эта мера окажется эффективной. Если у малыша нет привычки мыть руки с мылом или самостоятельно завязывать шарф, вряд ли он это будет делать без напоминания, даже если умеет. Ответственность за совершаемые поступки формируется у ребенка долгое время. Вы не сможете контролировать своего ребенка вечно, не будут его караулить и воспитатели в детском саду. Да это и не требуется. Никто не может позаботиться о себе лучше самого себя. Именно это правило должен усвоить ваш ребенок за три года, проведенные дома.

Потому дома — никакой гиперопеки. Контрольно-просветительской функции родителей вполне достаточно, чтобы добиться замечательных результатов.

Обязательно знакомьте малыша с последствиями его неразумных действий, учите заранее обдумывать и — что важно — при отсутствии информации спрашивать о последствиях действий, вызывающих сомнения, взрослого перед их совершением. Если грамотно проинформировать ребенка, контрольная функция от вас может и не потребоваться.

Воспитательная политика родителей должна быть направлена на то, чтобы в процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок, заручаясь поддержкой взрослого, нарабатывал определенный опыт: не всегда непосредственный (зачем нам синяки и ссадины?), вполне возможно, это будет игровой эксперимент.

Будьте всегда открыты к диалогу, спокойному конструктивному обсуждению возможных (даже неправильных и небезопасных) моделей поведения своего ребенка. Когда на какую-то тему в общении налагается табу, сам по себе запрет вызывает интерес.

Похожие статьи:

Знакомство ребенка с правилами поведения. Как воспитать ответственного и послушного ребенка

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру

Ранее обучение ребенка. Задачи раннего обучения

Как научить ребенка правилам общения

Нет комментариев. Ваш будет первым!