Свидетельство о публикации бесплатно

Классный час на тему «Здоровый образ жизни», 6 класс

Внеклассное мероприятие на тему: ЗОЖ, 5-9 классы «Истоки здорового образа жизни» (Исторический обзор)

Задача:

Убедить учеников, что возможность здорового образа жизни - это наследство, доставшееся нам от культуры предков, от развития всех цивилизаций земного шара.

Ход классного часа

- Откуда взялось понятие «здоровый образ жизни», какое отношение имеет к нему экология или экологическая культура?

Нарисуйте на доске следующую схему:

Эта схема не что иное, как схема социоэкосистемы, обратные стрелки — это взаимосвязи между компонентами этой системы. Чем они гармоничнее, тем надежнее жизнь человека, тем здоровее образ его жизни.

Человек с момента своего возникновения, для того чтобы выжить, просто обязан был существовать в гармоничном взаимодействии с природой. Природа могла убить, но могла и прокормить, могла помочь выжить. Навыки жизнесохраняющего поведения передавались из поколения в поколение. Соответственно месту и условиям обитания создавалась система религиозных убеждений, которые были направлены на формирование образа жизни (а не смерти!). По мере развития общества менялись религиозные верования, но давно-давно все началось с Богини-Матери. В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, он переносил свои свойства и ощущения на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа- живая. Камни, деревья, реки, облака - все это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и не доступными людям свойствами. Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, - значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить съедобные плоды, кто-то населил весь мир живыми существами. Чуткий, настороженный, внимательный (это был необходимый образ жизни!) человек древнейших времен просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу. Эту силу почитали в образе Богини-Матери. Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. По ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Ее радость - это радость всего живущего; ее глаза смотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра.

Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что Душа Природы была ближе и понятнее людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да впрочем, и в более поздние времена идея Души Мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных стихах Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Из статьи «Верования древних»:

«Одной из разновидностей верований древних народов является язычество древних славян. Они поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, не были едины и в верованиях.

Митрополит Макарий с укором писал в XVII в. о язычниках: «Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера.

И проще говоря - всему этому поклонялись яко богу, и чтили, и жертвы приносили».

Позже единый образ Матери-Богини распался на части, каждой из которых приписывали охраняющую роль: уберечь от болезней, сохранить жилье, жизнь и благополучие своих близких. Одна из частей - «домовой», культ которого на Руси так распространен. Он «следит» за хозяевами, за их трудолюбием, соблюдением нехитрых правил - а если что не так, то заплетет гривы лошадей в колтуны или отнимет молоко у коровы. Хозяйки всячески задабривали домовых: край от каравая клали для него под печку, переносили в горшке с углями в новую избу с приговорами: «Домовой, домовой, пойдем со мной».

Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. Древнейшим верховным мужским божеством был бог Род - бог неба, грозы, плодородия. Спутницы Рода - Роженицы - хранительницы и слуги (защитницы молодых матерей и малых детей)».

С древних времен остались актуальными советы народной медицины по сохранению и укреплению здоровья, рецепты по использованию лекарственных трав, способы лечения заболеваний подручными средствами.

Домашнее задание: расспросите бабушек или прабабушек о таких маленьких божествах, о леших и других им подобных. Наберите как можно больше свидетельств стремления к здоровому образу жизни наших предков по рассказам старших, по пословицам и поговоркам, по сказкам, по анекдотам, загадкам.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6 - 7 класс по теме: Загадочный Восток

Внеклассное мероприятие по экологии в 6-7 классе

Внеклассное мероприятие в 5-6 классе

Классный час на тему Вредные привычки, 6-8 класс

Час общения в 6 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!