Классный час о здоровом образе жизни в начальной школе на тему «Головной мозг»
Разработка классного часа на тему: ЗОЖ, 1-4 классы
Цель: рассмотреть в игровой форме правила, соблюдение которых позволяет поддерживать мозг в рабочем состоянии.
«Новые приключении Буратиио» (инсценировка).
Действующие лица: Буратино, Мальвина, Артемон, Пират, а также учитель.
Действие 1
Идет урок.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о головном мозге.
В класс входят Мальвина и Артемон, здороваются. Мальвина (кучителю). Скажите пожалуйста, вы не видели Буратино?
Учитель. Нет, не видела.
Артемон. Ребята, а вы его не видели?
Действие 2
В класс забегает Буратино, он испуганно прячет карты за спину.
Буратино. Ой! Спасите! Помогите! Мальвина, спрячь меня. Артемон. Буратино, что случилось? Почему ты так кричишь?
Мальвина. Где ты был? Мы тебя искали. Ты давно уже должен делать математику.
Буратино. Какая математика! Мальвина, понимаешь, я был на самом настоящем пиратском корабле, и представляешь, у самого главного Пирата я стащил вот эти карты. И теперь он за мной гонится.
Артемон. Буратино, а ты знаешь, что воровать не хорошо?! И зачем тебе эти карты?
Буратино. Я знаю, что воровать не хорошо. Но с помощью этой карты я смогу найти сокровища и тогда куплю папе Карло новую куртку.
Действие 3
В класс «влетает» Пират. Буратино прячется за учителя. Учитель берет карты у Буратино и вешает их на доску.
Пират. Гром и молния! Где этот негодный мальчишка?! (Бегает по классу, заглядывает под парты.) Он стащил мою карту! Вы не видели этого длинноносого мальчишку в полосатом колпаке? Как его, Буратино! Не видели?
Учитель. Подождите, подождите. Не нужно так громко кричать. Буратино здесь.
(К Буратино). Не бойся, он тебя не обидит.
(К Пирату). А та карта, которую он у вас украл, вовсе не карта острова сокровищ, а схема строения головного мозга.
Буратино (недоумевающе). Как, головного мозга? А как же куртка для папы Карло?
Учитель. Не расстраивайся, Буратино. Ты еще купишь куртку для своего папы. Оставайся с нами. Сегодня с ребятами мы будем говорить о головном мозге.
Пират. А мы? Можно мы тоже останемся?
Артемон (к детям). Можно?
(К учителю). Ребята согласны.
Учитель. Конечно, оставайтесь! Эта тема очень интересная. Садитесь и слушайте вместе с ребятами.
Головной мозг - главный командный пункт нашего организма. Что бы человек ни делал, всем управляет мозг. Без мозга мы не могли бы жить. Мозг все время принимает донесения и сигналы от всех органов чувств: глаз, ушей, носа, языка, кожи. А в ответ посылает приказы ногам и рукам, пальцам и векам, пояснице и плечам - словом, всем частям тела.
Вот (берет со стола муляж мозга) головной мозг взрослого человека в натуральную величину. Такой мозг у ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Артемон, покажи ребятам мозг.
Итак, головной мозг состоит из четырех основных отделов: большие полушария, мозжечок, ствол головного мозга (продолговатый мозг, средний мозг, мост), внутренний отдел (мозолистое тело, промежуточный мозг).
Первый отдел - большие полушария. Вот посмотрите, ребята, сколько на них борозд и извилин. Они разделяют большие полушария на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную (показывает на карте и на себе, просит детей найти у себя эти доли и показать их). Большие полушария разделяются на две половинки - правую и левую.
Большие полушария управляют нашим мышлением. Даже когда мы спим, большие полушария не спят, а работают - рождают мысли. Эти мысли - наши сновидения. Часто они кажутся нам бессмысленными, запутанными, но, поскольку они созданы нашим мозгом, они обязательно что-то означают.
Вот, например, случалась ли с вами подобная история: вы спите, и вам снится сон, что вы, к примеру, вышли на улицу в холодную погоду без куртки и замерзли? Но на самом деле оказывается, что всего-навсего с вас сползло одеяло.
Также большие полушария управляют нашими движениями и ощущениями.
Следующий отдел-мозжечок.
Он регулирует наши движения, когда мы ходим, бегаем, прыгаем. Мозжечок управляет нашим чувством равновесия.
А сейчас закройте глаза, отведите правую руку вперед и указательным пальцем попробуйте прикоснуться к кончику носа. У всех получилось? Молодцы!
При нарушении функций мозжечка происходит расстройство движений и нарушение процесса ходьбы.
Третий отдел - ствол головного мозга. Он включает: продолговатый мозг, средний мозг, мост.
Продолговатый мозг передает через средний в большие полушария сигналы, которые поступают от всех органов.
Мост принимает и рассылает сигналы, которые поступают от больших полушарий к органам нашего тела.
Последний отдел - внутренний. Он включает в себя мозолистое тело и промежуточный мозг.
Мозолистое тело соединяет левую и правую половинки больших полушарий.
Промежуточный мозг регулирует обмен веществ, потребление пищи и воды, поддержание постоянной температуры тела.
Действие 4
Буратино. Ой, как я устал сидеть! (К детям.) А вы, ребята? Давайте поиграем!
Игра 1. «Запомни предметы».
Мальвина. На столе вы видите предметы: часы, игрушку, коробку, калькулятор, книгу, тетрадь, ручку, линейку, головной мозг (муляж), карандаш. Посмотрите на них внимательно. Через несколько секунд я закрою эти предметы. Что вы запомнили? (Дети отвечают.) Молодцы!
Игра 2. «Что исчезло?».
Артемон. Посмотрите на предметы. Хорошо посмотрите. А теперь мы уберем некоторые из них. Скажите, что мы убрали? (Дети отвечают.) Молодцы!
Действие 5
Учитель. Ребята, а вы знаете, что нужно соблюдать некоторые правила, чтобы ваш мозг хорошо работал? Сейчас мы их назовем.
Правила для улучшения деятельности мозга
1. Всегда высыпайся, уставший мозг не может хорошо работать. (Называет правило учитель.)
2. Регулярно и полноценно питайся, ведь голодный мозг плохо работает. (Называет Пират.)
3. Сдерживай свой гнев, не давай воли своим эмоциям. Дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. (Называет Артемон.)
4. Читай больше интересных и познавательных книг. «Кто много читает, тот много знает». (Называет Мальвина.)
5. Старайся завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много хороших друзей, обычно знают больше, чем те, у кого друзей мало или совсем нет. (Называет Буратино.)
6. Нужно надевать на голову шапку в холодную, ветреную погоду, чтобы не заболеть. (Называет учитель.)
Учитель. Какие простудные заболевания вы знаете? (Насморк, грипп, ангина...) Что вы знаете о менингите? Это очень серьезная болезнь. Осложнения после менингита могут нарушить деятельность мозга. А в жаркую погоду и особенно в солнечную нужно на голову надевать панаму или шапочку, чтобы с вами не случился солнечный удар.
Пират (спокойно, больше не злясь на Буратино). Когда между детьми возникает ссора, необязательно драться, можно просто договориться с одноклассником, другом, братом или сестрой, проблема будет решена без драки.
Учитель. В драке вы рискуете: можете сами получить или нанести противнику серьезную травму, потому что многие дети не подозревают, сколько у них силы. Есть и такие драчуны, которые, разозлившись, берут в руки острую палку, подбирают с земли камни или вооружаются каким-нибудь не менее опасным предметом и, не успев опомниться, наносят удар противнику.
Помните, ребята: драться - это не только некрасиво, но и опасно! Нечаянно вы можете так ударить противника, что у него может быть сотрясение мозга или еще хуже. Только что мы говорили с вами о височной доле больших полушарий. Так вот, если удар будет нанесен в эту область с достаточной силой, то можно даже убить человека!
Если вам все-таки пришлось драться и у вас нет другого выхода, то помните: нельзя нацеливать свой удар в глаза противника, тем более, если он в очках. Себе вы можете повредить руки, а ему глаза! И еще — не деритесь ногами! Но лучше в мире жить с другими!
Похожие статьи:
Игра путешествие по станциям. Начальная школа
Конкурсная программа на тему «Здоровый образ жизни», 2 класс
Уроки здоровья во 2 классе. Внеурочная деятельность
Нет комментариев. Ваш будет первым!