Классный час по эстетическому воспитанию, 6 класс

Конспект классного часа на тему «Так рождается музей. Третьяковская галерея. В творческой лаборатории художника»

Цели:

- рассказать учащимся об основании Третьяковской галереи;

- ввести учащихся в творческую лабораторию художника: познакомить с историей создания картины И. Е. Репина «Бурлаки»;

- заинтересовать сведениями о литературном музее и побывать «В гостях у Самсона Вырина»;

- воспитывать чувство прекрасного, уважение к художественному наследию русского народа, уважение к культуре и искусству.

Оборудование и материалы: выпуски 1-4 «Малая Третьяковка», «Москва. Иллюстрированная история», фильмы: «Картина И. Е. Репина “Бурлаки”», «В гостях у Самсона Вырина», альбомы «Литературные места России», «100 великих галерей и музеев».

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

Мы продолжаем путешествие в мир прекрасного. На прошлых классных часах мы узнали о творчестве известных русских художниках.

Их наследие живо и сегодня. Картины хранятся в музеях, их демонстрируют в картинных галереях и показывают на выставках.

На самом первом занятии мы вспоминали знаменитую картинную галерею. Скажите, как она называется.

Правильно, Третьяковская галерея.

II. Рассказ о Третьяковской галерее.

Крупнейший в мире музей русского и советского искусства. Названа по фамилии ее основателя - известного мецената и коллекционера Павла Михайловича Третьякова. До 1918 года называлась Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

В музее богатое собрание древнерусской иконописи (включающее «Троицу» Андрея Рублева), созданное в основном в советское время. Здесь хранятся значительные образцы русской живописи и скульптуры XVIII - первой половины XIX вв. (произведения Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, скульптора Ф. И. Шубина и других, полотна К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, П. А. Федотова, картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»), наиболее полное собрание работ передвижников.

Лучшими образцами в Третьяковской галерее представлены также все периоды развития отечественного многонационального искусства.

Третьяковская галерея - всероссийская сокровищница отечественного изобразительного искусства: в ней хранятся произведения от древней живописи XII—XIII веков до произведений художников - наших с вами современников.

Третьяковская галерея находится в Москве, в Замоскворечье, в тихом Лаврушенском переулке. На фасаде белокаменного здания - старая надпись: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловчиа Третьяковых. Основана П. М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар городу Москве в 1892 году совместно с завещанным собранием С. М. Третьяковым».

В этих немногих словах - краткая история возникновения галереи. Перенесёмся в 1856 год. Именно тогда московский купец Павел Михайлович Третьяков приобрёл картину «Искушение», написанную художником Николаем Шильдером, которой суждено было стать началом его собрания - началом Третьяковской галереи.

Вначале Третьяков покупает картины современных русских художников (обычно хорошо ему знакомых). Он посещает мастерские, осматривает выставки. Молча ходит по залам, всматривается в полотна, там представленные. Подолгу стоит перед теми, которые ему понравились. Не торопится, не спешит их приобрести. Возвращается к ним ещё и ещё. И уж затем отбирает их для себя. Тогда к рамам картин прикрепляется надпись, записочка «Собственность П. М. Третьякова». Картины перевозятся в его дом в Лаврушенский переулок и размещаются в нескольких, специально отведённых для них комнатах.

Третьяков, увлечённый собирательством картин, покупал их всё больше и больше. В 1880 году он соорудил новую пристройку к своему дому. Через пять лет - ещё одну. Теперь собрание Третьякова превратилось в настоящую художественную галерею. Ежедневно её посещали люди. Приходили художники, учащиеся Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Они копировали наиболее известные картины.

Павел Михайлович, занятый своими купеческими заботами, всё же находил время для галереи. Он каждое утро обходил её залы. А в конце дня приглашал в свой кабинет служителя, подробно расспрашивал его о том, сколько народу побывало в галерее, кто и что говорил о ней. Третьякова интересовало всё.

Вечером Павел Михайлович вновь приходил в галерею, в её уже безлюдные залы. Зимой следил за тем, чтобы в них не было холодно.

Многими произведениями изобразительного искусства ежегодно пополняется Третьяковская галерея. Если Павел Михайлович имел в своей коллекции около двух тысяч полотен, рисунков и скульптур, то теперь галерея обладает 60 000 художественных работ.

III. История одной картины.

Просмотр фильма «Картина И. Е. Репина "Бурлаки ”».

IV. В гостях у литературного героя.

Музеи представляют собой не только богатейшие собрания произведений изобразительного искусства. Не сосчитать по всей нашей стране музеев писателей, художников, композиторов, актёров, учёных, других выдающихся людей.

Но есть среди этих музеев один, очень удивительный тем, что создан он в честь литературного героя. Это Самсон Вырин - герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Музей замечателен тем, что в нём представлена богатая коллекция предметов быта, этнографического творчества, истории развития российской почты.

Просмотр фильма «В гостях у Самсона Вырина».

V. Заключительное слово классного руководителя.

Вот в этой книге, ребята, рассказывается о рождении музея. Она так и называется «Как рождается музей». Написал её Евграф Кончин.

Вопросы:

1. О какой галерее вы узнали сегодня подробно?

2. Какие известные вам музеи можете назвать? Где они находятся?

3. Почему П. М. Третьяков подарил свою коллекцию Москве? Почему он так поступил?

4. Как была создана картина «Бурлаки»?

5. Какие из картин хранятся в Третьяковской галерее?

Классный руководитель предлагает прочитать книги, представленные на классном часе.

Похожие статьи:

Классный час дискуссия для 5-6 класса

Час общения в 6 классе

Классный час 5-6 класс. Олимпийские игры

Интеллектуальная игра для 6 класса

Классный час на «День защиты детей», 5-6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!