Развивающее занятие для детей 7-8 лет
Познавательное занятие для 1 класса «Разукрашиваем орнамент»
Цель: уточнить представления детей об орнаменте; развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление, память, фантазию, чувство рифмы.
Оборудование: у учителя — варианты орнаментов, распечатка орнамента 1 (для каждого ученика), таблица для задания № 2, распечатки карточки для задания № 3; у учащихся — тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Сегодня нам предстоит работа по разукрашиванию орнамента.
Что такое орнамент? Слово орнамент в переводе с латыни означает украшение, т.е. это узор, построенный на чередовании в определенном порядке составляющих его элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
С давних пор люди украшают орнаментом посуду, предметы домашнего обихода, одежду.
Орнамент может состоять из геометрических фигур, листьев, цветов, птиц, зверей.
Учитель демонстрирует простейшие орнаменты.
Учитель. Выберем для разукрашивания орнамент из геометрических фигур в полосе.
Дети получают распечатки орнамента.
Учитель. Какие фигуры присутствуют в этом орнаменте? Сколько их? Столько же будет и развивающих заданий на нашем занятии. После выполнения каждого задания мы будем разукрашивать по одному элементу орнамента. К концу занятия мы получим законченный узор. Какие цвета вы выберете для своего орнамента? Как будете их чередовать? (Ответы детей.)
Итак, начнем.
Задание 1
Учитель. Я буду в быстром темпе читать стихотворные строчки. Ваша задача: найти различные несуразности, которые в них могут встретиться. Постарайтесь быть внимательными.
На болоте цапля серая живет,
Квакает и квакает ночи напролет.
Огонь тушить пожарники спешили —
Мчались с сиреной на красной машине.
В фарш мясной кладу конфеты —
Будут вкусные котлеты!
Стоит в африканской пустыне избушка,
В ней проживает Ягушка-старушка.
Наступит май — ученики
Наденут лыжи и коньки.
Больных зверюшек Айболит
Шоколадом исцелит.
Говорю вам: это ложь —
На сохатого лось не похож!
Очень я люблю пломбир:
Он кислее, чем кефир.
На ежика кактус похож —
Такой же колючий, как еж.
Носорог, совсем седой,
Трясет огромной бородой.
В Москве из огромной царь-пушки
По выходным вылетает кукушка.
Дала Иванушке сестрица
Водицы выпить из копытца.
На морковной грядке
Зреют шоколадки.
Как у наших у ворот
Дуб с бананами растет.
Мы своих гостей встречаем
Пирогом с душистым чаем.
Из дома убегая, Колобок
Самовар с собою уволок.
Знаем мы прекрасно:
Ангина не заразна!
Зайцы, белки — молодцы:
Сами солят огурцы!
Облетел Гагарин, дети,
Первым Землю на ракете.
Здесь и далее после выполнения каждого задания дети разукрашивают один из элементов орнамента.
Задание 2
Учитель. Найти закономерность в таблице. Заполнить пустую клетку. (Учитель демонстрирует таблицу. Коллективная работа.)
Задание 3
Учитель. Повторите рисунок по точкам на карточке справа.
Учащиеся получают распечатки карточки, выполняют задание карандашом. Проверка.
Можно ли этот рисунок назвать орнаментом? Почему?
Задание 4
Учитель. Послушайте стихотворение Ю. Мориц «Букет котов».
У меня уже готов
Для тебя букет котов.
Очень свежие коты!
Они не вянут, как цветы.
Вянут розы и жасмин,
Вянут клумбы георгин,
Вянут цветики в саду,
На лугу и на пруду.
А у меня — букет котов
Изумительной красы,
И, в отличье от цветов,
Он мяукает в усы.
Я несу букет котов,
Дай скорее вазу.
Очень свежие коты —
Это видно сразу!
Понравилось ли вам стихотворение? Что в нем показалось вам необычным?
Попробуйте придумать подобные словосочетания.
Примеры: стакан деревьев, мешок песен, море грусти, коробка подозрений, салат из улыбок, суп из пододеяльников, город шоколадных зайцев, дерево новостей, клумба желаний.
Задание 5. Игра «Я называю — ты рисуешь»
Учитель. Я буду называть слова, описывающие какой-то предмет. Ваша задача — угадать этот предмет и нарисовать его в тетради.
- Разноцветный, резиновый, шарообразный. (Мяч)
- Осенний, опадающий, березовый. (Лист)
- Маленькая, хрупкая, фарфоровая. (Чашка)
- Оранжевый, сладкий, цитрусовый. (Апельсин)
- Мягкая, сдобная, свежая. (Булочка)
- Кирпичный, жилой, многоэтажный. (Дом)
- Пушистый, ласковый, усатый. (Кот)
Если у кого-либо из детей получились другие варианты, то исправлять не нужно.
Задание: закрыть тетрадь и про себя назвать нарисованные предметы в том же порядке. Затем желающие повторяют их вслух.
Задание 6. Запомнить пары слов
Учитель называет пары слов. Дети запоминают их, связывая каждую пару слов между собой по смыслу. Затем учитель называет первое слово пары, дети — второе и т.д.
Собака — кость;
кукла — девочка;
стол — стул;
телевизор — мультфильм;
бассейн — вода;
телефон — цифры;
шкатулка — драгоценности;
колобок — мука;
часы — время;
клумба — цветы;
сорока — новости;
доктор — градусник.
Задание 7. Игра «скажи в рифму»
Ру-ру-ру, носит сумку... (кенгуру).
Ом-ом-ом, мы промокли ... (под дождем).
Ат-ат-ат, наши окна смотрят... (в сад).
Но-но-но, начинается ... (кино).
Оль-оль-оль, у меня зубная ... (боль).
Ос-ос-ос, очень громко лает ... (пес).
Аю-аю-аю, книгу я ... (читаю, листаю).
Уп-уп-уп, мама варит вкусный ... (суп).
Эй-эй-эй, открывай скорее ... (дверь).
Ра-ра-ра, вот и каникулы!.. (Ура!)
Ла-ла-ла, щука в озере ... (жила).
Ать-ать-ать, ох, люблю я ... (танцевать, отдыхать).
Олу-олу-олу, завтра снова ... (в школу).
Учитель. Это было последнее задание. Вы закончили раскраску орнамента. (Обмен впечатлениями.) Какую вещь можно украсить таким орнаментом? (Примерные ответы детей: закладку, детский стульчик, разделочную доску.)
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Похожие статьи:
Праздник прощание с букварём в 1 классе
Внеклассное занятие по математике, 1 класс
Игры на развитие мышления у младших школьников
Внеклассное мероприятие в 1, 2 классе к празднику Международный день детской книги
Нет комментариев. Ваш будет первым!