Игры на развитие мышления у младших школьников
Развивающие игры для учащихся начальной школы
Игра «Сочиняем стишата»
Цель: развитие творческого мышления, чувства рифмы и ритма.
Описание. Педагог читает строчку с недосказанным словом. Задача детей - подобрать подходящее слово, используя заданный ритм и рифму.
• Ок-ок-ок, посмотри, какой ... (снежок).
• Ан-ан-ан, возьму в дорогу ... (чемодан).
• Эть-эть-эть, вышел из лесу ... (медведь).
• Ором-ором-ором, стану я ... (шофёром).
• Да-да-да, вы не ссорьтесь ... (никогда).
• Та-та-та, мех пушистый у ... (кота)!
• Оры-оры-оры, зреют ... (помидоры).
• Эки-эки-эки, разольются весной... (реки).
• Дил-дил-дил, я в лужу ... (угодил).
• Анках-анках-анках, с горы лечу на ... (санках).
• Ар-ар-ар, ловил пиявок ... (Дуремар).
• Ыжик-ыжик-ыжик, телёнка зовут ... (Рыжик).
• Ки-ки-ки, по льду скользят... (коньки).
• Ыло-ыло-ыло, прекрасно пахнет ... (мыло).
• Ишки-ишки-ишки, висят на ёлке ... (шишки).
• Ос-ос-ос, у Мороза красный ... (нос).
• Ня-ня-ня, есть расчёска у ... (меня).
• Об-об-об, провалился я в... (сугроб).
• От-от-от, самолёт ведёт ... (пилот).
• Ух-ух-ух, на забор взлетел ... (петух).
• Инки-инки-инки, вырежу ... (снежинки).
• Арки-арки-арки, я люблю... (подарки).
• Су-су-су, двойку я домой ... (несу).
• Ах-ах-ах, кто-то прячется в ... (кустах).
• Атки-атки-атки, прополю я ... (грядки).
• Атку-атку-атку, я делаю ... (зарядку).
• Убы-убы-убы, всегда я чищу ... (зубы).
• Раш-раш-раш, купили мы ... (гараж).
• Оф-оф-оф, накопаю ... (червяков).
• Ре-ре-ре, много снега на ... (дворе).
• Ой-ой-ой, я из школы шла ... (домой).
• Жу-жу-жу, я от холода ... (дрожу).
• Ла-ла-ла, села на цветок ... (пчела).
• Ышка-ышка-ышка, от кошки мчалась ... (мышка).
• Ём-ём-ём, мы танцуем и ... (поём).
• Уши-уши-уши, люблю я кушать ... (груши).
Игра «Слова на заданную тему»
Цель: развитие памяти, мышления.
Описание. Каждый ученик получает карточку, на которой указана тема и представлено одно слово, на каждую букву которого нужно придумать слово на заданную тему.
Примеры.
Названия растений
Р |
Е |
Д |
И |
С |
Роза |
Ежевика |
Дыня |
Ива |
Слива |
Названия животных
3 |
Е |
Б |
Р |
Л |
Заяц |
Енот |
Белка |
Рак |
Аист |
Женские имена
Л |
А |
Р |
И |
С |
А |
Людмила |
Анна |
Раиса |
Инна |
Светлана |
Алла |
Мужские имена
А |
И |
Т |
О |
Н |
Андрей |
Никита |
Тимур |
Олег |
Николай |
Названия городов
О |
Д |
Е |
С |
С |
А |
Омск |
Дивногорск |
Ейск |
Смоленск |
Севастополь |
Архангельск |
Игра «Истории-головоломки»
Цель: развитие внимания, нестандартного мышления.
Описание. После прочтения педагогом истории головоломки детям предлагается ответить на поставленный вопрос.
ПРОСИ ВСЁ, ЧТО ХОЧЕШЬ
Однажды один из родственников Ходжи Насреддина чем-то очень угодил ему.
- Раз уж ты сделал такое доброе дело, - сказал ему Насреддин, - то проси у меня всё, что хочешь.
Родственник Насреддина так обрадовался, что никак не мог придумать, что бы попросить.
- Дай мне срок до завтра, - сказал он. - Я подумаю и скажу.
Насреддин согласился. На следующий день, когда тот пришёл просить обещанное, Насреддин сказал ему:
- Я обещал дать только одну вещь...
Вопрос: Каким мог быть ответ хитроумного Насреддина?
Ответ: «Я обещал дать только одну вещь. Ты просил дать тебе срок подумать. Я дал. Так чего же ты ещё хочешь?»
ГЕРШЕЛЕ И ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ
Однажды вечером Гершеле попал в корчму. Хозяина не было, а хозяйка решительно отказалась накормить бедняка.
- Ну, что же, - сказал Гершеле многозначительно, - тогда мне придётся поступить так, как в подобных случаях поступал мой отец.
И он стал расхаживать взад и вперёд по комнате.
Хозяйка испугалась и спрашивает:
- А что ваш отец в подобных случаях делал?
- Это не ваше дело, - отвечал Гершеле.
Хозяйка испугалась ещё больше. Недолго думая, она собрала на стол.
После сытного ужина любопытная женщина обратилась к Гершеле:
- Я вас прошу, скажите, что вы имели в виду, когда говорили, что поступите так, как поступал ваш отец? Как же он поступал в таких случаях?
- Очень просто, - ответил Гершеле. - Мой отец, когда у него не было ужина, ...
Вопрос: Что мог делать отец Гершеле, если он тоже был бедняком и у него не было ужина?
Ответ: «Мой отец, когда у него не было ужина, ложился спать голодным».
КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Жили-были три ковбоя - Боб, Джон и Крис. У каждого из них была, конечно, своя лошадь. Одна из лошадей была вороной, другая гнедой, а третья - серой в яблоках. А вот у какого ковбоя какая была лошадь, вы сможете узнать, если внимательно выслушаете одну историю, которая с ними приключилась.
Однажды вечером в степи ковбои решили поужинать. Двое занялись разведением костра, а третий на своей вороной лошади поехал подстрелить дичь к ужину. Видимо, дичь оказалась близко, и звук выстрела испугал гнедую лошадь. Она испуганно шарахнулась и помчалась по степи.
-Там обрыв! - воскликнул хозяин гнедой лошади. - Она сломает себе шею!
-Я остановлю её, Крис, - спокойно отозвался его друг, вскакивая в седло. - Добавь хворосту в костёр!
Через несколько секунд к костру подъехал третий ковбой.
-А где Джон? - поинтересовался он, сбрасывая со своей лошади тушу кабана.
Вот и вся история.
Вопрос: Так на какой же лошади ездил каждый ковбой?
Ответ: Вот как решается эта задача. У костра остались две лошади - гнедая и серая. Испугалась гнедая, а её хозяин, как выясняется в дальнейшем, Крис. Джон поехал догонять гнедую на серой (это была единственная оставшаяся у костра лошадь). Значит, у Джона серая лошадь. Раз у костра оставались Джон и Крис, то ковбоем-охотником мог быть только Боб, а его лошадь, как сказано в тексте истории, вороная.
ДВА ЛЯГУШОНКА НА ДВУХ КУВШИНКАХ
В тихой заводи большого пруда живут два весёлых лягушонка. Зовут их Аква и Бэква. Они так похожи друг на друга, что различить их не может никто. Кроме, конечно, их мамы: уж она-то с первого взгляда безошибочно узнает, кто есть кто!
Днём, после обеда, мама укладывает лягушат спать. У каждого лягушонка своя кроватка - большой лист кувшинки, на котором водорослями красиво вышита первая буква его имени: А или Б. Лягушата послушно ложатся на свои листья и сразу же притворяются спящими.
А довольная мама отплывает от своих лягушат, чтобы наловить к ужину комаров и других вкусных насекомых. Но как только мама скрывается за камышами, лягушата вскакивают и начинают прыгать.
Прыгают они вот как: оба лягушонка приседают и одновременно прыгают, меняясь кувшинками. И они никогда не сталкиваются в полёте - такие они ловкие!
Мама скоро замечает, что в их заводи творится что-то неладное, и быстро-быстро плывёт обратно.
И что же она видит?
На двух кувшинках преспокойно спят её лягушата! И только по заводи почему-то ходят волны.
Тогда мама внимательно присматривается: на своих ли кувшинках лежат лягушата?
В один из дней лягушата успели сделать до маминого возвращения ровно 13 прыжков.
Вопрос: Как вы думаете, мог ли после этого каждый лягушонок оказаться на своей кувшинке?
Ответ: Нет, так как лягушата сделали нечётное количество прыжков.
СОВЕТЫ БАБЫ ЯГИ
Шёл Иван по лесу - вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, а из окна выглядывает любопытная Баба Яга. Его, видать, поджидает.
- Здравствуй, бабушка! - поклонился Иван.
- Да уж стараюсь, здравствую пока, - проскрипела в ответ Баба Яга. - Вот только с каждой новой сотней лет здоровья не прибавляется... А ты куда путь держишь, добрый молодец?
- Кто ж расспросами гостей встречает? - упрекнул её Иван. - Сначала накорми, напои, баньку истопи, отдохнуть уложи, а потом уж и расспрашивай!
- Твоя правда, - согласилась Баба Яга.
Сделала она всё, как Иван велел, а потом села с ним рядом и просит:
- Ну, давай! Рассказывай скорей!
- Похитил Кощей мою невесту, Василису Прекрасную, - вздохнул Иван. - Вот я и иду в Кощеево царство невесту вызволять. Знаешь туда дорогу?
-А то как же! - охотно отозвалась Баба Яга. - Как выйдешь из моей избушки, иди прямо на север! Где север, знаешь?
-Сейчас узнаем! - сказал Иван, вытаскивая компас из дорожной котомки. - А сколько идти-то?
Ровно один день, - ответила Баба Яга. - А потом повернёшь налево. Запомнил?
- Запомнил, - кивнул Иван и на компас взглянул. - На запад, значит. А сколько идти?
- Ещё один денёчек.
- И я попаду в Кощеево царство? - недоверчиво спросил Иван.
- Ещё нет, - сказала Баба Яга. - Повернёшь снова налево и пройдёшь ещё столько же, сколько прошёл за эти два дня...
- На юг, значит, идти буду, - заметил Иван. - А потом?
- Ещё раз повернёшь налево...
- На восток, получается, пойду. Странно... И сколько идти-то?
- Как раз ещё денёчек! - радостно сообщила Баба Яга. - А потом ещё раз налево повернёшь и всего один денёчек пройдёшь...
- Ну что ж, бабушка, считай, что все эти денёчки я уже прошёл! - рассердился вдруг Иван. - А теперь правду говори, старая, - как идти к Кощею?!
Вопрос: Как вы думаете, почему Иван так невежливо обошёлся со старенькой Бабой Ягой?
Ответ: В результате прохождения по предложенному Бабой Ягой маршруту Иван вернулся бы снова к её избушке на курьих ножках.
ТРИ ДОЧЕРИ КОРОЛЯ
У одного короля было три дочери - Мария, Елена и Анна. Lice три - красавицы, глаз не отведешь. Одна белокурая, волосы до колен волнами спадают, у другой - глаза зеленые, сияют ярче изумрудов, у третьей - талия тонкая, тоньше самой тонкой березки в королевском саду. И еще: одна из сестер пела лучше всех в королевстве, другая - лучше всех танцевала, а третья умела такие загадки загадывать, что их никто отгадать не мог!
Целыми днями король искал для своих дочерей достойных женихов.
Приезжали королевичи из заморских стран, даже из тридевятых царств и тридесятых государств - но никто не подходил, по мнению короля, его дочерям: одни были слишком бедные, другие - слишком умные. Поэтому приезжих королевичей дочерям даже и не показывали.
Но вот, наконец, нашелся достойный жених для принцессы Анны - королевич Обжорий Первый. Жених он был видный: хорошо отовсюду видный и очень даже заметный.
- Завтра свадьба! - объявил король свою королевскую волю и приказал на всякий случай до завтрашнего дня не пускать Анну из королевского дворца.
- Что же мне делать? - заламывала руки принцесса Анна, обливаясь слезами. Дело в том, что ее сердцу был мил молодой лесник, который жил в королевском лесу - ему-то и обещала Анна свою руку и сердце!
- Погоди реветь! - сказала сестра, которая умела загадки загадывать. - Надо предупредить твоего лесника, и вы сегодня же обвенчаетесь в церкви,что в соседнем городке!
- Сейчас предупредим! - поддержала ее Елена.
Она взяла лук и стрелу, подошла к окну, которое выходило в королевский сад, прицелилась и выстрелила.
Стрела со звоном вонзилась в большой дуб, который рос возле домика лесника. Тот, конечно, сразу догадался, что это означает, и дал знак своему верному псу. Заливистый лай наполнил весь лес.
- Пора! - сказала Елена. - Лесник ждет тебя.
- Но как же я выйду из дворца? - спросила Анна, осушив слезы и деловито осматриваясь. - Кругом королевская стража!
- Кажется, я что-то придумала! - воскликнула, сверкнув зелеными глазами, Мария. - Где белый парик? И давай сюда свой плащ!
Через минуту Мария, надев парик и накинув плащ сестры, уже мчалась на лошади по королевскому парку.
- Держи ее! Держи! Вот она! - закричали стражники, приняв ее за Анну, и устремились в погоню.
Теперь путь был свободен, и через несколько минут Елена проводила свою сестру до маленькой потайной калитки в королевском саду.
-Желаю удачи! - сказала Елена, целуя сестру и закрывая за ней калитку. - Завидую твоему будущему мужу: никто в нашем королевстве не сможет петь ему лучше, чем ты!
Вскоре Анна была уже у домика лесника. Рядом со счастливым лесником стояла сестра Анны, которая благополучно ушла от погони.
-Твой жених чуть не повел к венцу меня! - смеясь, сообщила сестра, возвращая Анне плащ и снимая парик. - С тобой от волнения перепутал!
Через пару часов принцесса Анна под руку с лесником предстала перед отцом. На пальце у Анны блестело обручальное кольцо.
Король сначала рассердился, но, увидев, как вытянулось прежде круглое лицо Обжория Первого, захохотал.
Вот и конец нашей истории.
Вопрос: Догадались ли вы, как звали принцессу-танцовщицу, принцессу-певунью и принцессу, которая загадки загадывала? А у какой из принцесс талия была тоньше самой тонкой берёзки в королевском саду?
Ответ: У Марии зелёные глаза. Анна - белокурая. Значит, тонкая талия у Елены.
Анна - не та, которая умеет загадки загадывать. Елена - тоже не та, которая загадки загадывает. Значит, хорошо загадывает загадки Мария. Анна - хорошо поёт. Елена - танцует.
СТАРИК И МОЛОДОЙ
По цветущему лугу шли, мирно беседуя, старик и молодой человек:
- Люблю, Иван Иваныч, абсолютную тишину и покой в природе. Вот как сейчас...
-Да-а... Хорошо, Пётр Петрович. Вот только уж очень надоедливо зудят комары да стрекочут кузнечики...
Вопрос: Как звали молодого человека?
Ответ: Молодого звали Иван Иванович. Это нетрудно определить, так как известно, что с возрастом чувствительность уха к высоким звукам понижается. Следовательно, Пётр Петрович - старик, ему казалось, что на лугу тихо, между тем как Иван Иванович обратил внимание на зудение комаров и стрёкот кузнечиков.
КУДА ИДТИ?
Ночью в степи мы заблудились. Стояла лютая стужа, и хотелось скорее найти какой-нибудь кров. Холмы закрывали горизонт - огней не увидишь. Тишина. Мы шли наугад. Но вот, наконец, удалось различить справа паровозные гудки (где-то в этом районе была узловая станция), а слева - ржанье лошадей и лай собак. Мы быстро свернули...
Вопрос: В какую сторону мы пошли?
Ответ: Мы пошли в сторону ржанья лошадей и лая собак, так как туда было ближе, чем до узловой станции. Дело в том, что паровозные гудки слышны на расстоянии 7-10 километров, а лай собак и ржанье лошади - на 2-3 километра.
ХИТРОСТЬ КУПЦА
В древние времена купцы, отправляясь в плаванье, заключали с богом морей Нептуном договор:
-Ты, - говорили они Нептуну, - будешь охранять наши корабли от бурь, а мы тебе отплатим дорогими подарками.
Как-то один из купцов заявил Нептуну:
- Если мой корабль приплывёт к месту назначения благополучно, то поставлю я тебе статую золотую, чашу держащую.
Нептун обещал купцу охранять его корабль.
Корабль благополучно прибыл в порт, но корыстному купцу стало жаль денег на золотую статую. Он подумал, подумал и нашёл выход, при котором и слово сдержал и избежал огромных затрат.
Вопрос: Что же сказал купец?
Ответ: Купец умело использовал знаки препинания. В своём обязательстве он передвинул запятую: «Статую, золотую чашу держащую». Вполне понятно, что такая статуя обошлась намного дешевле.
СКОЛЬКО ЛЕТ БАБУШКЕ?
Петя пришёл к своему приятелю Коле.
- Что же ты не был у нас вчера? - спросил Коля. - Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.
- Я не знал, - сказал Петя. - А, кстати, сколько лет твоей бабушке?
Коля ответил замысловато:
- Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она праздновала этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази, сколько лет моей бабушке.
Вопрос: Попробуйте и вы ответить па этот вопрос. Да скажите, кстати, какого числа и в каком месяце происходил разговор между приятелями.
Ответ: Бабушка Коли родилась 29 февраля, в високосный год. Таким образом, день рождения она отмечает раз в четыре года. Следовательно, ей 60 лет. А разговор происходил на следующий день после дня рождения - 1 марта.
ОРИГИНАЛЬНОЕ ПАРИ
Два жокея вздумали держать следующее пари: их прекрасные скакуны должны пробежать от дома два километра до берега реки, причём выигрывает тот, чья лошадь придёт не первой, а последней.
Ни один не решался тронуться с места первым. Долго стояли спорщики, не зная, как выйти из затруднительного положения. Вдруг один из зрителей, находившихся поблизости, подошёл и что-то шепнул каждому спорщику. Жокеи слезли с лошадей, затем снова сели на них и стремительно помчались к реке... Один из них выиграл это пари.
Вопрос: Не догадаетесь ли вы. что посоветовал жокеям зритель?
Ответ: Зритель посоветовал жокеям поменяться скакунами. Таким образом, каждый стремился на чужом скакуне домчаться до реки первым.
Игра «О чём идёт речь?»
Цель: развитие мышления, воображения.
Описание. Педагог читает признаки, характеризующие какой-либо предмет по определённой теме. Задача детей - угадать предмет.
• Прошлогодний, настенный, цветной... (календарь).
• Белоствольная, тонкая, русская... (берёзка).
• Маленький, серый, колючий... (ёж).
• Длинные, кудрявые, шелковистые... (волосы).
• Выглаженные, постиранные, расклешённые... (брюки).
• Высокое, раскидистое, лиственное... (дерево).
• Красивый, ровный, бронзовый... (загар).
• Мягкий, зелёный, болотный... (мох).
• Тонкая, острая, английская... (булавка).
• Шумная, многолюдная, танцевальная... (дискотека).
• Густая, зелёная, шелковистая... (трава).
• Высокая, яркая, сверкающая... (звезда).
• Интересная, волшебная, народная... (сказка).
• Могучий, храбрый, русский ... (богатырь).
• Душистая, ароматная, сладкая... (ягода).
• Снежный, человекоподобный, смешной... (снеговик).
• Усатый, зернистый, золотой... (колос).
• Водоплавающая, волшебная, золотая ... (рыбка).
• Детский, быстрый, двухколёсный ... (велосипед).
• Ползающая, шипящая, жалящая... (змея).
• Маленький, зелёный, стрекочущий... (кузнечик).
• Серые, большие, ясные... (глаза).
• Ученический, обязательный, фиксирующий... (дневник).
• Акварельные, медовые, многоцветные... (краски).
• Пронумерованная, перевёрнутая, следующая... (страница).
• Еловая, продолговатая, коричневая... (шишка).
• Натуральный, сладкий, фруктовый... (сок).
• Многостраничный, мудрый, изучаемый... (учебник).
• Звонкий, прозрачный, журчащий... (ручей).
• Смешной, развлекающий, рыжий... (клоун).
• Яркое, палящее, лучистое...(солнце)
• Проплывающее, белое, высокое...(облако).
• Крепкий, шляпочный, съедобный... (гриб).
• Глубокая, металлическая, пустая... (кастрюля).
• Острый, металлический, наточенный... (нож).
• Семицветная, выпуклая, красивая... (радуга).
• Маленькая, фарфоровая, расписная... (чашка).
• Ушастый, огромный, серый... (слон).
• Стеклянный, гранёный, прозрачный... (стакан).
• Раскалённый, лёгкий, отпаривающий... (утюг).
• Большое, доброе, больное... (сердце).
• Цветной, чёрно-белый, широкоэкранный... (телевизор).
• Настольная, яркая, энергосберегающая... (лампа).
• Высокий, бесшумный, вместительный... (холодильник).
• Высокий, средний, низкий... (рост).
• Болтливая, белобокая, шумная... (сорока).
Похожие статьи:
Спортивная эстафета для начальных классов. Сценарий
Внеклассное занятие по математике, 1 класс
Спортивные игры для детей 7-10 лет
Подвижные весенние игры для детей младшего школьного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!