Игры на развитие мышления у младших школьников

Развивающие игры для учащихся начальной школы

Игра «Сочиняем стишата»

Цель: развитие творческого мышления, чувства рифмы и ритма.

Описание. Педагог читает строчку с недосказанным словом. Задача детей - подобрать подходящее слово, используя заданный ритм и рифму.

• Ок-ок-ок, посмотри, какой ... (снежок).

• Ан-ан-ан, возьму в дорогу ... (чемодан).

• Эть-эть-эть, вышел из лесу ... (медведь).

• Ором-ором-ором, стану я ... (шофёром).

• Да-да-да, вы не ссорьтесь ... (никогда).

• Та-та-та, мех пушистый у ... (кота)!

• Оры-оры-оры, зреют ... (помидоры).

• Эки-эки-эки, разольются весной... (реки).

• Дил-дил-дил, я в лужу ... (угодил).

• Анках-анках-анках, с горы лечу на ... (санках).

• Ар-ар-ар, ловил пиявок ... (Дуремар).

• Ыжик-ыжик-ыжик, телёнка зовут ... (Рыжик).

• Ки-ки-ки, по льду скользят... (коньки).

• Ыло-ыло-ыло, прекрасно пахнет ... (мыло).

• Ишки-ишки-ишки, висят на ёлке ... (шишки).

• Ос-ос-ос, у Мороза красный ... (нос).

• Ня-ня-ня, есть расчёска у ... (меня).

• Об-об-об, провалился я в... (сугроб).

• От-от-от, самолёт ведёт ... (пилот).

• Ух-ух-ух, на забор взлетел ... (петух).

• Инки-инки-инки, вырежу ... (снежинки).

• Арки-арки-арки, я люблю... (подарки).

• Су-су-су, двойку я домой ... (несу).

• Ах-ах-ах, кто-то прячется в ... (кустах).

• Атки-атки-атки, прополю я ... (грядки).

• Атку-атку-атку, я делаю ... (зарядку).

• Убы-убы-убы, всегда я чищу ... (зубы).

• Раш-раш-раш, купили мы ... (гараж).

• Оф-оф-оф, накопаю ... (червяков).

• Ре-ре-ре, много снега на ... (дворе).

• Ой-ой-ой, я из школы шла ... (домой).

• Жу-жу-жу, я от холода ... (дрожу).

• Ла-ла-ла, села на цветок ... (пчела).

• Ышка-ышка-ышка, от кошки мчалась ... (мышка).

• Ём-ём-ём, мы танцуем и ... (поём).

• Уши-уши-уши, люблю я кушать ... (груши).

Игра «Слова на заданную тему»

Цель: развитие памяти, мышления.

Описание. Каждый ученик получает карточку, на которой указана тема и представлено одно слово, на каждую букву которого нужно придумать слово на заданную тему.

Примеры.

Названия растений

Р

Е

Д

И

С

Роза

Ежевика

Дыня

Ива

Слива

Названия животных

3

Е

Б

Р

Л

Заяц

Енот

Белка

Рак

Аист

Женские имена

Л

А

Р

И

С

А

Людмила

Анна

Раиса

Инна

Светлана

Алла

Мужские имена

А

И

Т

О

Н

Андрей

Никита

Тимур

Олег

Николай

Названия городов

О

Д

Е

С

С

А

Омск

Дивногорск

Ейск

Смоленск

Севастополь

Архангельск

Игра «Истории-головоломки»

Цель: развитие внимания, нестандартного мышления.

Описание. После прочтения педагогом истории головоломки детям предлагается ответить на поставленный вопрос.

ПРОСИ ВСЁ, ЧТО ХОЧЕШЬ

Однажды один из родственников Ходжи Насреддина чем-то очень угодил ему.

- Раз уж ты сделал такое доброе дело, - сказал ему Насреддин, - то проси у меня всё, что хочешь.

Родственник Насреддина так обрадовался, что никак не мог придумать, что бы попросить.

- Дай мне срок до завтра, - сказал он. - Я подумаю и скажу.

Насреддин согласился. На следующий день, когда тот пришёл просить обещанное, Насреддин сказал ему:

- Я обещал дать только одну вещь...

Вопрос: Каким мог быть ответ хитроумного Насреддина?

Ответ: «Я обещал дать только одну вещь. Ты просил дать тебе срок подумать. Я дал. Так чего же ты ещё хочешь?»

ГЕРШЕЛЕ И ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ

Однажды вечером Гершеле попал в корчму. Хозяина не было, а хозяйка решительно отказалась накормить бедняка.

- Ну, что же, - сказал Гершеле многозначительно, - тогда мне придётся поступить так, как в подобных случаях поступал мой отец.

И он стал расхаживать взад и вперёд по комнате.

Хозяйка испугалась и спрашивает:

- А что ваш отец в подобных случаях делал?

- Это не ваше дело, - отвечал Гершеле.

Хозяйка испугалась ещё больше. Недолго думая, она собрала на стол.

После сытного ужина любопытная женщина обратилась к Гершеле:

- Я вас прошу, скажите, что вы имели в виду, когда говорили, что поступите так, как поступал ваш отец? Как же он поступал в таких случаях?

- Очень просто, - ответил Гершеле. - Мой отец, когда у него не было ужина, ...

Вопрос: Что мог делать отец Гершеле, если он тоже был бедняком и у него не было ужина?

Ответ: «Мой отец, когда у него не было ужина, ложился спать голодным».

КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Жили-были три ковбоя - Боб, Джон и Крис. У каждого из них была, конечно, своя лошадь. Одна из лошадей была вороной, другая гнедой, а третья - серой в яблоках. А вот у какого ковбоя какая была лошадь, вы сможете узнать, если внимательно выслушаете одну историю, которая с ними приключилась.

Однажды вечером в степи ковбои решили поужинать. Двое занялись разведением костра, а третий на своей вороной лошади поехал подстрелить дичь к ужину. Видимо, дичь оказалась близко, и звук выстрела испугал гнедую лошадь. Она испуганно шарахнулась и помчалась по степи.

-Там обрыв! - воскликнул хозяин гнедой лошади. - Она сломает себе шею!

-Я остановлю её, Крис, - спокойно отозвался его друг, вскакивая в седло. - Добавь хворосту в костёр!

Через несколько секунд к костру подъехал третий ковбой.

-А где Джон? - поинтересовался он, сбрасывая со своей лошади тушу кабана.

Вот и вся история.

Вопрос: Так на какой же лошади ездил каждый ковбой?

Ответ: Вот как решается эта задача. У костра остались две лошади - гнедая и серая. Испугалась гнедая, а её хозяин, как выясняется в дальнейшем, Крис. Джон поехал догонять гнедую на серой (это была единственная оставшаяся у костра лошадь). Значит, у Джона серая лошадь. Раз у костра оставались Джон и Крис, то ковбоем-охотником мог быть только Боб, а его лошадь, как сказано в тексте истории, вороная.

ДВА ЛЯГУШОНКА НА ДВУХ КУВШИНКАХ

В тихой заводи большого пруда живут два весёлых лягушонка. Зовут их Аква и Бэква. Они так похожи друг на друга, что различить их не может никто. Кроме, конечно, их мамы: уж она-то с первого взгляда безошибочно узнает, кто есть кто!

Днём, после обеда, мама укладывает лягушат спать. У каждого лягушонка своя кроватка - большой лист кувшинки, на котором водорослями красиво вышита первая буква его имени: А или Б. Лягушата послушно ложатся на свои листья и сразу же притворяются спящими.

А довольная мама отплывает от своих лягушат, чтобы наловить к ужину комаров и других вкусных насекомых. Но как только мама скрывается за камышами, лягушата вскакивают и начинают прыгать.

Прыгают они вот как: оба лягушонка приседают и одновременно прыгают, меняясь кувшинками. И они никогда не сталкиваются в полёте - такие они ловкие!

Мама скоро замечает, что в их заводи творится что-то неладное, и быстро-быстро плывёт обратно.

И что же она видит?

На двух кувшинках преспокойно спят её лягушата! И только по заводи почему-то ходят волны.

Тогда мама внимательно присматривается: на своих ли кувшинках лежат лягушата?

В один из дней лягушата успели сделать до маминого возвращения ровно 13 прыжков.

Вопрос: Как вы думаете, мог ли после этого каждый лягушонок оказаться на своей кувшинке?

Ответ: Нет, так как лягушата сделали нечётное количество прыжков.

СОВЕТЫ БАБЫ ЯГИ

Шёл Иван по лесу - вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, а из окна выглядывает любопытная Баба Яга. Его, видать, поджидает.

- Здравствуй, бабушка! - поклонился Иван.

- Да уж стараюсь, здравствую пока, - проскрипела в ответ Баба Яга. - Вот только с каждой новой сотней лет здоровья не прибавляется... А ты куда путь держишь, добрый молодец?

- Кто ж расспросами гостей встречает? - упрекнул её Иван. - Сначала накорми, напои, баньку истопи, отдохнуть уложи, а потом уж и расспрашивай!

- Твоя правда, - согласилась Баба Яга.

Сделала она всё, как Иван велел, а потом села с ним рядом и просит:

- Ну, давай! Рассказывай скорей!

- Похитил Кощей мою невесту, Василису Прекрасную, - вздохнул Иван. - Вот я и иду в Кощеево царство невесту вызволять. Знаешь туда дорогу?

-А то как же! - охотно отозвалась Баба Яга. - Как выйдешь из моей избушки, иди прямо на север! Где север, знаешь?

-Сейчас узнаем! - сказал Иван, вытаскивая компас из дорожной котомки. - А сколько идти-то?

Ровно один день, - ответила Баба Яга. - А потом повернёшь налево. Запомнил?

- Запомнил, - кивнул Иван и на компас взглянул. - На запад, значит. А сколько идти?

- Ещё один денёчек.

- И я попаду в Кощеево царство? - недоверчиво спросил Иван.

- Ещё нет, - сказала Баба Яга. - Повернёшь снова налево и пройдёшь ещё столько же, сколько прошёл за эти два дня...

- На юг, значит, идти буду, - заметил Иван. - А потом?

- Ещё раз повернёшь налево...

- На восток, получается, пойду. Странно... И сколько идти-то?

- Как раз ещё денёчек! - радостно сообщила Баба Яга. - А потом ещё раз налево повернёшь и всего один денёчек пройдёшь...

- Ну что ж, бабушка, считай, что все эти денёчки я уже прошёл! - рассердился вдруг Иван. - А теперь правду говори, старая, - как идти к Кощею?!

Вопрос: Как вы думаете, почему Иван так невежливо обошёлся со старенькой Бабой Ягой?

Ответ: В результате прохождения по предложенному Бабой Ягой маршруту Иван вернулся бы снова к её избушке на курьих ножках.

ТРИ ДОЧЕРИ КОРОЛЯ

У одного короля было три дочери - Мария, Елена и Анна. Lice три - красавицы, глаз не отведешь. Одна белокурая, волосы до колен волнами спадают, у другой - глаза зеленые, сияют ярче изумрудов, у третьей - талия тонкая, тоньше самой тонкой березки в королевском саду. И еще: одна из сестер пела лучше всех в королевстве, другая - лучше всех танцевала, а третья умела такие загадки загадывать, что их никто отгадать не мог!

Целыми днями король искал для своих дочерей достойных женихов.

Приезжали королевичи из заморских стран, даже из тридевятых царств и тридесятых государств - но никто не подходил, по мнению короля, его дочерям: одни были слишком бедные, другие - слишком умные. Поэтому приезжих королевичей дочерям даже и не показывали.

Но вот, наконец, нашелся достойный жених для принцессы Анны - королевич Обжорий Первый. Жених он был видный: хорошо отовсюду видный и очень даже заметный.

- Завтра свадьба! - объявил король свою королевскую волю и приказал на всякий случай до завтрашнего дня не пускать Анну из королевского дворца.

- Что же мне делать? - заламывала руки принцесса Анна, обливаясь слезами. Дело в том, что ее сердцу был мил молодой лесник, который жил в королевском лесу - ему-то и обещала Анна свою руку и сердце!

- Погоди реветь! - сказала сестра, которая умела загадки загадывать. - Надо предупредить твоего лесника, и вы сегодня же обвенчаетесь в церкви,что в соседнем городке!

- Сейчас предупредим! - поддержала ее Елена.

Она взяла лук и стрелу, подошла к окну, которое выходило в королевский сад, прицелилась и выстрелила.

Стрела со звоном вонзилась в большой дуб, который рос возле домика лесника. Тот, конечно, сразу догадался, что это означает, и дал знак своему верному псу. Заливистый лай наполнил весь лес.

- Пора! - сказала Елена. - Лесник ждет тебя.

- Но как же я выйду из дворца? - спросила Анна, осушив слезы и деловито осматриваясь. - Кругом королевская стража!

- Кажется, я что-то придумала! - воскликнула, сверкнув зелеными глазами, Мария. - Где белый парик? И давай сюда свой плащ!

Через минуту Мария, надев парик и накинув плащ сестры, уже мчалась на лошади по королевскому парку.

- Держи ее! Держи! Вот она! - закричали стражники, приняв ее за Анну, и устремились в погоню.

Теперь путь был свободен, и через несколько минут Елена проводила свою сестру до маленькой потайной калитки в королевском саду.

-Желаю удачи! - сказала Елена, целуя сестру и закрывая за ней калитку. - Завидую твоему будущему мужу: никто в нашем королевстве не сможет петь ему лучше, чем ты!

Вскоре Анна была уже у домика лесника. Рядом со счастливым лесником стояла сестра Анны, которая благополучно ушла от погони.

-Твой жених чуть не повел к венцу меня! - смеясь, сообщила сестра, возвращая Анне плащ и снимая парик. - С тобой от волнения перепутал!

Через пару часов принцесса Анна под руку с лесником предстала перед отцом. На пальце у Анны блестело обручальное кольцо.

Король сначала рассердился, но, увидев, как вытянулось прежде круглое лицо Обжория Первого, захохотал.

Вот и конец нашей истории.

Вопрос: Догадались ли вы, как звали принцессу-танцовщицу, принцессу-певунью и принцессу, которая загадки загадывала? А у какой из принцесс талия была тоньше самой тонкой берёзки в королевском саду?

Ответ: У Марии зелёные глаза. Анна - белокурая. Значит, тонкая талия у Елены.

Анна - не та, которая умеет загадки загадывать. Елена - тоже не та, которая загадки загадывает. Значит, хорошо загадывает загадки Мария. Анна - хорошо поёт. Елена - танцует.

СТАРИК И МОЛОДОЙ

По цветущему лугу шли, мирно беседуя, старик и молодой человек:

- Люблю, Иван Иваныч, абсолютную тишину и покой в природе. Вот как сейчас...

-Да-а... Хорошо, Пётр Петрович. Вот только уж очень надоедливо зудят комары да стрекочут кузнечики...

Вопрос: Как звали молодого человека?

Ответ: Молодого звали Иван Иванович. Это нетрудно определить, так как известно, что с возрастом чувствительность уха к высоким звукам понижается. Следовательно, Пётр Петрович - старик, ему казалось, что на лугу тихо, между тем как Иван Иванович обратил внимание на зудение комаров и стрёкот кузнечиков.

КУДА ИДТИ?

Ночью в степи мы заблудились. Стояла лютая стужа, и хотелось скорее найти какой-нибудь кров. Холмы закрывали горизонт - огней не увидишь. Тишина. Мы шли наугад. Но вот, наконец, удалось различить справа паровозные гудки (где-то в этом районе была узловая станция), а слева - ржанье лошадей и лай собак. Мы быстро свернули...

Вопрос: В какую сторону мы пошли?

Ответ: Мы пошли в сторону ржанья лошадей и лая собак, так как туда было ближе, чем до узловой станции. Дело в том, что паровозные гудки слышны на расстоянии 7-10 километров, а лай собак и ржанье лошади - на 2-3 километра.

ХИТРОСТЬ КУПЦА

В древние времена купцы, отправляясь в плаванье, заключали с богом морей Нептуном договор:

-Ты, - говорили они Нептуну, - будешь охранять наши корабли от бурь, а мы тебе отплатим дорогими подарками.

Как-то один из купцов заявил Нептуну:

- Если мой корабль приплывёт к месту назначения благополучно, то поставлю я тебе статую золотую, чашу держащую.

Нептун обещал купцу охранять его корабль.

Корабль благополучно прибыл в порт, но корыстному купцу стало жаль денег на золотую статую. Он подумал, подумал и нашёл выход, при котором и слово сдержал и избежал огромных затрат.

Вопрос: Что же сказал купец?

Ответ: Купец умело использовал знаки препинания. В своём обязательстве он передвинул запятую: «Статую, золотую чашу держащую». Вполне понятно, что такая статуя обошлась намного дешевле.

СКОЛЬКО ЛЕТ БАБУШКЕ?

Петя пришёл к своему приятелю Коле.

- Что же ты не был у нас вчера? - спросил Коля. - Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.

- Я не знал, - сказал Петя. - А, кстати, сколько лет твоей бабушке?

Коля ответил замысловато:

- Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она праздновала этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази, сколько лет моей бабушке.

Вопрос: Попробуйте и вы ответить па этот вопрос. Да скажите, кстати, какого числа и в каком месяце происходил разговор между приятелями.

Ответ: Бабушка Коли родилась 29 февраля, в високосный год. Таким образом, день рождения она отмечает раз в четыре года. Следовательно, ей 60 лет. А разговор происходил на следующий день после дня рождения - 1 марта.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ПАРИ

Два жокея вздумали держать следующее пари: их прекрасные скакуны должны пробежать от дома два километра до берега реки, причём выигрывает тот, чья лошадь придёт не первой, а последней.

Ни один не решался тронуться с места первым. Долго стояли спорщики, не зная, как выйти из затруднительного положения. Вдруг один из зрителей, находившихся поблизости, подошёл и что-то шепнул каждому спорщику. Жокеи слезли с лошадей, затем снова сели на них и стремительно помчались к реке... Один из них выиграл это пари.

Вопрос: Не догадаетесь ли вы. что посоветовал жокеям зритель?

Ответ: Зритель посоветовал жокеям поменяться скакунами. Таким образом, каждый стремился на чужом скакуне домчаться до реки первым.

Игра «О чём идёт речь?»

Цель: развитие мышления, воображения.

Описание. Педагог читает признаки, характеризующие какой-либо предмет по определённой теме. Задача детей - угадать предмет.

• Прошлогодний, настенный, цветной... (календарь).

• Белоствольная, тонкая, русская... (берёзка).

• Маленький, серый, колючий... (ёж).

• Длинные, кудрявые, шелковистые... (волосы).

• Выглаженные, постиранные, расклешённые... (брюки).

• Высокое, раскидистое, лиственное... (дерево).

• Красивый, ровный, бронзовый... (загар).

• Мягкий, зелёный, болотный... (мох).

• Тонкая, острая, английская... (булавка).

• Шумная, многолюдная, танцевальная... (дискотека).

• Густая, зелёная, шелковистая... (трава).

• Высокая, яркая, сверкающая... (звезда).

• Интересная, волшебная, народная... (сказка).

• Могучий, храбрый, русский ... (богатырь).

• Душистая, ароматная, сладкая... (ягода).

• Снежный, человекоподобный, смешной... (снеговик).

• Усатый, зернистый, золотой... (колос).

• Водоплавающая, волшебная, золотая ... (рыбка).

• Детский, быстрый, двухколёсный ... (велосипед).

• Ползающая, шипящая, жалящая... (змея).

• Маленький, зелёный, стрекочущий... (кузнечик).

• Серые, большие, ясные... (глаза).

• Ученический, обязательный, фиксирующий... (дневник).

• Акварельные, медовые, многоцветные... (краски).

• Пронумерованная, перевёрнутая, следующая... (страница).

• Еловая, продолговатая, коричневая... (шишка).

• Натуральный, сладкий, фруктовый... (сок).

• Многостраничный, мудрый, изучаемый... (учебник).

• Звонкий, прозрачный, журчащий... (ручей).

• Смешной, развлекающий, рыжий... (клоун).

• Яркое, палящее, лучистое...(солнце)

• Проплывающее, белое, высокое...(облако).

• Крепкий, шляпочный, съедобный... (гриб).

• Глубокая, металлическая, пустая... (кастрюля).

• Острый, металлический, наточенный... (нож).

• Семицветная, выпуклая, красивая... (радуга).

• Маленькая, фарфоровая, расписная... (чашка).

• Ушастый, огромный, серый... (слон).

• Стеклянный, гранёный, прозрачный... (стакан).

• Раскалённый, лёгкий, отпаривающий... (утюг).

• Большое, доброе, больное... (сердце).

• Цветной, чёрно-белый, широкоэкранный... (телевизор).

• Настольная, яркая, энергосберегающая... (лампа).

• Высокий, бесшумный, вместительный... (холодильник).

• Высокий, средний, низкий... (рост).

• Болтливая, белобокая, шумная... (сорока).

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по математике, 1 класс

Спортивные игры для детей 7-10 лет

Спортивная эстафета для начальных классов. Сценарий

Подвижные весенние игры для детей младшего школьного возраста

Развивающее занятие для детей 7-8 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!