Внеклассное занятие по математике, 1 класс

Конспект внеурочного познавательного занятия для 1 класса «Геометрическая игротека»

Цель: закрепить умение учащихся оперировать терминами для обозначения плоскостных геометрических фигур: «круг», «овал», «треугольник», «прямоугольник», «квадрат», «многоугольник»; познакомить с историей происхождения названий фигур «ромб» и «трапеция»; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, воображение.

Оборудование: у учителя — рисунки сказочных героев (Василиса Премудрая, Мальвина, Снежная королева, кот ученый, Хоттабыч), магнитная доска, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона (желтого цвета: овал, треугольник, квадрат, шестиугольник; красного цвета: круг, прямоугольник, пятиугольник, а также другого цвета ромб и трапеция); для каждого учащегося — карточка с изображением геометрических фигур, контуры цветов из геометрических фигур, тканевый мешочек или коробка с несколькими геометрическими фигурами (в их числе должны быть трапеция и ромб); у учащихся: конверты с наборами тех же геометрических фигур, что и у учителя, только в уменьшенном виде, цветные карандаши.

Учитель. Сегодня, ребята, наше занятие называется «Геометрическая игротека». Это означает, что самые сообразительные герои различных сказок приглашают вас поиграть с ними в разнообразные игры, серьезные и не очень, связанные с геометрическими фигурами.

Первую игру под названием «Рассуждалки» с вами проведет Василиса Премудрая, героиня русской народной сказки «Царевна-лягушка».

(На доску помещается рисунок Василисы Премудрой.) Как мы знаем из сказки, Василиса хитрей, мудрей своего отца, Кащея Бессмертного, уродилась, вот и прозвали ее Премудрой. А Кащей не мог снести этого и велел ей в наказание три года быть лягушкой.

И вот Василиса Премудрая сегодня у нас в гостях. Какое задание приготовила она? Сначала Василиса предлагает вспомнить названия некоторых геометрических фигур.

Учитель просит детей выложить из конвертов наборы геометрических фигур. Называя фигуры, учитель помещает их на магнитную доску.

Учитель. Покажите и назовите фигуру, тень от которой напоминает...

- Клоунский колпак, или вафельный рожок от мороженого, или туристическую палатку. (Треугольник)

- Яйцо, желудь или дыню. (Овал)

- Конверт, ластик или чемодан. (Прямоугольник)

- Вишенку, монету или солнце. (Круг)

- Страничку с загнутым уголком или пирог с отрезанным кусочком. (Пятиугольник)

- Снежинку, вазочку или елочный фонарик. (Шестиугольник)

- Носовой платок, салфетку или шахматную доску. (Квадрат)

Дети еще раз повторяют хором названия фигур, помещенных на доске.

Учитель. А теперь Василиса просит вас разделить эти фигуры на две группы. У кого есть какие варианты? (Дети предлагают разделить двумя способами: а) по наличию и отсутствию углов; б) по цвету.)

Один из учащихся выходит к доске и распределяет на магнитной доске фигуры в две группы первым способом. Учащиеся одновременно то же самое делают на партах. Затем другой учащийся выполняет деление фигур на доске вторым способом. Дети делают то же самое на партах.

Учитель. Спасибо Василисе за интересное задание.

Вторую игру «Изучалки» вам предлагает Мальвина, героиня сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Демонстрируется рисунок Мальвины.

Учитель. Вы, наверно, помните, как Мальвина весьма безуспешно пыталась научить Буратино решать задачи и писать диктанты. Ей явно не повезло с учеником — шалунишкой и проказником. Буратино можно простить, ведь прошло всего несколько дней с тех пор, как он появился на свет из полена, а его тут же принялись учить разным наукам. Может быть, с вами, настоящими учениками, Мальвине повезет больше?

С помощью игры «Изучалки» она хочет познакомить вас с геометрическими фигурами, названия которых знают не все.

Учитель демонстрирует трапецию.

Учитель. Эта фигура называется трапеция. Название ее произошло от греческого слова трапезион, что значит столик, и от этого же слова происходит наше русское слово трапеза, т.е. стол, кушанье, прием пищи. Посмотрите на рисунок. Не правда ли, трапеция похожа на столик?

Учитель записывает название фигуры на доску, оно прочитывается детьми несколько раз.

А вот еще одна фигура, с которой вас хочет познакомить Мальвина. Она называется ромб.

Демонстрируется фигура.

Учитель. Слово ромб произошло от латинского слова ромбус, означающего бубен. Мы привыкли к тому, что музыкальный инструмент бубен имеет круглую форму. Но, оказывается, раньше, в далекие времена, бубны имели форму квадрата или ромба, о чем также свидетельствует изображения бубен на игральных картах.

Учитель записывает на доску слово «ромб», оно прочитывается детьми.

Дети получают карточки. Задание: обвести в кружок цифру, которая находится внутри трапеции или квадрата. Самостоятельная работа. Проверка.

Учитель. Спасибо Мальвине за интересный урок. А чтобы помочь вам лучше запомнить названия этих фигур — трапеции и ромба, в игру вступает следующая сказочная героиня — Снежная королева, повелительница зимы, мороза, вьюги, снега и льда. Живет она на далеком Севере. Стены ее дворца построены не человеческими руками — снежными метелями, злыми буранами, свирепыми ветрами, а ледяные залы освещает северное сияние.

Демонстрируется рисунок Снежной Королевы.

Учитель. В сказке Г.-Х. Андерсена, который придумал эту героиню, внешне прекрасная Снежная королева — на самом деле холодная, бесчувственная, но это оттого, что она никогда никого не любила. После истории, произошедшей с Каем и Гердой, она, наверно, задумалась о том, что нехорошо быть такой жестокой, и решила измениться. Вот почему сегодня она пришла сюда, чтобы провести с вами игру под названием «Рисовалки».

Каждый ученик получает контурное изображение цветка из геометрических фигур. Дети называют фигуры, из которых составлены лепестки и листья цветка.

Учитель. Там, где живет Снежная королева, присутствуют в основном такие цвета, как белый, голубой, синий, фиолетовый, серебряный. Она просит вас разукрасить цветок, используя сочетания только этих цветов.

Дети разукрашивают. Обмен впечатлениями. Еще раз называются геометрические фигуры, из которых составлены лепестки и листики цветка.

Учитель.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

А. С. Пушкин

Учитель. В лукоморье, сказочной стране, которую придумал А. С. Пушкин, живут разные сказочные герои, в том числе и кот ученый, который умеет петь песни и рассказывать сказки.

Учитель демонстрирует рисунок «кота ученого».

Игра, которую проведет кот ученый, называется «Узнавалки».

Желающий выходит к доске. Ему предлагается завести руки за спину и вытащить из мешочка одну из геометрических фигур, лежащих в нем. Затем, внимательно исследовав фигуру на ощупь, назвать ее. Игра повторяется несколько раз.

Учитель. Вы, наверно, уже слегка устали, поэтому развлечь вас пришел сам Гассан-Абдуррахман Хоттабович, или попросту Хоттабыч, герой книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч», со своей игрой под названием «Развлекалки».

Демонстрируется рисунок Хоттабыча.

Учитель. Хоттабыч — настоящий джинн, умеет творить чудеса. Этому он научил и одного из наших учеников, который сейчас и продемонстрирует нам свои необыкновенные способности.

Описание фокуса

Учитель заранее разучил с одним из учеников фокус.

Реквизит: журнальный столик, шкатулка, 4 геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, шестиугольник), костюм фокусника: накидка, колпак, клоунский нос.

Фокус заключается в том, что фокусник (отвернувшись или на несколько секунд выйдя из помещения) безошибочно угадывает фигуру, которую зрители положили в шкатулку.

Как этого добиться? Учитель, выступающий в роли помощника фокусника, договаривается с ним о том, что, взяв из рук зрителя шкатулку с геометрической фигурой, которую зритель сам выбрал из четырех предложенных, поставит шкатулку на столик в определенное место, которое оговаривается заранее. Удобно, например, столик мысленно поделить на четыре части таким образом, чтобы фигуры на нем располагались, начиная с круга, не имеющего углов, затем пойдет треугольник (три угла), квадрат (четыре угла), шестиугольник (шесть углов).

Таким образом, поставив шкатулку ближе к углу столика, соответствующему фигуре, лежащей в шкатулке, учитель тем самым подсказывает фокуснику ответ.

Учитель. Поблагодарим Хоттабыча за «Развлекалки».

А теперь давайте подведем итог «Геометрической игротеки». Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в 1, 2 классе к празднику Международный день детской книги

Развивающее занятие для детей 7-8 лет

Игры на развитие мышления у младших школьников

Международный день семьи. Сценарий

Праздник прощание с букварём в 1 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!