Театрализованное представление для детей. Сценарий
Сценарий театрализованного представления для младших школьников
Замысел. Ведущий очень коротко знакомит юных зрителей с историей возникновения русского театра, с некоторыми театральными терминами.
Актеры самодеятельного ТЮЗа представляют зрителям следующие произведения:
■ инсценированный отрывок из рассказа Ю. Сотника «Внучка артиллериста»;
■ сценку Е. Смолина «Увлекательная гигиена»;
■ инсценированный отрывок из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
По ходу рассказа ведущего на магнитной доске появляются таблички: «ТЮЗ», «игра», «скоморохи», «Петрушка», «придворный театр», «публичный театр», «Москва, 1920 г., ТЮЗ».
Ведущий. Здравствуйте, дорогие юные зрители. Вас пригласил на встречу ТЮЗ.
Кто из вас может объяснить, что означают эти три таинственные буквы? (Театр юного зрителя.) А что такое «театр»? В переводе с греческого это слово обозначает место для зрелищ; да и само зрелище, т.е. представление, тоже обозначается словом «театр». Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена. Театр вырос из игр, обрядов первобытных людей и постоянно развивался, совершенствовался. Например, наши предки, славяне, обращались к своим богам и силам природы, просили у них защиты и удачи в делах, молили об урожае. Все это сопровождалось игровыми действиями. Как видите, все начиналось с игры. Игра — главный элемент театрального искусства. Вспомним, как мальчики играют в войну. У них есть русские и фашисты, командиры и подчиненные, разведчики и партизаны. Это и есть спектакль, хотя и непрофессиональный. Когда девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры — это тоже маленький домашний театр, где у каждого своя роль.
Позже появились скоморохи — первые артисты на Руси. Это было около тысячи лет назад. Скоморохи показывали свои представления прямо на улице, среди толпы. Они смешили людей и насмехались над человеческими недостатками: глупостью, жадностью.
А вскоре появился любимец публики Петрушка — главный герой кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с Петрушкой. Иногда представления бродячих кукольников даже запрещались властью.
Около трехсот лет назад по велению царя Алексея Михайловича при его дворе было построено первое на Руси здание театра для утехи самого царя, его семьи и придворных. Так появился придворный театр. А через несколько лет по приказу Петра Первого в Москве открылся первый публичный театр. Он был доступен любому человеку. С тех пор театры стали появляться повсюду.
Наконец мы добрались до интересующей нас даты: Москва, 1920 г. Открылся первый театр для детей •— ТЮЗ. Его работа началась с показа сказки «Маугли». Давайте посчитаем, сколько лет он существует. (Более восьмидесяти.)
Сегодня мы приглашаем вас познакомиться с артистами нашего школьного кружка. Посмотрите отрывок из произведения Ю. Сотника «Внучка артиллериста». Произведение начинается так. У Насти дома далеко не идеальные условия для занятий, и тем не менее девочка хорошо учится. Учительница попросила ее позаниматься по математике с отстающим учеником Лешей. Вот как происходило это занятие.
Настя и Леша входят в квартиру.
Настя. Ну вот и пришли. Раздевайся. Проходи на кухню. Садись.
В комнате раздаются голоса: «Тра-та-та-та-та! Ложись! Ба-бах! Ура! Вперед, за Родину! Тра-та-та-та-та!»
Настя. Это братишки. Понимаешь, к нам тетя приехала, мамина сестра, а с ней сынишки маленькие. Тетя на два дня остановилась. Проездом... И... сломала ногу. Скоро месяц как в больнице. А сынишки у нас. Бандиты законченные! На головах ходят.
В кухню «въезжает» стул, его «толкает» корыто.
Один из малышей. Настя! Во! Бульдозер! Дыр-дыр-дыр! Жжадний ход!
Настя. Видал? Хочешь позаниматься в таких условиях? Тогда доставай учебник, да побыстрей, а то мне их кормить минут через двадцать. (Ставит на плиту кастрюлю, режет хлеб.)
Раздается грохот. Одновременно — топот ног за кулисами, изображающий «блямбу».
Настя. Опять начала.
Леша. Кто начала?
Настя. Блямба. Вон она, за окном, старый дом разрушает уже несколько дней... Ну, читай, не отвлекайся!
Леша. Два поезда вышли навстречу друг другу в 11 часов утра и встретились в 14 часов.
Раздаются голоса: «Дыр-дыр-дыр!»
Леша. Первый поезд проходил в час по 45 километров, а второй — по 50 километров...
Леша. Найти расстояние между городами.
Раздаются голоса, стрельба из пистолетов.
Настя. Ну, что сначала надо узнать? Сообрази!
«Бух!!!» — стучит «блямба».
Настя. Ты думай, думай, а то никак не натренируешься. Сообразил?
Раздаются голоса детей: «Мой пистолет!», «Нет, мой!», «Бух!», «А-а-а-а!»
Настя. Ты что, слабенький совсем, да? Они же в той комнате играют. В таких условиях что хочешь решить можно!
Бух!!!
Настя. Ну вот что! Или говори, что первым делом узнать надо, или проваливай отсюда! Некогда мне с тобой!
Леша (думает вслух). Настин дедушка на фронте даже раненый батареей командовал. Неужели я никогда не смогу командовать батареей? Да мне нет никакого дела до этого шума! Я знаю одно: поезда вышли в 11 часов, а встретились в 14.
Настя. Ну!
Леша. Сейчас... Вышли в 11, а встретились в 14...
Бух!!!
Леша. Есть! Первый вопрос: сколько часов пробыли в пути два поезда?
Настя. Во! А ты говоришь! Решай дальше!
Леша. От 14 отнять 11 равняется 3!
Бух!!!
Настя. Правильно! Дальше!
Появляются дети. Один из них на четвереньках с перевернутым корытом на спине.
Малыш. Настя, я черепаха! Во панцирь у меня! Гав-гав- гав! Р-р-р!
Другие дети лупят его игрушечным ружьем и старой кастрюлей. «Бух! Бух!»
Леша (не обращая внимания). Расстояние между городами 285 километров! Настя. Ну вот и решил! А ты говорил, условия плохие...
Ведущий. Ну как, юные зрители, вам понравилась игра наших актеров? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Случается, что воздействие театра на человека бывает так велико, что круто меняется вся жизнь. Так, например, известно, что русский писатель Фонвизин вывел в герое своего произведения «Недоросль» реального человека, восемнадцатилетнего Алексея Оленина. Узнав себя на сцене, Оленин был до того потрясен, что бросил бездельничать, гонять голубей и засел за учебу. Из него вышел образованнейший человек своего времени — президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки в Петербурге.
Сейчас у нас антракт. Кто знает, что обозначает этот театральный термин? (Перерыв между действиями спектакля, предназначенный для отдыха актеров и перемены декораций.) Ну а кто уточнит, что означает слово «декорация»? (Оформление сцены.) Какие декорации были использованы в сценке «Внучка артиллериста»?
Таблички с терминами «антракт» и «декорации» помещаются ведущим на магнитную доску.
Ведущий. Наш ТЮЗ приглашает вас посмотреть сценку Е. Смолина «Увлекательная гигиена».
На сцену выходят трое участников сценки, один из них (Третий) с письмами в руках. Видно, он чем-то расстроен.
Первый. Вы чем-то расстроены?
Третий. Ну как же не расстраиваться? Сколько раз говорят ребятам, что нужно слушаться старших, не писать на заборах, не обижать животных, аккуратно складывать вещи. .
Второй. Не есть немытых фруктов...
Первый. И мыть руки перед едой, ноги перед сном, а не наоборот.
Третий (потрясает письмами). Пишут мамы, папы, бабушки, дедушки, вожатые из лагерей — не моют руки ребята...
Первый. А я вот что скажу: когда ребятам все время говорят одно и то же: мойте руки, не ешьте немытых фруктов, убирайте постель — им так скучно становится, что ничего этого делать не хочется.
Третий. Что значит — скучно? Конечно, выслушать полезный совет — это вам не сказку послушать. (Останавливается, задумывается.) Да, не сказку... А вы знаете — у меня идея! Идите-ка сюда!
Трое участников шепчутся, поглядывая на зрителей.
Первый и Второй. Вот здорово!
Третий. Дорогие ребята! Послушайте сказку! Жил-был царь. И был у него сад с золотыми яблочками. Каждое утро царь вставал...
Второй. Умывался, чистил зубы, делал зарядку...
Первый. И отправлялся в сад. И вот однажды...
Третий (надевает корону, принимает образ царя). Кто съел мои золотые яблочки? Мне их не жалко, но они же немытые!
Второй. Прибежали на крик сыновья царя. Самый смышленый, Иван-царевич, сказал...
Первый (в образе Ивана-царевича). Эти золотые яблочки, наверное, Жар-птица склевала — вон кругом ее перья разбросаны!
Третий. Ребята, не разбрасывайте повсюду свои вещи!
Первый. Батюшка, дозволь мне, Ивану-царевичу, поймать Жар-птицу да поучить ее уму-разуму?
Третий. Да как же ты ее поймаешь? Она в клетке живет, в саду у Кощея Бессмертного! А если он тебя услышит, когда ты за Жар-птицей в сад полезешь?
Первый. Кощей не услышит! Он же уши никогда не моет....
Третий. Да? Ну, тогда поезжай.
Второй. Сел Иван-царевич на коня и поскакал. Видит, в поле огромный дуб стоит и на нем написано...
Третий. Дорогие ребята! Не пишите на деревьях, заборах и в общественных местах!
Второй (шепотом). Ну мы же не об этом сейчас...
Третий (шепотом). Да? Извините...
Второй. И на дубе написано: «Направо пойдешь — без коня уйдешь, налево пойдешь — себя не найдешь...»
Первый. А, пойду направо! Без коня так без коня!..
Второй и Третий. Неправильно! Ребята, берегите животных!
Третий. Ну, правильно-неправильно, а уж назад не вернешься. Выскочил навстречу Ивану-царевичу Серый волк. Ой, кто это?
Второй. Это я, волк, лесной санитар! Конь-то у тебя какой трус — убежал! Ну, ладно, я тогда тебя съем, Иван-царевич!
Первый. Да? А вы лапы перед едой вымыли?
Второй. Не-ет...
Первый. А в какой лапе нож держать, в какой вилку — знаете?
Второй. Не зна-аю....
Третий. Ребята, учитесь правильно пользоваться столовыми приборами за обедом!
Второй. Иван-царевич, научи меня правильно есть! А я тебя за это к Кощею Бессмертному отвезу...
Третий. Пообещал Иван-царевич волку выполнить его просьбу, и они поскакали! В саду у Кощея Бессмертного взял Иван-царевич клетку с Жар-птицей...
Второй. А Кощей со своими немытыми ушами даже не шелохнулся!
Третий. А когда хватился, бросился в погоню.
Второй. Иван-царевич, плохо дело — догоняет нас Кощей Бессмертный! Бросай назад волшебное мыло.
Третий. Бросил Иван-царевич мыло — гора выросла перед Кощеем.
Первый. Ребята, пользуйтесь детским мылом! Мыло — ваш друг!
Второй. Объехал Кощей Бессмертный гору и опять нас догоняет. Иван-царевич, гребешок у тебя есть?
Первый. А как же! Он у меня всегда с собой!
Второй. Бросай!
Третий. Бросил Иван-царевич гребешок — дремучий лес вырос перед Кощеем.
Первый. Вошел Кощей Бессмертный в лес и заблудился! Ребята, учитесь пользоваться компасом в лесу!
Второй. А мы с Иваном-царевичем спокойненько скачем домой.
Третий. И того не знают, что братья царевича тоже за Жар-птицей отправились! Вот как бывает, когда долго не пишешь папе и маме. Вдруг увидели братья в чистом поле спящего Ивана-царевича, а рядом клетку с Жар-птицей.
Второй. А волк в это время в лесу умывался, чистил зубы, делал утреннюю гимнастику.
Третий. Завистливые братья отрубили спящему Ивану-царевичу ноги, схватили Жар-птицу и поскакали домой. Волк вернулся, видит: у Ивана-царевича отрублены ноги.
Второй. Что же ты, Иван-царевич, не мыл ноги живой водой перед сном?
Первый (плача). Ой, не мыл, не мыл...
Второй. Ну ладно, помогу тебе еще раз!
Третий. Плеснул Ивану-царевичу на ноги живой воды — они и приросли.
Второй. А волк бросился в погоню, догнал братьев и съел их. Поблагодарил Иван-царевич волка, взял клетку с Жар-птицей.
Третий. Вдруг Жар-птица ему говорит: «Ты корми меня, Иван-царевич, три дня отборным зерном».
Первый. Так и сделал Иван-царевич. Три дня ела отборное зерно Жар-птица, а на четвертый день эта птица...
Второй. Превратилась в Василису Прекрасную.
Третий. Ребята, подкармливайте птиц!
Первый. А Иван-царевич с Василисой Прекрасной сыграли свадебку и жили счастливо и очень-очень долго.
Третий. Потому что никогда не ели немытых овощей и фруктов!
Ведущий. И снова — перерыв, который на театральном языке звучит как? (Антракт.) Молодцы, запомнили. Но я хочу познакомить вас еще с одним термином — «бутафория». (Ведущий прикрепляет табличку с термином на магнитную доску.) Очень давно на сцене одного из ленинградских театров ставился спектакль по произведению М. Лермонтова «Маскарад». Для этой постановки требовалось около двух тысяч сложнейших предметов: сценическая мебель, десятки подсвечников, люстры, множество всевозможных украшений. И все это должно быть легким, дешевым, красивым, к тому же большие предметы делаются разъемными, ведь театр часто гастролирует, выезжает в другие города и страны, поэтому бутафорские вещи должны занимать мало места и как можно меньше весить. Из чего же они изготавливаются? Из картона, папье-маше, гипса, холста, дерева. Они дешевы и очень выразительны. Итак, бутафория — это предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих.
Кажется, наши артисты уже готовы показать вам следующую постановку. Сейчас перед вами предстанут герои повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Главный герой повести — смелый, правдивый и гордый Тимур. К сожалению, в этой сцене вы его не увидите. Он создал команду из своих друзей, которая в дачном поселке взяла под свою защиту всех людей, хоть как-то связанных с армией. Команда оказывает всяческую помощь этим людям, причем так, чтобы те не догадались, кто это делает. Мешают им в таком благородном деле Мишка Квакин и его бандитская компания, каждую ночь обворовывающая фруктовые сады, даже те, которые помечены красной звездой — тимуровским знаком.
В этой сцене члены тимуровской команды — Гейка и Коля Колокольчиков — передают банде Мишки Квакина ультиматум, то есть требование с угрозой в их адрес.
На сцене установлен «забор» — связки стульев, расположенные друг над другом, с внешней стороны декорированные под забор. К забору подходят Коля Колокольчиков с барабаном в руках и Гейка с большим пакетом.
Фигура (перегибаясь через забор). Это что же тут за цирк или комедия? (Оборачиваясь.) Мишка! Брось карты, тут к тебе какая-то церемония пришла! Мишка (появляясь на заборе). Я тут. Эге, Гейка, здорово! А это еще что с тобой за хлюпик? Гейка. Возьми пакет. Сроку на размышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время.
Коля Колокольчиков бьет в барабан, мальчики уходят.
Мишка. Это что же такое? (Разглядывает пакет.) Жили-жили, ни о чем не тужили. Вдруг... то пакет, то барабан! Я, братцы, право, ничего не понимаю!.. (Разрывает пакет, читает.) «Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину...» Это мне. С полным титулом, по всей форме. «... и его гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой...» (Обращается к Фигуре.) Это тебе. Эк они завернули: «гнуснопрославленный»! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще. «... а также ко всем членам этой позорной компании УЛЬТИМАТУМ». Это что такое, я не знаю. Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.
Алешка. Это такое международное слово. Бить будут.
Мишка. А, так бы и писали! Читаю дальше.
Пункт первый:
«Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак — красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем...»
Ты посмотри, как, собаки, ругаются! А какой дальше слог, какие запятые! Да!
«... приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.
А в случае отказа оставляем за собой полную свободу действий».
То есть в каком смысле? Мы их, кажется, пока никуда не запирали.
Алешка. Это такое международное слово. Бить будут.
Мишка. А, тогда так бы и говорили! Жаль, что ушел Гейка; видно, давно он не плакал.
Алешка. Он не заплачет. У него брат — матрос.
Мишка. Ну?
Алешка. У него и отец был матросом. Он не заплачет.
Мишка. А тебе-то что?
Алешка. А то, что у меня дядя матрос тоже.
Мишка. Вот дурак — заладил! То отец, то брат, то дядя. А что к чему, неизвестно. Видать тебе, Алешка, солнце напекло затылок. А ты что там мычишь, Фигура?
Фигура. Гонцов надо завтра изловить, а Тимку и его компанию излупить.
Мишка. Так и сделаем. (Отходят в сторону.) Слушай, это ты в тот сад за яблоками лазил, где живет девчонка, у которой отца убили?
Фигура. Ну, я.
Мишка. Так вот... Мне, конечно, на Тимкины знаки наплевать, и Тимку я всегда бить буду...
Фигура. Ну? А что ты на меня так пялишься?
Мишка. А то. Помнишь, в школе басню учили «Волк и ягненок»?
Фигура. Ну?
Мишка. Так вот, ты сильно на того волка смахиваешь... (Уходит.)
Фигура (в недоумении чешет в затылке). Подумаешь... (Уходит.)
Ведущий. Кто хочет поделиться своими впечатлениями по поводу увиденной сцены? Что запомнилось? Какие актеры, на ваш взгляд, сыграли хорошо? Какие моменты заставили вас улыбнуться? Мишка Квакин показался вам законченным бандитом, или в нем есть что-то положительное? Какое впечатление произвел Фигура? Алешка? Как вы думаете, кто в конечном счете победит: Тимур и его команда или компания Мишки Квакина? Об этом вы сможете узнать подробно, если прочитаете книгу А. Гайдара «Тимур и его команда».
А сейчас посмотрим, что вы запомнили из сегодняшней встречи с артистами театрального кружка. (Ведущий подходит к магнитной доске.) Я буду читать предложение, а вы должны его закончить.
➢ Театр юного зрителя сокращенно называют...
➢ Самый первый ТЮЗ был открыт в городе... в ... году.
➢ Главный элемент театрального искусства — ...
➢ Главным героем кукольного театра в России был...
➢ Театр, организованный при дворе царя, назывался...
➢ По приказу Петра Первого в Москве был открыт первый в России театр для широкой публики. Он назывался...
➢ Перерыв между действиями спектакля, предназначенный для отдыха актеров и смены декораций, называется...
➢ Оформление сцены — это...
➢ Предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих — это ...
Ведущий. Молодцы! Спасибо за внимание. Артисты прощаются с вами.
На сцену выходят артисты, принимавшие участие в сценках. Ведущий называет их имена.
Похожие статьи:
Сценарий для кукольного театра в начальной школе
Театрализованное представление для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!