Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы в школе. Сценарий «Эта память, верьте, люди, всей земле нужна»

Цели и задачи: пробуждать и воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, гордости за нее и причастности к ее судьбе.

Ход занятия

В левом углу сцены стоит телевизор или видеоэкран. Затемнение. На сцену выходит 1-й ведущий с гитарой. На него направляется свет. На видеоэкране демонстрируются картины русской природы.

1-й ведущий (поет).

Вовеки не забыть России наших

С войны не возвратившихся солдат.

В зловещем сплаве крови и металла

Набат войны гудел и день и ночь...

Сыны России в битве небывалой

Сумели все на свете превозмочь.

Достойные сыны своей Отчизны,

Вам доблести в бою не занимать.

Во имя жизни и ценою жизни

Смогли вы мир священный отстоять.

Звучит мелодия песни «Растет в Волгограде березка». На сцене яркий свет.

1-й ведущий. ...А тогда - в сорок первом... (ставит гитару к телевизору и уходит за кулисы).

На сцене танец девочек в костюмах березок. Между «березками» танцует l-я девочка. 1-й мальчик рисует красками бабочку. На видеоэкране - картины природы и мирной жизни 40-х годов. На фоне мелодии звучит речевая фонограмма:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось...

Мелодия обрывается полетом летящих с неба бомб, автоматными очередями. По темной сцене мечутся лучи прожекторов. Из-за кулис выходят: 1-й ведущий - ставит макет фигуры фашиста, 2-й ведущий - выносит элемент колючей проволоки, 2-й мальчик и 2-я девочка из-за кулис поворачивают поставленный ребром стол — стена барака. 1-й мальчик и 1-я девочка в центре прикрепляют декорацию, изображающую березки, и убегают за кулисы. Несколько секунд действующие лица мечутся по сцене, прикрываясь, «спасаясь» от бомб. Стоп- кадр: ведущие лицом к зрительному залу, а все участники стоят спиной к зрителям. На видеоэкране - проводы на фронт.

1-й ведущий. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы - русских, украинцев, белорусов, уничтожить их интеллигенцию, искусственно сократить рождаемость.

2-й ведущий. На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители - старики, женщины и дети. Гитлеровцы последовательно проводили массовые уничтожения населения. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик (лицом к зрительному залу поворачиваются 1-й мальчик и 2-й мальчик), женщина (повернулись 1-я девочка и 2-я девочка), девочка или мальчик (повернулся мальчик) - убивай! (В фонограмме рефреном звучит слово «убивай, убивай... 1-й мальчик, 2-й мальчик, 1-я девочка, 2-я девочка, мальчик садятся на корточки, обхватывают голову руками.)

1-й ведущий и 2-й ведущий. И они убивали.

1-й мальчик (вставая).

Шаг за шагом вспоминаем день за днем...

2-й мальчик (вставая).

Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью...

2-я девочка (вставая).

Год за годом, опаленные огнем...

1-я девочка.

Год за годом, истекающие кровью.

Действующие лица ходят кругом друг за другом - они «узники». На видеокадрах - немецкие концлагеря, люди за колючей проволокой.

2-й ведущий. Возле села Алексеевка, затерявшейся среди степей, и сегодня кое-где видны незарубцевавшиеся шрамы великой войны.

1-й ведущий. На этой земле осенью и зимой 1942-1943 годов, оградив часть степного пространства, немецкие оккупанты уничтожали за двумя рядами колючей проволоки советских военнопленных и мирных жителей.

«Узники» выстраиваются в одну шеренгу.

2-й ведущий. У них были дома, семьи, имена...

1-й ведущий. Имена им заменили цифры, дома - землянки лагеря №205.

Каждый из узников в свою очередь делает шаг вперед, обнажая руку по локоть, - на руке личный номер.

2-й мальчик. Номер 4742. До 6000 доходило иногда число содержавшихся в лагере пленных. На ночь нас загоняли по 120-130 человек в тесные сырые нары, в которых спать можно было только на корточках или стоя.

1-я девочка. Номер 5032. С наступлением морозов люди десятками замерзали в ледяных ямах. С 1942 года в лагере ежедневно погибало 120—130 человек.

2-я девочка. Номер 1265. Пленных десятками убивали по малейшему поводу. Один из пленных был убит прикладами за то, что во время раздачи пищи попросил налить побольше похлебки.

Мальчик. Номер 986. Три землянки были сожжены с находившимися там людьми.

1-й мальчик. Номер 3012. Для сохранения порядка в лагере немецкие офицеры держали специальных собак, которыми травили пленных.

Фонограмма: лай собак, немецкая речь. Свет - перекрещивающиеся лучи прожекторов. Участники в ужасе мечутся по сцене и застывают в центре скульптурной композиции. Из-за кулис на сцену вталкивают девочку, она падает. Действующие лица осторожно приближаются к ней и переносят к стене барака. В это время слышен стук печатающей машинки.

Ведущий. В лагере № 205 пленных принуждали работать на строительстве оборонительных сооружений. В течение дня им давали по пол-литра кипятка, вечером - 3-4 ложки запаренной ржи и кусочек тухлой конины. Раненым и больным пищи не давали вообще. («Сталинградская правда» от 24 декабря 1942 года.)

2-я девочка. Девочка, девочка, как тебя зовут? Ты помнишь свое имя? Скажи. Как твое имя?

Девочка. ...пить... пить...

Ведущий. Но и в этих условиях люди продолжали верить в скорое освобождение, оставались людьми, некоторые находили силы совершать побеги из чудовищного ада. В ледяных ямах они продолжали мечтать, надеяться, творить.

Во время слов ведущего 2-я девочка платком вытирает лоб у девочки, а 1-я девочка, отойдя за кулисы, приносит воды в ладошках, подносит к губам девочки, но у той нет сил пить.

Мальчик. Девочка! Не умирай! Я нарисую для тебя бабочку (находит уголек и рисует бабочку на стене барака). Смотри: крылышки, усики!

Как бы очнувшись, но словно в бреду девочка начинает петь, все растерянно смотрят на нее.

Девочка (поет). О, если б оживали бабочки, то очнулась бы, взлетела та бабочка с доски барака, та бабочка - а~а.

Обессилев, падает ее рука, 2-я девочка обнимает ее. Все узники резко поворачивают головы к видеоэкрану и застывают.

Звучит музыка. На экране - документальные кадры: толпы людей идут в крематорий. Из трубы крематория валит черный дым. Над экраном «порхает» бабочка.

1-й ведущий. В годы Второй мировой войны на территории Европы была создана сеть из более чем 30 концентрационных лагерей, в которых погибло около 25 млн человек. Страшная память о миллионах замученных людей связана у военного и послевоенного поколений с названиями Дахау, Равенсбрюк, Освенцим, Майданек, Треблинска, Бухенвальд и др.

Пока говорит ведущий, узники выстраиваются. Между ними появляются девочки из хореографического коллектива, которые изображающие «пепел», и затем собираются в центре в «кольцо».

На фоне музыкальной темы скрипки говорят узники концлагерей.

1-й мальчик.

Этот пепел, который разносится с ветром,

Был губами, смеялся и плакал порой.

1-я девочка.

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

2-й мальчик.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

Был мозгами, плетеньем извилин живых –

Слово «жить» до конца,

Словно буква за буквой,

Точно белым по черному вписано в них.

2-я девочка.

Эти волосы, локоны, косы и пряди,

Что навалены мертвой косматой горой,

Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил

И сухими губами касался порой.

Девочка. Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

1-я девочка. Золотые надежды, сияние глаз...

1, 2-й ведущие. Крематориев страшных горящие печи

1-й мальчик. Пепел...

2-й мальчик. Пепел...

2-я девочка. Пепел...

1-я девочка. Пепел...

Все. ...Лишь пепел остался от нас...

Музыка. Танец «пепла». Порхают несколько бабочек.

1-й ведущий уходит за кулисы, а узники выстраиваются «клином», на фоне музыки произнося слова.

1-я девочка. Да будут прокляты имена преступников, на чьей совести жизни сотней тысяч замученных русских пленных!

2-я мальчик. Да будет проклят начальник охраны капитан Фриштер!

1-я девочка. Да будет проклят штаб-вахмистр Блюм- шток!

2-я девочка. Да будет проклят майор Яуэк!

1-й мальчик. Да будет проклят обер-лейтенант Мазантин!

2-й мальчик. Да будет проклят обер-цалмейстер Либазан!

2-й ведущий. На горе Эттэрсбург в Тюрингии слышится звон колокола на башне Бухенвальдского памятника (звук колокольного набата).

1-я девочка.

«Слушайте, люди! Слушайте, люди!»

Не нужно ни слез, ни слов...

Лишь в тишине пробуждается совесть,

Лишь в тишине созревает гнев.

Нужна тишина!..

Постойте же, люди,

Застыньте, прислушайтесь хоть на миг.

Минута молчания. Колокольный набат замирает.

2-я девочка.

Люди не только людей убивали,

Но и в себе удушали людей.

Пыткой и голодом, бранью и плетью

Старались расчетливо, гнусно, хитро

Убить, погасить в полумертвых жертвах

Искру последнюю - веру в Добро.

1-й мальчик.

Не вышло!..

Добро не убьешь, не погасишь,

Оно победило в священной войне.

Но сколько правдивых и добрых погибло,

Сколько бесстрашных в бою полегло!

Чтоб сгинул навек фашизм ненавистный,

Дракон, имя которому - Зло!

Мальчик.

С детства запомнилось мне изреченье,

От бабушки слышанное не раз:

«Из чистых слезинок родится жемчуг,

Из пепла отважных родится алмаз...»

1-й ведущий (выходит с гитарой, поет).

Война прошла далеким ураганом,

Жестоким смерчем стали и свинца,

По до сих пор тревожат землю раны,

И памяти о прошлом нет конца.

Во время чтения стихов между действующими лицами танцуют участники танцевальной группы «Березки».

О тех годах, живой легендой ставших,

Хлеба в полях без устали шумят.

И каждый колос - будто голос павших,

Домой не возвратившихся солдат.

Аккомпанемент гитары переходит в мелодию песни «Сыны России». Танец «березок». 2-й мальчик прикрепляет красную звезду на крест, а немецкую форму убирает. 2-й ведущий уносит элемент колючей проволоки, 2-й мальчик разворачивает стол в обычное положение. Выходит 2-я девочка с букетом цветов, и все идут поклониться к памятнику, возлагают цветы. Замирают в своих мизансценах. Можно продемонстрировать видеокадры современной жизни. Вперед выходит девочка.

Девочка.

Весеннее утро... Лучистое утро...

Бегу через луг по колено в травах...

Опускается на одно колено.

И падаю, плача, на луг степной,

Где от ромашек пестрым-пестро,

Шепчу, задыхаясь: «Всю жизнь буду делать Только добро, только добро!»

1-я «березка» выносит круглый хлеб на полотенце, 2-я «березка» - кувшин с молоком, 3-я «березка» - несколько яблок.

2-й ведущий (берет хлеб у «березки» и выходит вперед).

Добро - вспахать и засеять поле,

Растить колоски, беречь в непогодь.

1-я девочка (принимает хлеб).

Добро - испечь хлеб, душистый, румяный,

И каждому-каждому дать ломоть.

Кладет хлеб на стол.

2-й мальчик.

Добро - травы накосить корове

2-я девочка (держит кувшин).

И молока надоить в ведро,

2-й мальчик и 2-я девочка подходят к столу и ставят кувшин на стол.

1-й мальчик (берету «березки» яблоки).

Добро - чтобы сад ломился от яблок,

И людям дарить их - тоже добро.

Дает яблоко мальчику, остальные кладет на стол.

Девочка (вставая). Добро - вот сила, что движет миром!

Все. Всю жизнь будем делать только добро!

Продолжает звучать музыка. Мальчик подходит к 1-му ведущему, «учит» его играть на гитаре. 2-я девочка и девочка «накрывают» на стол. 1-я девочка и 2-й мальчик, держа яблоко, беседуют на авансцене. 2-й ведущий и девочка танцуют вальс. Неожиданно музыка обрывается ударом колокола. Все замирают, вглядываясь в левый угол зрительного зала.

1-й ведущий. Люди! Люди! Не допустите вновь установления фашистского господства, как и любого другого античеловеческого режима! Не позвольте втянуть себя еще раз в безумие мировой войны!

Удар колокола сменяет мелодия песни «Бухенвальдский набат». Действующие лица выстраиваются в одну линию, за ними полукругом стоят «березки». Сначала поют тихо, затем с каждой строчкой, все громче.

Все (поют).

...Звон плывет, плывет над всей землею,

И гудит взволнованно эфир.

1-я девочка.

Люди мира, будьте зорче втрое!

2-й ведущий и 1-й мальчик. Берегите!

1-й ведущий и 1-я девочка. Берегите мир!

Все. Берегите, берегите,

Берегите мир!

Взявшись за руки, делают шаг вперед.

Берегите, берегите,

Берегите мир!

Общий поклон. Уход за кулисы.

Автор: Г. В. Погорелова

Похожие статьи:

Литературно-музыкальная композиция «Сталинградская битва». Сценарий для школьников 7-8 класса

Сценарий мероприятия к 9 мая в школе

9 Мая для учащихся начальной школы. Сценарий

Классный час ко Дню Победы, 5 класс

Внеклассное мероприятие «Сталинградская битва», 7-9 класс. Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!