Заседание родительского клуба в детском саду с родителями детей подготовительной группы

Сценарий родительского собрания «Что мы знаем о своем ребенке?»

Форма проведения: заседание родительского клуба.

Цели: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада; заинтересовать родителей полученными данными, заставить их задуматься.

Подготовка к собранию:

- выполнение детьми рисунков на тему «Моя семья». Можно использовать методику исследований внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи») и анализ структуры рисунка (по Г. Хоментаускасу);

- разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

План проведения

1. Анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

2. Проведение педагогического всеобуча.

3. Социологический опрос родителей.

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Рисование детей на тему «Моя семья».

2. Подготовка материалов к тестированию «Кто я?» и «Какой мой ребенок?»

3. Оформление памятки для родителей или информации в родительский центр «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» (приложение А).

4. Подготовка зала для проведения собрания.

В качестве дополнительного материала к родительскому собранию предлагаем использовать:

- «Методы выявления эмоциональных нарушений у дошкольников» (приложение Б);

- «Изучение эмоционального самочувствия ребенка и определение доминирующего стиля воспитания в семье» (приложение В).

В зале полукругом расставлены стулья, на которых сидят родители. В поле зрения родителей находятся два фланелеграфа с детскими рисунками на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема тоже не указана).

На первом фланелеграфе расположены яркие, светлые рисунки; семья обычно изображена в полном составе; члены семьи стоят, взявшись за руки, или объединены какой-либо общей деятельностью. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица, присутствуют различные украшения.

На втором фланелеграфе расположены темные, мрачные рисунки. Линии, проведенные детской рукой, размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы (не прорисованы пальцы рук, отсутствуют черты лица). Люди на рисунках или отделены друг от друга какими-то барьерами, или же изображены в одиночестве. Фигуры людей угловатые. Эти рисунки оставляют неприятное, тягостное впечатление.

Примечание. Для «выставки» специально выбраны наиболее контрастные рисунки, отражающие две крайности эмоционального состояния детей.

II. Организационный этап

Воспитатель предлагает родителям внимательно посмотреть на фланелеграфы и догадаться, на какую тему рисовали дети. По поводу рисунков на первом фланелеграфе мнения родителей, как правило, едины: «Моя семья». По поводу рисунков на втором фланелеграфе вариантов несколько: «Это какая-то война», «Это роботы», «Это космос» и т. д. Выслушав все мнения, педагог сообщает, что дети рисовали на одну тему - «Моя семья», но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.

III. Проведение педагогического всеобуча

Беседа воспитателя с родителями (примерный вариант)

Воспитатель. По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей.

Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребенок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.

Чрезмерно заостренные, угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, так же как и темные цвета, - признак негативного эмоционального состояния ребенка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его побыстрее.

(Воспитатель дает возможность родителям несколько минут подумать над этой информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их, не называя при этом фамилий «художников». Родители обычно бывают поражены полученными сведениями, некоторое время молчат, затем следуют спонтанные реакции: «Неужели это наши дети рисовали?», «С чем же связано такое негативное восприятие своей семьи?», «Может быть, они просто рисовать не умеют, поэтому такие плохие рисунки получились?»)

То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей - они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребенка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.

- Давайте подумаем, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не включили себя в ее состав? («Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» и др.)

Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребенка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно.

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот — безусловное принятие ребенка.

Безусловно принимать ребенка - значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть.

Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об «условной любви»: что-то выполнил - хороший, чего-то не сделал - плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т. д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии - необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных» рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье.

IV. Этап социологического опроса родителей

Воспитатель. Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

Тест 1. «Кто я?»

Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке бумаги». Если некоторые родители задумываются и говорят, что 10 ролей - это много, воспитатель подбадривает их, советует вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче и т. д. Педагог может дать свой вариант ответа: «Я воспитатель. Я коллекционер. Я хозяйка своего дома. Я любимая дочка своей мамы». И т. д.

Обработка результатов. Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».

Примечание. «Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение - материнство и отцовство. И решать это только вам самим!»

Тест 2. «Какой мой ребенок?»

Задание. Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «плюс» или «минус», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать положительным качеством, но у вашего ребенка она настолько выражена (он постоянно раздает свои игрушки), что вы склонны считать это недостатком. Будьте предельно откровенны с самими собой, иначе тест теряет смысл».

Обработка результатов. Когда работа закончена, педагог предлагает подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов. «Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы любите его, стараетесь принимать таким, каков он есть.

Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая любовь» не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала надо их признать. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать свое дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель, или недостаточно любящий. Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то ни о каком принятии и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное - любовь и искренность ребенка».

Вывод. Дошкольный возраст - самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

V. Подведение итогов собрания

В завершение родительского собрания используется прием «Сослагательное наклонение». Родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном родительском собрании. Наиболее целесообразны выступления по ролевому принципу: «Если бы я был ведущим родительского собрания...», «Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны...» и др.

В групповой родительский центр предлагаем поместить следующий материал - «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» (приложение А). Данный материал может быть оформлен и в виде памятки для родителей.

Приложение А. Основные причины эмоционального неблагополучия детей

Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной адаптации (неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая конфликтность). К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребенка, пытаются ругать, наказывать, тем самым еще больше усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального неблагополучия.

Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя не укроется подобное обстоятельство. Ведь свое отношение к «домашним проблемам» ребенок обязательно отражает в рассказах о семье, в рисунках, играх.

Например, Алеша, придя в детский сад после выходных дней, всегда говорит о том, что дома ему было очень скучно, родители занимались своими делами, погулять или поиграть с ним им было некогда, и он весь день рисовал, а игра у него не получалась. В группе же Алеша заводила, всегда предлагает темы сов местных игр, участвует в распределении ролей.

Марина очень переживает из-за конфликтов между мамой и папой. Девочка ласковая, добрая, но неуверенная в себе, робкая, стеснительная, часто плачет. Обычно она, прижавшись к любимой воспитательнице, тихонько рассказывает о том, как ей было страшно, когда папа кричал на маму, как ей было маму жалко. Воспитательница успокаивает ее: «Не переживай, Мариночка, мама с папой - взрослые, они сами разберутся, все будет хорошо».

Саша жалуется на то, что его наказывают физически: «Когда у меня буковки не получилось аккуратно писать в тетради, папа сказал, что я - бестолочь, и обещал ремня всыпать». Опять на помощь приходит педагог: «Ты научишься хорошо буковки писать, и когда папа придет за тобой, мы покажем ему тетрадку».

Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т. е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны близких взрослых.

Например, Маша на вопрос о том, какая она девочка, отвечает: «Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вообще-то, мама думает, что я плохая».

Женя так характеризует себя: «Папа часто меня ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо себя веду, а немного плохо, но я хороший».

Анжелика говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда ей помогаю - я хорошая девочка, а когда нет - плохая».

В-третьих, для «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности (реже - пониженный, носящий компенсаторный характер). Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.

Вот как описывает воспитатель проявление тревожности у детей: «Рома всегда сомневается в себе и своих силах. Никогда не участвует в игре в главных ролях, он вообще опасается того, что его не примут в игру. Всегда думает, что у него не получится рисунок, аппликация. И даже если результат налицо, обычно недоволен им. Если ребята скажут ему что-то обидное, сразу же плачет.

Марина чрезвычайно боязлива, подвержена разнообразным страхам. Часто испытывает чувство тревоги за себя, своих близких. В течение дня несколько раз подходит с вопросами: "А за мной точно мама придет? А я буду играть с ребятами на улице?"»

Приложение Б. Методы выявления эмоциональных нарушений у дошкольников

1. Детский рисунок" на тему «Моя семья» - для определения характера внутрисемейных взаимоотношений. Рисование на тему «Моя семья» - известная проективная методика, по которой психолог работает индивидуально с каждым ребенком. При этом фиксируются все проявления детей в процессе рисования (спонтанные высказывания, паузы, разновидности штриховки во время изображения различных объектов). Педагог проводит рисование с подгруппой дошкольников (не более 10-12 человек) в свободное время. Важно правильно разместить детей: они должны сидеть достаточно изолированно друг от друга - каждый за своим столом. Детям предлагаются чистые листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель дает следующую инструкцию: «Нарисуйте цветными карандашами свою семью, кто как может». При этом педагог, наблюдая за действиями детей, отмечает, сразу или несколько помедлив начал работать ребенок и в какой последовательности он рисует членов семьи. После выполнения задания проводится краткая беседа с каждым ребенком: кого он изобразил; что делают эти люди на рисунке; кого из членов семьи он не нарисовал и по каким причинам.

Анализ рисунков детей осуществляется по следующим параметрам.

• Цветовая характеристика (всего рисунка и каждого персонажа в отдельности). Преобладание ярких светлых тонов говорит о позитивном восприятии данного члена семьи; темных, мрачных тонов - о негативном.

• Пространственное расположение персонажей (показатель эмоциональной близости). Здесь необходимо рассмотреть, как размещены члены семьи относительно друг друга: рядом, взявшись за руки, образуют диады или триады; рядом, но не вместе, есть промежутки; отделены барьерами, неодушевленными предметами.

• Состав изображенной семьи (соответствует реальному составу; уменьшен за счет исключения каких-либо членов семьи; увеличен за счет «введения» в семью воспитателя, друзей, животных). Отсутствие какого-либо члена семьи выражает стремление «избавиться» от него в эмоциональном плане; введение дополнительных членов также свидетельствует о недостаточной удовлетворенности ребенка общением с окружающими его дома людьми.

• Величина изображенных персонажей: кто доминирует (возвышается), кто «занижен» (неправдоподобно мал). Если ребенок рисует себя большим, то можно предполагать, что он преувеличивает свою значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это говорит о его неуверенности в себе.

Проанализировав все данные, воспитатель получает сведения о восприятии детьми домашней атмосферы и своего места в семье. Необходимо отметить, что этот анализ не может быть «истиной в последней инстанции» и ни в коем случае не должен быть использован педагогом в работе «против родителей».

Во-первых, следует помнить, что результат изображения детьми своей семьи может зависеть от разных причин: их настроения, самочувствия, взаимоотношений с родителями на данный период времени, даже от изобразительных навыков ребенка.

Во-вторых, желательно провести рисование на тему «Моя семья» повторно и сделать сравнительный анализ рисунков.

В-третьих, важно понимать, что эта методика - проективная, т. е. ее результатом являются не научные факты, подтвержденные цифрами, а лишь предположения, зависящие в известной мере от того, кто интерпретирует рисунок.

Главное - не следует забывать, что ваша цель не конфронтация, а сотрудничество с родителями, даже если очевидно явное эмоциональное неблагополучие ребенка, выраженное в рисунке. Поэтому первые результаты рисования (особенно отрицательные) лучше не доносить до сведения родителей, а дополнить их другими методами исследования эмоционального состояния ребенка.

2. Методика «Лесенка» - для определения самооценки и ожидаемой оценки ребенка от взрослого. Это модификация известной методики Дембо-Рубинштейн «Самооценочные шкалы». Мы берем только одну шкалу с комплексным описанием качеств (хороший, умный, добрый и др.). Шкала представляет собой «лесенку», состоящую из шести ступенек, окрашенных в различные цвета: от темных внизу, «где живут плохие дети», до ярких, радостных наверху, «где живут самые хорошие дети».

Проведение этой методики не представляет особого труда и может осуществляться воспитателем в свободное время индивидуально с каждым ребенком. Дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эту лесенку, на самой нижней ступеньке живут очень плохие дети, на второй - чуть получше, но тоже плохие, на третьей - неплохие дети, на четвертой - хорошие, на пятой - очень хорошие, а на шестой - самые лучшие, самые умные и самые добрые дети. На какой ступеньке живешь ты? На какую ступеньку тебя поставила бы мама? На какую ступеньку тебя поставил бы воспитатель? Лучший друг? Объясни свои действия».

Ответы детей записываются, подсчитываются (в виде условных единиц) по 6-балльной шкале. Полученные результаты, позволяющие сделать вывод об эмоциональном состоянии ребенка, дают материал для бесед с родителями.

3. «Шкала тревожности» - для наиболее полного определения характера эмоциональных нарушений у детей. Обычно эта методика используются педагогами-психологами индивидуально с каждым ребенком, и полученные данные требуют большого количества времени для их обработки. Предлагается воспитателям упрощенный вариант проведения теста с подгруппой детей. Цель - получение фактического материала, подтверждающего наличие эмоциональных трудностей у детей.

Каждый ребенок садится за отдельный стол и получает набор из трех цветных карточек: красной, зеленой и голубой. Воспитатель дает инструкцию: «Я буду рассказывать о разных случаях, которые происходят в вашей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, даже вызывать у вас страх или беспокойство. Если это событие для вас очень неприятно, то вы покажете мне красную карточку, если неприятно, но не очень, то зеленую, а если этот случай не вызывает у вас никакого страха и беспокойства, то покажете голубую. При этом каждый должен самостоятельно решить, какую карточку ему надо поднять, не обращая внимания на товарищей».

После каждой ситуации педагог отмечает, какого цвета карточку показал каждый ребенок.

В методике используются ситуации трех типов:

1) связанные с проблемами обучения в детском саду и семье;

2) анализирующие представления ребенка о себе;

3) ситуации общения со взрослыми и сверстниками.

Варианты ситуаций

1. Отвечаешь на занятии.

2. Тебя ругает мама или папа.

3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

4. Идешь в гости к незнакомым людям.

5. Остаешься один дома.

6. Сам подходишь к воспитателю с просьбой.

7. Не можешь справиться с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя с другими детьми.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Тебе неожиданно задают вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты правильно и хорошо выполнил работу.

14. С тобой не согласны, спорят.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Воспитатель дает трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Твою работу оценивают дети в группе.

21. Не понимаешь объяснений воспитателя.

22. Дети смеются, когда ты отвечаешь на занятии.

23. Смотришь «ужастики» по телевизору, или тебе рассказывают страшные истории.

24. Думаешь о том, каким ты будешь, когда вырастешь.

25. Непонятно, почему на тебя сердится мама или папа.

26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.

27. На тебя смотрят, когда ты что-то делаешь, играешь.

28. У тебя что-то не получается.

29. Дети с тобой не играют, не хотят дружить.

30. Воспитатель делает тебе замечание на занятии. Таблица для обработки результатов

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная

1

6

7

12

13

18

21

22

26

30

Самооценочная

5

8

9

11

17

19

20

23

24

28

Межличностная

2

3

4

10

14

15

16

25

27

29

Ответы оцениваются в баллах: красная карточка - 3 балла, зеленая - 2, голубая - 0. Подсчитывается сумма баллов по каждому разделу (уровень тревожности по соответствующему виду деятельности) и итоговая сумма по всем разделам (общий уровень тревожности).

Нормальный уровень тревожности колеблется в пределах от 10-15 до 20 баллов.

Особого внимания заслуживают дети, показывающие высокий уровень тревожности (более 20 баллов по одному виду или более 60 в итоге) и дети с низким уровнем тревожности (не превышающим 5 баллов по каждому виду). Высокие баллы свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка (даже вопреки его позитивному самоощущению), что является следствием определенных личностных конфликтов или нарушений в развитии самооценки.

Дети с особо низкими показателями тревожности - «чрезвычайно спокойные» - также требуют особого внимания. Подобная «нечувствительность» носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребенок как бы отгораживается от неприятностей, избегает переживаний. Видимое эмоциональное благополучие в этом случае достигается ценой неадекватного отношения ребенка к действительности.

После обработки материала по «шкале тревожности» воспитатель сопоставляет результаты, полученные на каждого ребенка по всем трем методикам. Анализ этих результатов дает педагогу материал для определения характера эмоциональных нарушений у детей. Кроме того, эти данные подкреплены наблюдениями за поведением детей в группе и предварительными беседами с родителями.

Приложение В. Изучение эмоционального самочувствия ребенка и определение доминирующего стиля воспитания в семье

Вариант 1. Игра «Почта»

Подготовить несколько наборов картинок - изображение членов семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и др.). Педагог задает вопросы, ребенок «отвечает» картинкой (показывает).

10 «писем» об отношении ребенка к членам семьи

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. По этому человеку я скучаю.

4. По этому человеку я не скучаю.

5. По этому человеку я скучаю, люблю играть и читать с ним.

6. Этого человека я иногда боюсь.

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

8. На этого человека я часто сержусь.

9. Этому человеку мне нравится помогать дома.

10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

10 «писем» об отношении членов семьи к ребенку

1. Этот человек меня любит.

2. Этот человек меня не любит.

3. Этот человек всегда веселый.

4. Этот человек всегда на меня сердится и злится.

5. Этот человек всегда меня жалеет.

6. Этот человек меня часто наказывает и ругает.

7. Этот человек часто играет со мной.

8. Этот человек никогда не играет со мной.

9. Этот человек самый добрый и хороший.

10. Этот человек всегда все запрещает мне.

Вариант 2. Анкета для родителей

Цель: выявить представления родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия.

1. С каким настроением ваш(а) сын (дочь) идет в детский сад?

□ с радостным;

□ иногда не хочет;

□ часто отказывается;

□ капризничает;

□ другое __________________

2. В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

□ трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками;

□ привязанность к матери;

□ позднее засыпание вечером;

□ другие причины

3. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения с сотрудниками сада?

а) Благополучно. С кем именно?

□ с воспитателями;

□ с помощником воспитателя;

□ с музыкальным руководителем;

□ с инструктором по физкультуре;

□ с другими специалистами _________________

б) Неблагополучно. С кем именно?

□ с воспитателями;

□ с помощником воспитателя;

□ с музыкальным руководителем;

□ с инструктором по физкультуре;

□ с другими специалистами _______________

в) В чем это выражается?

□ иногда бывают конфликты;

□ обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

□ другое _____________

4. С кем из детей группы ваш ребенок наиболее часто общается? _____________

5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

□ да;

□ нет;

□ иногда.

6. Жалуется ли на сверстников?

□ да;

□ нет;

□ иногда.

Если да, то на что жалуется?

□ дети не принимают в игру;

□ обижают;

□ не хотят дружить;

□ отнимают игрушки;

□ шумят;

□ другое _________________

7. Что вам хотелось бы изменить в отношениях сына (дочери) с ровесниками?  

8. Есть ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

9. Как ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?

10. Какой ваш ребенок в общении с другими детьми?

□ уравновешенный;

□ терпеливый;

□ чуткий;

□ уступчивый;

□ приветливый;

□ вспыльчивый;

□ склонный чаще командовать, чем подчиняться;

□ другой (опишите) ___________________

11. Как, на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

□ прямого влияния не оказывают;

□ благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду.

Приложение Г. Темперамент

Ребенок приходит в мир наделенным врожденными чертами строения организма, но наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности. Изучение этих особенностей - соотношение возбуждения и торможения, их быстроты и силы - позволило выделить четыре типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое. Темперамент определяет динамику психической жизни, становление индивидуальности. В нем своеобразие путей развития каждого ребенка. Под влиянием окружающей среды темперамент может видоизменяться, но в раннем детстве он отчетливо проявляется в поведении ребенка и должен обязательно учитываться воспитателями.

Учет темперамента необходим при организации жизнедеятельности группы, ее среды, начиная с расстановки мебели. Например, для детей-сангвиников - жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных, деятельных, в группе выделяется пространство, где они могут организоваться для подвижных игр. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, для этого в группе имеется спортивный комплекс (качели, канат, кольца). Флегматики - более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение, для них создаются условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединиться. Холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними ставятся новые, по возможности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения. Меланхоликам даем время для сосредоточения, их чаще поощряют и подбадривают.

В свободной самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе партнера по желанию, независимо от темперамента. При этом основная задача воспитателей - разрешение конфликтов, которые могут возникнуть именно из-за несовместимости темпераментов.

Одной из важнейших задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Среди навыков учебной деятельности важное место занимают такие, как умение начинать и заканчивать работу одновременно, работать в едином темпе. Формирование этих навыков зависит от типа темперамента ребенка. Воспитатели должны помочь выпускникам в успешной адаптации к школьному обучению:

• учить ребенка-холерика и ребенка-сангвиника четко соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца. Создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявить выдержку;

• учить ребенка-меланхолика проявлять настойчивость, преодолевать неуверенность в себе. Поощрять инициативу, отмечать его положительные черты, давать ему высказаться;

• вовлекать ребенка-флегматика в активную деятельность, создавать ситуации, способствующие формированию умения сразу включаться в работу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Учить работать в едином темпе и заканчивать работу одновременно со всеми детьми.

Похожие статьи:

Визитка воспитателя детского сада

Родительское собрание - практикум в подготовительной группе

Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка

Родительское собрание в начале года в подготовительной группе «Скоро в школу»

Сценарий зимнего физкультурного досуга для детей старшей группы

Нет комментариев. Ваш будет первым!