Стихи на развитие речи и внимания у дошкольников 5-7 лет

Стихи, считалки и загадки в стихах для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

«Посуда»

На кухне посуда на полке стояла,

А Юля посуду на полке считала:

Тарелки, бокалы, чашки и ложки,

Дуршлаг, сковородка и кошкины плошки,

Розетки, салфетки, стаканы, графины,

Вазы, сервизы и даже кувшины.

Юля считала, но сбилась со счёта,

Вот бесконечная эта работа.

Кто из ребят не умеет считать,

Может название посуды сказать.

(Всего тринадцать наименований.)

(При затруднениях с ответом необходимо повторить считалку.)

«Парк»

Однажды художник по парку гулял

И всё, что он видел, зарисовал:

Аллею из елей зелёных, растущих.

Пышные клумбы пионов цветущих,

Дорожки, скамейки, лужайки, газоны,

Фонтаны и арки, с цветами вазоны,

Озеро с утками и лебедей,

У берега озера много детей.

Дикими птицами все любовались,

Хлебом кормили их и восхищались.

Художник картину с любовью писал

И всё, что он видел, в сюжет воплощал.

Вопросы:

Что видел художник в парке? (Аллею елей, клумбы пионов, дорожки, скамейки, лужайки, газоны, фонтаны, арки, вазоны, озеро, уток, лебедей, детей.) При затруднениях с ответом необходимо повторить считалку.

О правилах дорожного движения

Я самый яркий, самый строгий,

И как свет мой загорится —

Вы должны остановиться!

(Красный сигнал светофора.)

 

Я цвет травы, я цвет листвы,

Я самый добрый, безопасный.

И если встречусь на пути —

Дорогу можешь перейти.

(Зелёный сигнал светофора.)

 

Роль моя особая:

Между красным и зелёным

Загорится этот свет,

Приготовься, жди спокойно,

Это мудрый вам совет.

(Жёлтый сигнал светофора.)

 

Хоть я «зеброй» называюсь,

Но живу не в зоопарке,

Поперёк большой дороги

Нарисована я ярко.

Белые полоски — надежные в пути —

Помогут вам спокойно дорогу перейти.

(Пешеходная зебра.)

О временах года

На крыше сосульки капелью запели.

В поле и роще снега посерели.

Солнце всё ярче и день подлинней.

Скоро с журчанием проснётся ручей.

Скоро к нам снова грачи прилетят,

Гнёзда построят для деток-грачат.

Проснётся в берлоге от спячки медведь

И будет бока он на солнышке греть.

Скажите, ребята, а знаете вы,

Всё это наступит с приходом... (весны).

 

В лесу ягоды, грибы.

В поле травы и цветы.

В небе солнышко сияет.

А когда это бывает?    (Летом.)

 

Она с дождиком пришла,

Пожелтела вся листва.

Небо тучами покрыла

И поля все оголила.

Целый день дождь поливает.

Дождь гулять нас не пускает.

У ребят сейчас мы спросим,

Что за гостья это?   (Осень.)

 

Она снегом заметает,

Ветром сильным завывает.

То морозом затрещит,

То метелью загудит.

С горки катим ледяной

Мы морозною... (зимой).

 

Выпал беленький пушок.

По пушку бежит Дружок.

След от лапок оставляет.

Хвост о радости виляет.

Видит в первый раз Дружок,

С неба к нам летит... (снежок).

* * *

Все коричневого цвета.

Вырастают в конце лета.

Словно дружные ребята

На пеньке растут... (опята).

* * *

Нос мой — розовый пятак,

Хвостик — закорючка.

Я умею хрюкать так,

Что умчится тучка.

С Винни-Пухом я дружу,

Дружбой нашей дорожу.

Ну, узнал меня, дружок?

Я поросёнок... (Пятачок).

* * *

По грибы она пошла,

В лес далёкий забрела.

Заблудилась, затерялась

И дорогу не нашла.

Видит — в чаще дом стоит.

Дом не заперт, дом открыт.

В доме пусто, есть еда.

Кашу съела. Спать легла.

Вот приходят три медведя:

Папа, мама и сынок —

Медвежонок-колобок.

Загорелись ваши глазки.

Кто узнал героя сказки?

Что же дальше там случилось?

Чем же сказка завершилась?

(Машенька сбегает от медведей и находит дорогу домой.)

* * *

Ботинки, сандалии, кроссовки, сапожки —

Мы всё это носим на маленьких ножках.

От сырости, холода стужи согреют.

Ножки в тепле — и никто не болеет.

Всё по сезону мы обуваем.

Зимою и летом смело гуляем.

Словом каким, друзья, называем

Всё, что на ножки мы обуваем?    (Обувь.)

* * *

Вот ещё одна загадка,

Отгадайте-ка, ребятки.

Всё могу я с ним, друзья,

Если есть он у меня.

Я могу письмо отправить,

Могу с другом говорить,

Фотографии печатать

И могу билет купить.

Любой справочник найду,

Текст любой переведу.

Всё могу там сохранить,

А не нужно — удалить.

Объявление подать

Или что-нибудь продать.

Можно даже покупать,

Можно книги там читать,

Фильмы можно посмотреть,

Караоке можно петь.

Можно новости узнать,

На концерте побывать.

Можно ролики заснять

И странички открывать.

С ним я дома не скучаю,

В игры разные играю.

Никогда с ним скуки нет

Подключаем... (Интернет).

(Компьютер.)

Всем знакомые насекомые. Живые звуки

Стихи с многократным повторением определённых звуковых сочетаний могут использоваться в качестве дидактического материала для автоматизации звуков в речи и на тематических занятиях «Насекомые», «Животные», «Птицы».

Пчёлка

Я пчёлка полосатая:

— Жу-жу, жу-жу, жу-жу.

Меня не беспокойте вы,

А то я укушу.

Люблю я над поляночкой

Жужжать, жужжать, жужжать.

И с кашки ароматной

Нектарчик собирать.

Ромашки луговые

Пленяют красотой,

Меня увидев издали,

Тихонечко постой.

Дела свои я сделаю

И улечу домой.

А вы, ребятки милые,

Любуйтесь красотой.

Кузнечик

Я зелёненький кузнечик,

Цветом я, как огуречик.

Как антенны — два уса,

Насекомых я краса.

Прямокрылое семейство,

Родственников тысяч пять,

Но меня в траве увидев,

Не старайтесь наступать.

Хоть кузнечиков и много,

Каждый вид неповторим.

Стрекотаньем мелодичным

Всех ребят развеселим.

Муха

Наш враг паук

Залез под сук,

Развесив паутины.

Надеясь — много глупых мух

Увязнет в этой тине.

Бабочка моль

Вы все такие разные,

Бесспорно, вы прекрасные.

Одни лишь только бабочки

Приводят в ужас нас.

То моли настоящие,

Серые, летящие.

Чем питаться — всё равно:

Любят шерсть, едят перо,

Мехом могут закусить,

Всё испортить, покрошить.

Чтобы моль не завелась —

Мама нынче убралась.

Всё постирано, проутюжено,

И проветрено, и просушено.

На окно повесим сетки.

Вот и весь порядок, детки!

Может, вам знакомые

Эти насекомые?

Муравьи

На поляне в летний день

Собрались кому не лень.

Как же много здесь знакомых

Шумных, звонких насекомых.

Муравьи одни молчат,

За работою корпят.

Дом большой себе построят,

Двери в доме том закроют.

Чужаков в дом не пускают.

Муравейник охраняют.

Чтоб в лесу спокойно жить —

Дом свой нужно сторожить.

А ребятам надо знать:

Муравейник охранять —

Значит, лесу помогать!

Пояснение. Корпеть — усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь. В данном случае—усердно работать, строить.

Живые звуки

Пёс

— Гав, гав, гав, — рычит мой пёс.

Он ошейник свой принёс.

— Гав, гав, гав, — зовёт гулять.

Как ему мне отказать?

— Гав. гав, гав, — мы на прогулке.

Пёс бежит по закоулкам,

Пёс бежит — и я бегу.

— Гав, гав, гав — я не могу...

Не угнаться за щенком.

Кто хозяин? Я иль он?

Лягушки-квакушки

На болоте в камышах

Много, много лягушат.

— Ква-ква-ква, ква-ква-ква —

Целый вечер до утра

Слышим мы ква-ква, ква-ква.

Громко песенка звучит,

И никто там не молчит.

— Ква-ква-ква — концерт ночной

Сна лишил нас и покоя.

Дружно песенку поют,

Одобрения не ждут.

— Ква-ква-ква, — поют лягушки.

Закрываем плотно ушки.

Дождик сильный — кап-кап-кап.

Все запрыгнули под трап.

— Ква-ква-ква — нас дождь замочит.

— Ква-ква-ква — концерт окончен.

Но без кваканья нам скучно,

Пусть они поют так звучно:

— Ква-ква-ква.

Комар

Вдалеке комар летит,

Тихо песенка звенит:

— З-з-з-з-з-з-з-з-з.

Подлетает ближе, ближе,

Звук его мы чётко слышим:

— З-з-з-з-з-з-з-з-з.

Прямо к уху подлетел,

Звонко, звонко зазвенел:

— З-з-з-з-з-з-з-з-з.

Пчела

Пчёлка на цветок присела,

Звонким голосом запела:

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

В лапки мёда набирает

И жужжать всё продолжает:

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Много мёда собрала,

Ох и ноша тяжела:

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Пчёлка в улей полетела

И дорогою всё пела:

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Эта песенка о том,

Как приятно видеть дом:

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

В доме сладком аромат.

У пчелы медовый склад.

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Мышка

Зашуршала мышка в норке:

— Шур-шур-шур,

Здесь нет ни корки.

А мышонок — пи-пи-пи.

Мама-мышка — спи, спи, спи.

Лучше ляг ты на бочок,

Спи спокойно и молчок.

Ну, а я пойду в кладовку,

Если дверь не заперта.

Принесу тебе я сыра,

Если рядом нет кота.

Мама-утка, семь утят

Начался утиный день,

Крякать уточкам не лень:

— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Мама-утка, семь утят

К озеру гуськом спешат:

— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Мама-утка, семь утят

Поиграть в воде хотят:

— Буль-буль-буль, буль-буль-буль.

Вот не видно головы,

Только лапки и хвосты:

— Буль-буль-буль, буль-буль-буль.

Мама-утка, семь утят

Меж собою говорят:

— Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Искупались мы не зря.

Мы водичкою умылись,

Наигрались, нарезвились

Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Мы водичкой напились,

И обратно собрались.

Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

А хозяйка у ворот

Всех утят встречать идёт.

Вот утят пересчитала:

— Нет, никто здесь не пропал,

Нет, никто здесь не отстал.

Мама-утка, семь утят

Всей командой есть хотят:

— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Всех хозяйка покормила,

Хлеб в кормушку накрошила.

Мама-утка, семь утят

Ей спасибо говорят:

— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

Мама-утка, семь утят

Больше крякать не хотят.

Пусть спокойно ночью спят.

Отдых нужен для утят.

Воробьи

На карнизе воробей

Собирал своих друзей:

— Чик-чирик, чик-чирик, —

Раздаётся птичий крик.

Приглашение услышав,

Все друзья спешат под крышу.

На карнизе разместились

И чирикать навострились.

Ещё громче: «Чик-чирик», —

Раздаётся птичий крик.

— Чик-чирик, чик-чирик.

И заполнил птичий хор

Звуками просторный двор:

— Чик-чирик, чик-чирик.

До обеда хор звучал,

Пока дождик не настал.

От дождя все улетели,

Под дождём петь не хотели.

После дождика опять

Хор продолжил выступать:

— Чик-чирик, чик-чирик, —

Раздаётся птичий крик.

Гимн математике

Тематические стихи можно использовать на занятиях по математике и различных мероприятиях.

Математика — наука,

Кто сказал, что это скука?

Математика — царица,

Всем ребятам пригодится!

 

Чтобы маме позвонить,

Номер надо уточнить.

Чтобы в школу не проспать.

Цифры надо точно знать.

 

Надо кошку покормить —

Сколько молока налить?

Может, литр или два?

Кругом ходит голова...

 

Инженерам и врачам,

Педагогам и ткачам

Математика нужна,

Математика важна!

 

Глубину морей, озёр.

Высоту Кавказских гор —

Всё сумеем мы измерить,

Если будем твёрдо верить:

Математика — царица

Всем нам очень пригодится!

 

Если хочешь умным стать,

Надо хорошо считать,

Цифры, знаки полюбить,

С математикой дружить.

 

Время зря не трать, дружок,

Приходи на наш урок!

Семь цветных карандашей для весёлых малышей

Тематические стихи можно использовать на занятиях по ИЗО и различных мероприятиях.

Вот «простой» наш карандаш —

Он помощник первый наш.

Прежде чем закрасить цветом,

Нарисуем силуэты:

Домик, речку, лес густой

Нарисует нам «простой».

 

Не увидишь белый цвет

На бумаге — нет, нет, нет.

Белый может рисовать.

Если фон другой нам взять.

Нарисуем зимний лес

И сугробы до небес.

 

Красный — яркий, как огонь.

Ты огонь рукой не тронь.

Ярко-красный карандаш —

Он костёр раскрасит наш.

 

А оранжевый дружок

Нарисует нам кружок.

Лучики к нему добавим,

Солнышко светить заставим.

 

Жёлтый — осенью король,

У него большая роль:

Листья выкрасит он вмиг,

Ему не нужен черновик.

 

Вот зелёный карандаш

Нарисует нам пейзаж.

Лес, долины и холмы —

Все раскрасить сможем мы.

 

Карандаш возьму я синий,

Нарисую зимний иней.

На деревьях, проводах

Он сверкает: ах, ах, ах!

 

Чёрный:

— Меня не очень любят дети,

Ведь я чернее всех на свете.

Нарисую я дорожку

И на ней большую кошку.

 

Все стихи перечитали,

О семи цветах узнали.

Чтобы лучше цвет узнать,

Нужно много рисовать!

А теперь скажи ответ:

Что закрасит этот цвет?

(Красный — огонь; Зелёный — траву, листья; Синий — море, речку, облака, и т. д.).

Автор: Г. В. Дaвыдoвa

Похожие статьи:

Консультация для родителей средней группы «Развитие речи детей»

Игры на развитие речи детей 3-4-5-6 лет

Консультация для родителей средней группы. Развитие речи детей 4-5 лет

Речь и творчество детей дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие речи в средней группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!