Стихи на развитие речи и внимания у дошкольников 5-7 лет
Стихи, считалки и загадки в стихах для развития речи у детей старшего дошкольного возраста
«Посуда»
На кухне посуда на полке стояла,
А Юля посуду на полке считала:
Тарелки, бокалы, чашки и ложки,
Дуршлаг, сковородка и кошкины плошки,
Розетки, салфетки, стаканы, графины,
Вазы, сервизы и даже кувшины.
Юля считала, но сбилась со счёта,
Вот бесконечная эта работа.
Кто из ребят не умеет считать,
Может название посуды сказать.
(Всего тринадцать наименований.)
(При затруднениях с ответом необходимо повторить считалку.)
«Парк»
Однажды художник по парку гулял
И всё, что он видел, зарисовал:
Аллею из елей зелёных, растущих.
Пышные клумбы пионов цветущих,
Дорожки, скамейки, лужайки, газоны,
Фонтаны и арки, с цветами вазоны,
Озеро с утками и лебедей,
У берега озера много детей.
Дикими птицами все любовались,
Хлебом кормили их и восхищались.
Художник картину с любовью писал
И всё, что он видел, в сюжет воплощал.
Вопросы:
Что видел художник в парке? (Аллею елей, клумбы пионов, дорожки, скамейки, лужайки, газоны, фонтаны, арки, вазоны, озеро, уток, лебедей, детей.) При затруднениях с ответом необходимо повторить считалку.
О правилах дорожного движения
Я самый яркий, самый строгий,
И как свет мой загорится —
Вы должны остановиться!
(Красный сигнал светофора.)
Я цвет травы, я цвет листвы,
Я самый добрый, безопасный.
И если встречусь на пути —
Дорогу можешь перейти.
(Зелёный сигнал светофора.)
Роль моя особая:
Между красным и зелёным
Загорится этот свет,
Приготовься, жди спокойно,
Это мудрый вам совет.
(Жёлтый сигнал светофора.)
Хоть я «зеброй» называюсь,
Но живу не в зоопарке,
Поперёк большой дороги
Нарисована я ярко.
Белые полоски — надежные в пути —
Помогут вам спокойно дорогу перейти.
(Пешеходная зебра.)
О временах года
На крыше сосульки капелью запели.
В поле и роще снега посерели.
Солнце всё ярче и день подлинней.
Скоро с журчанием проснётся ручей.
Скоро к нам снова грачи прилетят,
Гнёзда построят для деток-грачат.
Проснётся в берлоге от спячки медведь
И будет бока он на солнышке греть.
Скажите, ребята, а знаете вы,
Всё это наступит с приходом... (весны).
В лесу ягоды, грибы.
В поле травы и цветы.
В небе солнышко сияет.
А когда это бывает? (Летом.)
Она с дождиком пришла,
Пожелтела вся листва.
Небо тучами покрыла
И поля все оголила.
Целый день дождь поливает.
Дождь гулять нас не пускает.
У ребят сейчас мы спросим,
Что за гостья это? (Осень.)
Она снегом заметает,
Ветром сильным завывает.
То морозом затрещит,
То метелью загудит.
С горки катим ледяной
Мы морозною... (зимой).
Выпал беленький пушок.
По пушку бежит Дружок.
След от лапок оставляет.
Хвост о радости виляет.
Видит в первый раз Дружок,
С неба к нам летит... (снежок).
* * *
Все коричневого цвета.
Вырастают в конце лета.
Словно дружные ребята
На пеньке растут... (опята).
* * *
Нос мой — розовый пятак,
Хвостик — закорючка.
Я умею хрюкать так,
Что умчится тучка.
С Винни-Пухом я дружу,
Дружбой нашей дорожу.
Ну, узнал меня, дружок?
Я поросёнок... (Пятачок).
* * *
По грибы она пошла,
В лес далёкий забрела.
Заблудилась, затерялась
И дорогу не нашла.
Видит — в чаще дом стоит.
Дом не заперт, дом открыт.
В доме пусто, есть еда.
Кашу съела. Спать легла.
Вот приходят три медведя:
Папа, мама и сынок —
Медвежонок-колобок.
Загорелись ваши глазки.
Кто узнал героя сказки?
Что же дальше там случилось?
Чем же сказка завершилась?
(Машенька сбегает от медведей и находит дорогу домой.)
* * *
Ботинки, сандалии, кроссовки, сапожки —
Мы всё это носим на маленьких ножках.
От сырости, холода стужи согреют.
Ножки в тепле — и никто не болеет.
Всё по сезону мы обуваем.
Зимою и летом смело гуляем.
Словом каким, друзья, называем
Всё, что на ножки мы обуваем? (Обувь.)
* * *
Вот ещё одна загадка,
Отгадайте-ка, ребятки.
Всё могу я с ним, друзья,
Если есть он у меня.
Я могу письмо отправить,
Могу с другом говорить,
Фотографии печатать
И могу билет купить.
Любой справочник найду,
Текст любой переведу.
Всё могу там сохранить,
А не нужно — удалить.
Объявление подать
Или что-нибудь продать.
Можно даже покупать,
Можно книги там читать,
Фильмы можно посмотреть,
Караоке можно петь.
Можно новости узнать,
На концерте побывать.
Можно ролики заснять
И странички открывать.
С ним я дома не скучаю,
В игры разные играю.
Никогда с ним скуки нет
Подключаем... (Интернет).
(Компьютер.)
Всем знакомые насекомые. Живые звуки
Стихи с многократным повторением определённых звуковых сочетаний могут использоваться в качестве дидактического материала для автоматизации звуков в речи и на тематических занятиях «Насекомые», «Животные», «Птицы».
Пчёлка
Я пчёлка полосатая:
— Жу-жу, жу-жу, жу-жу.
Меня не беспокойте вы,
А то я укушу.
Люблю я над поляночкой
Жужжать, жужжать, жужжать.
И с кашки ароматной
Нектарчик собирать.
Ромашки луговые
Пленяют красотой,
Меня увидев издали,
Тихонечко постой.
Дела свои я сделаю
И улечу домой.
А вы, ребятки милые,
Любуйтесь красотой.
Кузнечик
Я зелёненький кузнечик,
Цветом я, как огуречик.
Как антенны — два уса,
Насекомых я краса.
Прямокрылое семейство,
Родственников тысяч пять,
Но меня в траве увидев,
Не старайтесь наступать.
Хоть кузнечиков и много,
Каждый вид неповторим.
Стрекотаньем мелодичным
Всех ребят развеселим.
Муха
Наш враг паук
Залез под сук,
Развесив паутины.
Надеясь — много глупых мух
Увязнет в этой тине.
Бабочка моль
Вы все такие разные,
Бесспорно, вы прекрасные.
Одни лишь только бабочки
Приводят в ужас нас.
То моли настоящие,
Серые, летящие.
Чем питаться — всё равно:
Любят шерсть, едят перо,
Мехом могут закусить,
Всё испортить, покрошить.
Чтобы моль не завелась —
Мама нынче убралась.
Всё постирано, проутюжено,
И проветрено, и просушено.
На окно повесим сетки.
Вот и весь порядок, детки!
Может, вам знакомые
Эти насекомые?
Муравьи
На поляне в летний день
Собрались кому не лень.
Как же много здесь знакомых
Шумных, звонких насекомых.
Муравьи одни молчат,
За работою корпят.
Дом большой себе построят,
Двери в доме том закроют.
Чужаков в дом не пускают.
Муравейник охраняют.
Чтоб в лесу спокойно жить —
Дом свой нужно сторожить.
А ребятам надо знать:
Муравейник охранять —
Значит, лесу помогать!
Пояснение. Корпеть — усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь. В данном случае—усердно работать, строить.
Живые звуки
Пёс
— Гав, гав, гав, — рычит мой пёс.
Он ошейник свой принёс.
— Гав, гав, гав, — зовёт гулять.
Как ему мне отказать?
— Гав. гав, гав, — мы на прогулке.
Пёс бежит по закоулкам,
Пёс бежит — и я бегу.
— Гав, гав, гав — я не могу...
Не угнаться за щенком.
Кто хозяин? Я иль он?
Лягушки-квакушки
На болоте в камышах
Много, много лягушат.
— Ква-ква-ква, ква-ква-ква —
Целый вечер до утра
Слышим мы ква-ква, ква-ква.
Громко песенка звучит,
И никто там не молчит.
— Ква-ква-ква — концерт ночной
Сна лишил нас и покоя.
Дружно песенку поют,
Одобрения не ждут.
— Ква-ква-ква, — поют лягушки.
Закрываем плотно ушки.
Дождик сильный — кап-кап-кап.
Все запрыгнули под трап.
— Ква-ква-ква — нас дождь замочит.
— Ква-ква-ква — концерт окончен.
Но без кваканья нам скучно,
Пусть они поют так звучно:
— Ква-ква-ква.
Комар
Вдалеке комар летит,
Тихо песенка звенит:
— З-з-з-з-з-з-з-з-з.
Подлетает ближе, ближе,
Звук его мы чётко слышим:
— З-з-з-з-з-з-з-з-з.
Прямо к уху подлетел,
Звонко, звонко зазвенел:
— З-з-з-з-з-з-з-з-з.
Пчела
Пчёлка на цветок присела,
Звонким голосом запела:
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
В лапки мёда набирает
И жужжать всё продолжает:
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Много мёда собрала,
Ох и ноша тяжела:
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Пчёлка в улей полетела
И дорогою всё пела:
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Эта песенка о том,
Как приятно видеть дом:
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
В доме сладком аромат.
У пчелы медовый склад.
— Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Мышка
Зашуршала мышка в норке:
— Шур-шур-шур,
Здесь нет ни корки.
А мышонок — пи-пи-пи.
Мама-мышка — спи, спи, спи.
Лучше ляг ты на бочок,
Спи спокойно и молчок.
Ну, а я пойду в кладовку,
Если дверь не заперта.
Принесу тебе я сыра,
Если рядом нет кота.
Мама-утка, семь утят
Начался утиный день,
Крякать уточкам не лень:
— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Мама-утка, семь утят
К озеру гуськом спешат:
— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Мама-утка, семь утят
Поиграть в воде хотят:
— Буль-буль-буль, буль-буль-буль.
Вот не видно головы,
Только лапки и хвосты:
— Буль-буль-буль, буль-буль-буль.
Мама-утка, семь утят
Меж собою говорят:
— Кря-кря-кря, кря-кря-кря,
Искупались мы не зря.
Мы водичкою умылись,
Наигрались, нарезвились
Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Мы водичкой напились,
И обратно собрались.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
А хозяйка у ворот
Всех утят встречать идёт.
Вот утят пересчитала:
— Нет, никто здесь не пропал,
Нет, никто здесь не отстал.
Мама-утка, семь утят
Всей командой есть хотят:
— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Всех хозяйка покормила,
Хлеб в кормушку накрошила.
Мама-утка, семь утят
Ей спасибо говорят:
— Кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Мама-утка, семь утят
Больше крякать не хотят.
Пусть спокойно ночью спят.
Отдых нужен для утят.
Воробьи
На карнизе воробей
Собирал своих друзей:
— Чик-чирик, чик-чирик, —
Раздаётся птичий крик.
Приглашение услышав,
Все друзья спешат под крышу.
На карнизе разместились
И чирикать навострились.
Ещё громче: «Чик-чирик», —
Раздаётся птичий крик.
— Чик-чирик, чик-чирик.
И заполнил птичий хор
Звуками просторный двор:
— Чик-чирик, чик-чирик.
До обеда хор звучал,
Пока дождик не настал.
От дождя все улетели,
Под дождём петь не хотели.
После дождика опять
Хор продолжил выступать:
— Чик-чирик, чик-чирик, —
Раздаётся птичий крик.
Гимн математике
Тематические стихи можно использовать на занятиях по математике и различных мероприятиях.
Математика — наука,
Кто сказал, что это скука?
Математика — царица,
Всем ребятам пригодится!
Чтобы маме позвонить,
Номер надо уточнить.
Чтобы в школу не проспать.
Цифры надо точно знать.
Надо кошку покормить —
Сколько молока налить?
Может, литр или два?
Кругом ходит голова...
Инженерам и врачам,
Педагогам и ткачам
Математика нужна,
Математика важна!
Глубину морей, озёр.
Высоту Кавказских гор —
Всё сумеем мы измерить,
Если будем твёрдо верить:
Математика — царица
Всем нам очень пригодится!
Если хочешь умным стать,
Надо хорошо считать,
Цифры, знаки полюбить,
С математикой дружить.
Время зря не трать, дружок,
Приходи на наш урок!
Семь цветных карандашей для весёлых малышей
Тематические стихи можно использовать на занятиях по ИЗО и различных мероприятиях.
Вот «простой» наш карандаш —
Он помощник первый наш.
Прежде чем закрасить цветом,
Нарисуем силуэты:
Домик, речку, лес густой
Нарисует нам «простой».
Не увидишь белый цвет
На бумаге — нет, нет, нет.
Белый может рисовать.
Если фон другой нам взять.
Нарисуем зимний лес
И сугробы до небес.
Красный — яркий, как огонь.
Ты огонь рукой не тронь.
Ярко-красный карандаш —
Он костёр раскрасит наш.
А оранжевый дружок
Нарисует нам кружок.
Лучики к нему добавим,
Солнышко светить заставим.
Жёлтый — осенью король,
У него большая роль:
Листья выкрасит он вмиг,
Ему не нужен черновик.
Вот зелёный карандаш
Нарисует нам пейзаж.
Лес, долины и холмы —
Все раскрасить сможем мы.
Карандаш возьму я синий,
Нарисую зимний иней.
На деревьях, проводах
Он сверкает: ах, ах, ах!
Чёрный:
— Меня не очень любят дети,
Ведь я чернее всех на свете.
Нарисую я дорожку
И на ней большую кошку.
Все стихи перечитали,
О семи цветах узнали.
Чтобы лучше цвет узнать,
Нужно много рисовать!
А теперь скажи ответ:
Что закрасит этот цвет?
(Красный — огонь; Зелёный — траву, листья; Синий — море, речку, облака, и т. д.).
Автор: Г. В. Дaвыдoвa
Похожие статьи:
Консультация для родителей средней группы «Развитие речи детей»
Игры на развитие речи детей 3-4-5-6 лет
Консультация для родителей средней группы. Развитие речи детей 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!