Консультация для родителей средней группы «Развитие речи детей»
Консультация для родителей детей 4-5 лет «Совершенствование навыка речи»
Быстро время идет. Вот, кажется, еще только вчера мама с папой и другие домашние радовались гулению малыша и его первым словам, кажется, только вчера в «копилке» малыша было не более десятка простейших слов, и все старательно работали над пополнением «копилки», еще вчера ребенок многие слова произносил с искажениями, а сегодня он говорит уже легко, много (маме иной раз думается: сделал бы передышку!) и ясно. Теперь ребенок без проблем может выразить свои нужды, и это существенно облегчило уход за ним. Ребенок может спросить о том, что его интересует, может в общих чертах сказать, о чем он думает, — и это облегчило общение его с мамой и другими членами семьи, обогатило общение. Но навык речи ребенка в возрасте четырех- пяти лет все еще весьма далек от совершенства (справедливости ради, мы должны сказать, что и иные взрослые не могут блеснуть совершенством речи — удовлетворяются использованием десятка слов, да и то после каждого второго слова возникает необходимость тормошить собеседника, увы): и запас слов все еще недостаточно велик, и нет умения правильно оформлять свои мысли, и, возможно, над произношением каких-то звуков еще стоит поработать...
Обратив внимание на речь своего четырех-пятилетнего малыша, мама заметит, что он предпочитает говорить короткими фразами. Это так называемый телеграфный стиль. Иной раз ребенку приходится подкреплять сказанное жестами — чтобы его лучше поняли. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения ребенку этого возраста не по силам, да, пожалуй, малыша еще
То, что речь ребенка еще весьма несовершенна, не должно огорчать маму; он ведь еще даже не в середине пути, и все вершины у него впереди. Над речью ребенка мама должна работать — каждодневно и неустанно. С ребенком нужно постоянно разговаривать — это единственный способ развития навыка. Причем разговор маме необходимо выстраивать таким образом, чтобы побольше говорил ребенок — чтобы он рассказывал, описывал, делился впечатлениями, а не ограничивался однословными ответами на поставленные вопросы. Важно, чтобы ребенок при разговоре использовал инструмент речи максимально, чтобы ребенок чувствовал недостаточное развитие навыка; это чувство побудит его искать новые слова для выражения мыслей, для передачи впечатлений, и он будет активнее пользоваться имеющимся запасом слов, будет активнее пополнять его. Для того же, чтобы малыш живее участвовал в разговоре, его нужно разговором заинтересовать. Мама хорошо знает своего ребенка, и она легко найдет тему, ему интересную. Как правило, дети охотно говорят о героях мультфильма, который только что посмотрели, о героях сказки, которую только что рассказала (прочитала) мама, о взаимоотношениях с другими детьми — во дворе, в детском садике, о животных, о новой игрушке (особенно охотно малыш говорит о той игрушке, о которой мечтает) и т. д. Очень разумно поступают мамы, играющие с ребенком в простую игру, которую можно было бы назвать «продолжение сказки»: рассказав ребенку сказку и заинтересовав его, они предлагают ему придумать и рассказать продолжение. Редкие дети отказываются от этой игры, которая развивает не только речь, развиваются и творческие способности, фантазия ребенка.
Следует по возможности активнее обогащать словарный запас малыша. Чем больше будет этот запас, тем проще будет ребенку выражать свои мысли и тем точнее эти мысли будут выражены. Но взрослым невозможно обогатить словарный запас ребенка, не работая активно над собственным словарным запасом, не употребляя новых редких слов; если ребенок изо дня в день будет
Особое внимание хочется уделить междометиям и так называемым словам-паразитам: «ага», «это», «оно», «ну» и т. д. Очень часто ребенок использует их просто для связи слов в предложении, потому что другие связки ему неведомы. Но ребенок практически ничего не выдумывает сам — в том, что касается манеры говорить и лексики. Если он употребляет подобные слова, значит, он их слышит, причем слышит достаточно регулярно, раз считает их употребление нормой. Конечно, нужно его поправлять, но задумайтесь: вот вы его одергиваете, может быть, даже сердито, а он не понимает, что происходит — да ведь папа и мама сами так говорят!
У нормально развивающегося четырех-пятилетнего ребенка должно быть хорошее произношение. Если ребенок еще не всегда говорит четко, если он неправильно произносит какие-либо звуки, мама может считать, что у нее есть основания обратиться за советом к специалисту — логопеду. Не следует затягивать с консультацией, а ждать, что произношение исправится само, попросту недопустимо. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Никаких замен на звуки более легкие уже не должно оставаться, и время теперь может работать против вас: неправильное произношение закрепляется и его будет труднее исправлять. Чем раньше логопед побеседует с ребенком, чем раньше даст рекомендации (возможно, понадобятся регулярные занятия), тем скорее можно будет избавиться от дефекта речи.
Как слышит, так и говорит
Зачастую причиной нарушения речи может быть нарушение слуха: ребенок говорит так, как слышит; если, к примеру, он не слышит звонких или шипящих звуков, он этих звуков и не будет произносить. Поэтому, если у ребенка есть то или иное нарушение речи, родители должны обязательно обратить внимание на его слух.
При нормальном слухе ребенок слышит шепотную речь с расстояния шести метров и более. Зная об этом, мама легко может установить, соответствует слух ее малыша норме или не соответствует. В домашних условиях можно проверить слух у ребенка, когда тот занят игрой. Мама должна отойти от малыша не менее чем на шесть метров и позвать его шепотом по имени — позвать несколько раз, поскольку нельзя исключить, что ребенок, увлеченный игрой, просто не обращает внимания на шепот, хотя и слышит его. Если ребенок все-таки не реагирует, маме следует подойти чуть ближе и опять позвать его несколько раз. Так приближаться и звать малыша нужно до тех пор, пока он не обернется на шепот. Более точно состояние слуха у ребенка определит ЛОР-врач детской поликлиники или врач-сурдолог. Если будет установлено нарушение слуха, врач назначит соответствующее лечение.
Похожие статьи:
Игры на развитие речи детей 3-4-5-6 лет
Консультация для родителей средней группы. Развитие речи детей 4-5 лет
Дидактические игры на развитие речи в средней группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!