Игра по экологии для 3 класса

Игра для младших школьников «Брейн-ринг». Тема: Знатоки отчего края

Цели: обобщить представления детей о природе и характерных признаках степной полосы; воспитывать чувство гордости за родной край, развивать желание познавать природу родного края; учить детей вести себя экологически сообразно в окружающей природе; развивать умение работать в команде, воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать мнение оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Ход игры

Дети, заходя в класс, вытаскивают из ящика эмблему (не глядя). Они рассаживаются по командам в зависимости от вида рисунка на полученной эмблеме.

I. Вводная часть.

Ведущий (обращаясь к командам). Наш край богат. Глядя на карту области, мы видим, что границы ее обширны. Это живой организм, в котором реки - кровь, несущая жизнь во все уголки этого организма. На территории нашей области есть разные природные зоны - степь, полупустыня, есть и леса, и, конечно, везде обитают самые разнообразные виды животных. Есть в нашем крае и своя Красная книга, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. И сегодня победит та команда, которая знает наш край лучше других. Эта команда будет носить гордое звание «Знатоки отчего края».

Представление жюри.

II. Игра.

Конкурс 1: «Защита эмблем».

Команды за 1 мин должны определить, что (кто) изображено на эмблеме и почему.

• Орел степной - на эмблеме 1-й команды. Определить птицу можно по форме тела, по «штанишкам» на лапах, заостренной форме клюва. Эта птица представлена на эмблеме потому, что наша область расположена в степной зоне, а степной орел - редкая птица, занесенная в Красную книгу.

• Тополь - уникальное растение. Данный вид деревьев очень много высаживали на территории нашей области. Тополь улавливает газ и пыль, его семена легко распространяются, так как переносятся часто дующими ветрами.

• Тюльпан Шренка - степной первоцвет, очень красивый цветок, занесенный в Красную книгу.

Ответы оцениваются 3 баллами.

Конкурс 2: «Знаете ли вы?».

Вопрос задается всем командам, право ответа у той, которая быстрее нажмет на звуковой сигнал. Время обдумывания - не более 30 с.

• Зачем божьей коровке яркая окраска? (Предупреждение о ядовитости.)

• Чем питаются степные орлы? (Сусликами, полевками.)

• Куда деваются насекомые с наступлением холодов? (Прячутся в коре деревьев, умирают, зимуют в виде личинок.)

• Назовите самое распространенное животное степи. (Суслик)

• Назовите растения, выделяющие фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы. (Черемуха, дуб.)

• Почему стрижи, ласточки и некоторые другие птицы улетают в теплые края? (Они питаются насекомыми, которые в холодное время года исчезают.)

• Какая птица откладывает голубые яйца? (Дрозд.)

• Какая птица поет в полете? (Жаворонок.)

Ответы оцениваются в 1 балл.

Конкурс 3: «Кто это?».

По внешнему виду определить насекомое - жителя нашего края, рассказать об его образе жизни, особенностях внешнего вида. Время выполнения - 1 мин.

• Жук-носорог.

• Богомол.

• Шмель.

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).

Конкурс капитанов.

Для каждого капитана дается задание и время на подготовку ответа (2-3 мин).

• Показать границы области, столицу и назвать самый северный и южный города.

• Назвать и показать крупнейшие реки области.

• Показать водохранилища и озера области, рассказать, чем примечательны.

• Назвать самую высокую и самую низкую точку области.

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).

Конкурс 4: «Определите птицу по голосу».

Проводится, пока капитаны готовятся отвечать.

Используется звукозапись голосов чайки, лебедя, цапли, журавля.

Ответы оцениваются в 1 балл.

Конкурс 5: «Театр природы».

Дети разыгрывают ситуации, команды-соперники отгадывают и пробуют рассказать о своих наблюдениях за данным явлением.

• Дует слабый ветерок - деревья слегка шелестят листьями, дует сильный - деревья раскачиваются и гнутся. (В степной зоне часто дуют ветры-суховеи.)

• Семена прорастают, прокладывая себе путь через почву, постепенно они превращаются во взрослое растение, на них распускаются цветы. (Рассказ о наблюдении за проращиванием семян.)

• Птичьи «мама» и «папа» снуют к гнезду и от гнезда, где сидят их голодные птенчики. Родители без отдыха кормят своих малышей. (Рассказ о наблюдении за заботой птиц о своём потомстве.)

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (с учётом полноты показа и ответа).

Конкурс 6: «Экологические задачи».

Время решения - 1 мин.

• В чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязнили воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевести в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде погибло 20 рыб. Посчитайте, сколько рыб удалось спасти.

• В парке был 61 скворечник, 20 домиков сломались. Ребята починили 5. Сколько сейчас в парке несломанных скворечников?

• В лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса бутылку, которая, выполнив «роль» линзы, стала причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько дубовых деревьев сгорело во время пожара?

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов.

Конкурс 7: «Почему?».

Право ответа - у команды, первой нажавшей на звуковой сигнал. Необходимо объяснить, почему так названо животное или растение.

• Мать-и-мачеха.

• Рябина.

• Скворец.

• Синица.

• Воробей.

Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов (с учётом полноты ответа).

III. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, дети читают стихотворения о природе.

Похожие статьи:

Классный час по экологии, 1-2 класс

Загадки про сад и огород с ответами для младших школьников

Экологическая игра для 1-2 класса

Экологический КВН для начальной школы, 3-4 класс

Экологический праздник в начальной школе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!