Игры соревнования для школьников начальных классов

Подвижные игры для младших школьников

Капуста

Один из игроков — продавец, другой — покупатель. Остальные — «кочаны капусты» — садятся на корточки и руками обхватывают колени. Покупатель подходит к продавцу и спрашивает: «Есть в продаже капуста с хрустом?» — «Есть». — «Можно посмотреть?» — «Можно посмотреть, можно и похрустеть». Покупатель обходит «капусту» сзади и по очереди дотрагивается до «кочанов»: «Этот маленький», «Этот рыхлый», «Этот тоже мне не нравится»... Наконец, он говорит: «Этот подойдёт». Продавец и покупатель приподнимают «кочан» за оба локтя, раскачивают и говорят: «Если кочан хорош, то не разлетится на листья». Если выбранный «кочан» начнёт улыбаться или расцепит руки, он выбывает из игры.

В пещере летучих мышей

Выбираются несколько «летучих мышей» (2 — 4). Все остальные дети становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними мог свободно пройти человек. «Летучим мышам» завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети хлопают в ладоши и хором произносят:

Мыши днём висят в пещере,

Отпирают на ночь двери,

И, пока не день, а ночь,

Вылетают быстро прочь!

Пока дети произносят эти слова и хлопают в ладоши, «летучие мыши» должны успеть вылететь из «пещеры» через «двери» — пространство между игроками — и никого не задеть. Та «летучая мышь» (или «мыши»), которой это удалось, выбирает из стоящих в кругу новую «летучую мышь». Если же не удалось, то она возвращается в «пещеру» уже с другими «летучими мышами», и игра продолжается.

Бесхвостая змея

По считалке выбирается водящий — «бесхвостая змея». Дети стоят в кругу, через одного: мальчик, девочка. Игру начинает водящий, он подходит

к кому-нибудь и говорит:

Я бесхвостая змея,

Потеряла хвостик я,

Трудно без хвоста — ползком,

Хочешь быть моим хвостом?

Если ответ положительный, то тот, кого только что спрашивали, проползает под ногами «змеи» и своей правой рукой берёт левую руку «змеи» через ноги. В случае отрицательного ответа «змея» произносит: «А придётся!» — и «шипит». Игроку всё равно придётся выполнить «проползание». Таким образом, с каждым разом длина «змеи» увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не присоединятся друг к другу.

Примечание: все дети должны быть в спортивных костюмах.

Солнечные зайчики

Дети водят хоровод. Ведущий стоит в центре хоровода и произносит:

Солнечные зайчики

Бегали по крыше.

Опускались зайчики

Ниже-ниже-ниже.

Оказались зайчики

Здесь, и там, и тут. Кто же эти зайчики?

Как же их зовут?

Солнечные зайчики

Водят хоровод,

Девочки и мальчики —

Радостный народ.

Рядом ходит солнышко,

Здесь, и тут, и там.

Солнышко-весёлышко,

Выходи-ка к нам!

Ведущий выбирает, кто из детей будет «солнышком», даёт ему маленькие мячики, а сам покидает центр хоровода. «Солнечные зайчики» водят хоровод вокруг «солнышка» со словами:

Мы солнечные зайчики — радостный народ,

С солнышком-весёлышком мы водим хоровод.

То убежим, то спрячемся,

Нас просто не унять,

Ну, солнышко-весёлышко,

Попробуй нас догнать!

После этих слов «солнышко-весёлышко» пытается осалить «солнечных зайчиков» с помощью своих «лучиков-помощников» — маленьких мячиков. Последний осаленный становится «солнышком-весёлышком», и игра продолжается.

Лошадки

На игровой площадке находятся «стойла» — стулья, поставленные в ряд, которых на два или три меньше, чем «лошадок». Дети располагаются по кругу — это «дорога». Согнув руки в локтях, дети идут по кругу, касаясь коленями ладоней. Ведущий произносит:

По дороге ровной, гладкой,

Цок-цок-цок, идут лошадки.

По хлопку ведущего направление движения меняется. Если ведущий делает два хлопка, дети переходят на бег, так же высоко поднимая колени. Ведущий произносит:

Чок-чок-чок-чок-чок-чок-чок —

Скачет резвый табунок!

В стойла!

По команде «В стойла!» дети занимают места на стульях. Те, кому не хватило места, выходят из игры. Снова убирается два-три стула, и игра проходит дальше по тем же правилам. Побеждает самая ловкая «лошадка».

Ёжик

Для игры необходим мяч (волейбольный, резиновый или даже теннисный). Один из играющих — «ёжик», которого выбирают по считалке:

Ёжик-ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок,

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать!

Ударами ноги «ёжик» гоняет мяч, стараясь задеть им, осалить кого-нибудь из участников игры. Игроки бегают, увёртываются, стараются отскочить и дразнят «ёжика»:

Ёжик-ёжик-ёжик,

Без хвоста и рожек,

Ёжик-ёжик-ёжик,

Ты клубок без ножек.

Кто не увернулся, сам становится «ёжиком». Второй вариант: кого коснулся мяч, выбывает из игры. Во втором варианте победителем считается тот, кто остался последним.

Кот-котище — рыжие усища

Один из детей получает шапочку «кота». Для игры условно отмечается «дом кота», а по сторонам — «норы мышек». Игра начинается с присказки, которую произносит ведущий:

Мышки-мышки, выходите,

Поиграйте, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!

«Мышки вылезают из норок», бегают, приплясывают, хором повторяют слова:

Тра-та-та, тра-та-та,

Нет усатого кота!

«Кот» со своей территории произносит:

Я кот-котище,

Рыжие усища,

Злой-презлой —

Вот какой!

Мяу!

Как только «кот» произнесёт «Мяу!», все «мышки» должны тут же замереть на месте и не двигаться. «Кот» всех «мышек» обходит и забирает к себе тех, которые шевельнулись. Смелые «мышки» за спиной «кота» могут двигаться, но должны замереть, если «кот» повернётся к ним. Забрав «добычу», «кот» уходит в свой «дом», игра начинается сначала и продолжается до тех пор, пока не останутся две-три «мышки», из которых выбирается новый «кот».

Кот и мыши

Для игры небольшую площадку огораживают лестницей, поставленной на ребро, кубами, реечками на стойках — это «норки мышей». Один из детей получает шапочку «кота». Он отходит в сторону и располагается где-нибудь на возвышенности, например, на стуле сидит, подобрав под себя ноги, а «мыши» сидят в своих «норках». Ведущий произносит:

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Может, правда, спит злодей

И не чует здесь мышей?

Дети, услышав эти слова, вылезают из «норок» и проползают по комнате. Ведущий приговаривает:

Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите!

Дети легко, бесшумно бегают. В любой момент «кот» просыпается и с криком «Мяу!» ловит «мышей», которые пытаются спрятаться в своих «норках». «Коту» нужно поймать 3-4 «мышки», затем выбирается другой «кот».

Кошки-мышки

Традиционная игра «Кошки-мышки» пройдёт намного занимательнее, если к ней подобрать стихотворное сопровождение. Ведущий произносит:

Ребятишки-шалунишки,

Поиграем в «Кошки-мышки»?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Молодцы! Капкан готов.

Следующий шаг таков:

Чтобы не было оплошки,

Выберем сначала кошку.

(Выбирают кошку.)

Не забыли, ребятишки,

Что нам надо выбрать мышку?

(Выбирают мышку.)

Правила игры мы знаем:

Мышь от кошки убегает.

Кошке надо мышь догнать,

В лапках крепко удержать.

Мышка, быстро убегай!

Кошка, мышку догоняй!

Многохвостики

Детям завязывают на талии пояса, к которым пришита ворсистая сторона контактной ленты для шитья. К ней на липучки крепятся по 4 разноцветные ленты длиной 30-40 сантиметров. Каждая лента приносит своему обладателю определённое количество очков: синяя — 10, белая — 20, чёрная — 30 и красная — 40. Ведущий приветствует игроков и произносит:

Многохвостики, ура!

Начинается игра!

А хвостов-то сколько разных,

Синих, белых, чёрных, красных!

Чтобы вам их приумножить,

Надо ловким быть, и, может,

У кого-то из многохвостиков

Вырастут новые хвостики.

Дети бегают по площадке, снимая у соперников ленты и прикрепляя их себе сзади на пояс, при этом каждый старается уберечь свои. Минут через пять игра прекращается, игроки подсчитывают результаты, и объявляются победители. Затем хвостики возвращаются к своим владельцам, и игра начинается сначала.

Сильное звено

Все игроки берутся за руки и образуют «цепь», во главе которой находится водящий. Он бегает по разным направлениям, описывает всевозможные фигуры. Водящий может останавливаться и кружиться на месте, обвивая вокруг себя всю «цепь». Перекрученную и завитую «цепь» он должен суметь распутать, иначе он перестаёт быть водящим, и выбирается другой.

Проделав несколько упражнений с «цепью», водящий старается быстрыми и неожиданными поворотами разорвать её. Например, сначала он тянет «цепь» в прямом направлении, потом вдруг круто поворачивает в сторону и назад. При этом последние в «цепи» не удерживаются и отрываются. Или, двигаясь медленно, вдруг делает рывок и разрывает какое-либо звено в «цепи». Игроки, по чьей вине «цепь» разорвалась, выходят из игры, «цепь» же снова соединяется. Игра продолжается до тех пор, пока в «цепи» не останутся самые сильные и внимательные 5-6 игроков, которых водящий не смог «разорвать», они и становятся сильным звеном в «цепи».

Охотник и зайцы

Чертят линию на расстоянии 10-12 метров от игроков — это «лес». Выбирают «охотника». Он отворачивается от игроков. Ведущий игры за спиной охотника показывает любое количество пальцев до пяти и спрашивает: «Столько зайцев?» «Охотник» говорит «да» или «нет». Если он сказал «нет», ведущий показывает за его спиной другое количество пальцев до пяти и снова задаёт этот же вопрос. Таким образом «охотника» можно спрашивать три раза. Когда «охотник» скажет «да», это количество «зайцев» он и будет ловить. Затем ведущий снова показывает любое количество пальцев до десяти и спрашивает: «Столько метров?» «Охотник» отвечает «да» или «нет». И так до трёх раз. Таким образом определяется расстояние, с которого «охотник» побежит за «зайцами».

«Зайцы» выбираются из числа игроков по желанию или по считалке. Они отходят от черты в «лес» на выбранное «охотником» количество метров и берутся за руки. По сигналу ведущего «охотник» поворачивается и догоняет убегающих «зайцев», которые не имеют права расцеплять руки. «Зайцы» считаются пойманными, когда «охотник» осалит любого из них. Если «зайцы» во время бега расцепляют руки до того, как их осалит «охотник», они тоже считаются пойманными. Затем выбирается новый «охотник», и игра продолжается.

В конце игры можно определить самого удачливого охотника — того, кто сумел поймать «зайцев» быстрее других. Здесь уж как кому повезёт. Если «охотник» назвал одного или двух «зайцев» и определил для них расстояние 9-10 метров, то ловить их сложнее, чем, например, пять «зайцев» с 3-4 метров. Игра есть игра.

Рыбачки

Дети привязывают к поясу нитку длиной 1,5 метра с короткой палочкой на конце — это «рыбка». Каждый должен наловить как можно больше «рыбок», т.е. наступить на волочащуюся по земле палочку и оборвать её. «Рыбачок», потерявший «рыбку», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех оборвёт палочек и, ловко увёртываясь, сохранит свою.

Сеть

Дети располагаются по кругу парами друг за другом, лицом к центру. Внутренний круг соединяет руки — это «сеть». Остальные — «мухи». Ведущий говорит:

Во дворе живёт паук,

У него немало рук.

Он работал быстро очень,

И сплести успел до ночи

Паучок такую сеть,

Что поймается медведь!

Мухи, осторожны будьте,

Про опасность не забудьте!

По сигналу ведущего «Мухи!» «сеть» открывается: дети поднимают руки вверх, а «мухи залетают» внутрь круга, кружатся там, «летают» туда-сюда, из круга и опять в круг. По сигналу «Сеть!» внутренний круг опускает руки, и «мухи», не успевшие улететь, выходят за пределы площадки — в «кладовую паука». Сначала «сеть» — первая команда, а «мухи» — вторая. Играют 3 — 4 минуты. Потом меняются ролями. Побеждает команда, которая за одно и то же время поймала больше «мух».

Из пушки — по воробьям

По считалке выбирается «пушкарь». Все остальные игроки — «воробьи», они образуют круг. «Пушкарь» становится в середину и, заложив обе руки за голову, наступает ногою на мяч — «пушечное ядро». Стоя на мяче, он громко говорит:

Воробьи, в пух и прах

Разнесёт вас пушка!

В это время все «воробьи» должны броситься бежать. «Пушкарь» быстро нагибается и хватает «ядро». Схватив его и выпрямившись — но не раньше! — он кричит: «Бах!» «Воробьи» должны моментально остановиться и стоять неподвижно. «Пушкарь» со своего места, где поднял мяч, старается запятнать кого-нибудь. Если он, бросив мяч, ни в кого не попал, игра начинается заново с другим «пушкарём». Если он попал в кого-нибудь, то запятнанный «воробей» считается «убитым», игра продолжается с этим же самым «пушкарём». Побеждает «пушкарь», «убивший» больше «воробьев» за отведённое время.

Иван-царевич и Змей Горыныч

Ведущий становится «Иваном-царевичем», а дети — многоголовым «Змеем Горынычем». Дети становятся в круг, а ведущий находится в центре круга. В руках у него «меч» — сделанный из свёрнутых газет или обоев длинный рулон. Ведущий произносит:

Иван-царевич я. Мой меч

Готов все головы отсечь.

И длинный хвост у Змея

Срубить мой меч сумеет.

Спасайся, Змей! Иду на бой!

Прощайся с первой головой!

«Иван-царевич» взмахивает «мечом». Если взмахи на уровне головы — «Змей Горыныч» должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмахи на уровне ног — «Змей Горыныч» спасает «хвост» (дети подпрыгивают). Кто не успел среагировать, выбывает из игры: «Змей» лишается некоторых «голов» или части «хвоста». Игра идёт до тех пор, пока «Иван-царевич» не одержит победу над «Змеем» — не срубит все его «головы». Затем выбирается новый «Иван-царевич» из числа детей.

Похожие статьи:

Спортивная эстафета для начальных классов. Сценарий

Сюжетные подвижные игры для младших школьников

Спортивные игры для детей 7-10 лет

Подвижные весенние игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры для детей от 6 до 12 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!