Конспект урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи», 3 класс

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Имя прилагательное

Цели: познакомить с новой частью речи - именем прилагательным; развивать умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы; помочь осознать важность собственной работы в коллективе.

Оборудование: карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на продуктивную деятельность. Проверка готовности учащихся к уроку.

Утром солнце рано встаёт,

Лучики тёплые нам подаёт.

Ты же руку другу скорее подай,

Улыбнись, соберись, на вопрос отвечай.

- Я желаю вам успехов в работе!

Гимнастика для пальцев рук

1. Постучать ладошку об ладошку до ощущения легкого тепла.

2. Поработать кистями рук до ощущения легкой усталости.

3. Встряхнуть кисти рук.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

ёж            ёрш              нож             ковш

- Что будем писать на минутке чистописания? (Слова.)

- Что знаете о звуках [ж], [ш]? (Согласные, всегда твёрдые, парные согласные по звонкости-глухости.)

III. Орфографическая минутка (работа в четвёрке).

Учитель раздает учащимся карточки, на которых даны рассыпанные слоги. Один из учеников, сидящий за партой, «собирает» из рассыпанных слов слово и диктует его другому ученику. Затем учащиеся подчеркивают орфограммы.

Карточка 1

мы ка ши

 

Карточка 2

жи лы

 

Карточка 3

шин кув

 

Карточка 4

жи чи ки

Проверка.

Камыши, лыжи, жилы, кувшин, чижики.

IV. Сообщение темы, целей урока.

V. Изучение нового материала.

1. Наблюдение за словами-признаками.

- Отгадайте загадку.

Сама рыжеватая,

Мордочка плутоватая.

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка!

- Кто это? (Лиса.)

- Как в загадке назвали лису? (Плутовка.)

- Почему? (Хитрая.)

- Поговорим о внешнем виде лисы.

Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию с изображением лисы. Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на иллюстрацию.

- Головка какая? (Рыжая.)

- Хвост какой? (Пушистый.)

- Ушки какие? (Маленькие.)

- Нос какой? (Чуткий.)

- Мордочка какая? (Остренькая.)

- На какие вопросы отвечают слова? Что они обозначают? (Ответы учащихся.)

- Для чего нужны имена прилагательные? (Чтобы отличить один предмет от другого, точнее его описать, украсить нашу речь.)

- Запишите предложение в тетрадь: Лиса - хитрое животное. Графически выделите имя прилагательное. (Лиса - хитрое животное.)

- Дайте определение имени прилагательному. (Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное связано с именем существительным.)

Физкультминутка

Зарядка для глаз.

По буквам, по строчкам,

По цифрам и точкам

(Движения глаз слева направо)

Бежали, бежали, бежали

(Ритмичное смыкание глаз)

Устали!

(Остановка движения глаз.)

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Закрыл я глаза - и соседа уж нет!

(Смыкание глаз.)

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти!

(Повороты головы с закрытыми глазами.)

Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

(Открыть глаза.)

2. Фронтальная работа.

- Дополните столбики словами.

Что делает?

Какой?

Кто? Что?

рычит

страшный

волк

мяукает

кузнечик

- Что объединяет слова первого столбика? Объясните. (Вопрос, на который отвечает слово, и то, что оно обозначает.)

- Дополните слова-предметы словами-признаками.

Волк какой? (Большой, серый, страшный,... .) Кот какой? (Голодный, маленький, ласковый, ... .) Кузнечик какой? (Зелёный, маленький, ... .)

- Прочитайте слова среднего столбика. Что их объединяет? (Вопрос, на который отвечает слово, и то, что оно обозначает.)

- Как назвать часть речи, которая отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета? (Имя прилагательное.)

- Запишите в тетрадь предложение (по выбору учащихся). Графически выделите имя прилагательное.

Учащиеся выполняют задание.

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

- Почему? (Обозначает признак предмета.)

Проверка.

Физкультминутка

Учитель читает предложения.

Огромный слон шагает. Спит колючий ёж.

Учащиеся, услышав имя существительное, выполняют хлопок над головой в прыжке; глагол - бег на месте; имя прилагательное - приседание.

VI. Закрепление изученного материала (работа в группе).

- Проверим, действительно ли по признакам легко определить предмет?

• Рыжая, маленькая, прыгучая, пушистым хвостом рулит, живёт в дупле, грызёт орешки - это ... (белочка).

• Зелёная, маленькая, прыгучая, болотная ... (лягушка).

• Шуба меховая, коричневая, сам большой, любит мёд, спит всю зиму ... (медведь).

- Попробуйте составить в группах загадки. Используйте изученную часть речи.

Учащиеся составляют загадки, включая в содержание загадки имена прилагательные.

• Белый камушек растаял, на доске следы оставил. (Мел.)

• Белый камень в воде тает. (Сахар.)

• Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды.)

• Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

• Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, с водой не знается.    (Кошка.)

 

• Лежало одеяло, мягкое, белое,

Солнце напекло - одеяло утекло.    (Снег.)

- Запишите загадки в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

Проверка.

- Назовите имена прилагательные. (Белый, белые, горбатый, усатая, полосатая, мягкое, белое.)

VII. Итог урока.

- Поделитесь своим настроением с ребятами. У кого оно хорошее, покажите солнышко. Почему хорошее?

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

- Кого из товарищей в группе вы бы поблагодарили за работу?

Домашнее задание: подготовиться к конкурсу загадок: победит та группа, которая сможет собрать и озвучить самое большое количество загадок, в которых использованы имена прилагательные.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Братья наши меньшие

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Урок литературного чтения на тему Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», 2 класс. Школа России

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Нет комментариев. Ваш будет первым!