Конспект внеурочного занятия по окружающему миру в 4 классе

Внеурочное занятие по окружающему миру для учащихся 4 класса. Тема: Мир игрушек. Волчок и мяч

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей о знакомых с детства игрушках.

2. Развивать познавательный интерес учащихся. Оборудование: волчок, мяч.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия

- Мы продолжаем говорить об игрушках. А о каких, мы узнаем, отгадав загадки.

Он и пляшет, и поёт,

И гудит, как самолёт,

То бежит бегом,

То жужжит жуком.    (Волчок.)

II. Рассказ об игрушке - волчок.

Подумаешь, волчок! Крутится и крутится на одном месте, даже смотреть скучно. Нет, скучно только тому, кто не задумался, почему крутится волчок и не падает. Даже если раскрутить, а потом толкнуть его, он всё равно не упадет, а будет крутиться на одном месте, пока сила будет.

Какая же сила держит волчок на одном месте? Его держит сила инерции.

А почему не падает велосипед, когда едет? Он едет по инерции. Ты, вращая педали, заставляешь колеса по инерции мчаться вперед и не падать. Даже если перестанешь крутить педали, велосипед все равно вперед мчится, пока не ослабеет сила инерции. Велосипедные колеса - это тоже волчки: разогнали их, и не остановить сразу.

Волчок обязательно должен на что-то опираться. Вот и для велосипедных колес опора - земля.

Многим изобретателям, которые наблюдали за детским волчком, пришли в голову гениальные мысли.

Как ты думаешь, почему морской корабль в сильный шторм не падает на бок, а хотя и с трудом, но держится на огромных волнах? Потому что внутри у него устроен большой волчок, который быстро крутится и помогает кораблю держаться на плаву, бороться с высокими волнами и сильным ветром. Ты ведь знаешь, что волчок не падает, когда его толкают.

Вот какая хитрая игрушка - детский волчок.

У него есть еще одно имя, совсем легкомысленное, - юла, то есть вертушка.

Посмотри внимательно на свой волчок. Может быть, и ты придумаешь какой-нибудь прибор или машину, до которой еще никто не додумался.

III. Чтение стихотворения Д. Чиарди «Волчок».

Под стол

Он нырнул,

Забрался под стул,

Пытался

Залезть под шкаф.

Он пел и жужжал,

Звенел и визжал,

Плясал,

На цыпочки встав.

Кружился он так,

Что старый башмак

Сказал под тахтой сапогу:

- Я очень боюсь,

Что сам закружусь,

Смотреть на него не могу.

Но, раз и другой

Качнув головой,

Упал он

На правый бочок.

А кто это был,

Совсем я забыл.

- Мне кажется,

Что волчок!

IV. Отгадывание загадки.

Кинешь в речку - не тонет,

Бьёшь об стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху взлетать.    (Мяч.)

V. Рассказ о мяче.

Мяч - самая древняя и самая любимая игрушка и больших, и маленьких. С одинаковым азартом бегают за мячом, отнимая его у товарищей, и дети, и взрослые, которые в момент игры как будто возвращаются в детство.

Ты, конечно, знаешь много игр с мячом. Но, наверное, не знаешь, что у детей, которые жили две тысячи лет назад, были такие же игры, как у тебя. Разве что немного другими были правила. И мячи отличались от твоего. Но если бы ты увидел такую игру, как эта, например, ты бы сразу сказал, на какие современные игры она похожа.

Вот какая игра в мяч в старину была у индейцев. Друг против друга сражались две деревни. Команды набирались из числа жителей деревни, желающих участвовать в игре. Иногда в одной команде было двести, а то и больше игроков. Попробуй разглядеть мяч в такой толпе!

Игровое поле большое - до двух километров в длину. По краям ставили ворота - два столба с перекладиной вверху. Играть начинали с середины поля и гнали мяч в ворота.

А правила были такие. Ни в коем случае нельзя касаться мяча руками. Он считался священным. Мяч вели клюшкой или ракеткой. Нельзя было толкаться. Игрокам разрешалось перепрыгивать друг через друга, но так, чтобы не задеть перьев на голове. (Индейцы носили головной убор из птичьих перьев.) Если мяч или клюшка неожиданно попадали по лицу, надо было пересилить боль и улыбнуться. Сердиться и тем более плакать считалось недостойным мужчины.

В древности не было звонких резиновых мячиков. Мячи делали из кожи и набивали травой, шили из тряпок, плели из веревок и вытачивали из дерева.

Конечно, если такой мяч попадет по лицу, только очень мужественный человек найдет в себе силы засмеяться, а не заплакать.

VI. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Мяч».

Ускакал от Кати мяч

И пропал куда-то,

Нет нигде его, хоть плачь,

Скрылся, вот беда-то!

 

За диваном, под столом,

В печке, под кроватью

И в углу за сундуком

Мяч свой ищет Катя.

 

Ищет, ищет - не найдет.

А того не знает,

Что Барбос и серый кот

В волейбол играют.

VII. Итог занятия.

- Что вам сегодня понравилось?

- Что запомнилось?

- О чём вы узнали?

- Предложите свою игру с мячом, в которую можно сыграть прямо сейчас.

Похожие статьи:

Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Египетские пирамиды, 4 класс. Окружающий мир

Праздник осени для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!