Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса на тему «Стальной и льняной». Окружающий мир

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся.

2. Расширять кругозор и представления детей об обычных предметах.

Оборудование: набор иголок, образцы ниток, репродукции картин: А. Г. Венецианов «Крестьянская девушка за вышиванием», В. А. Тропинин «За прошивками», «Швея», «Золотошвейка», «Кружевница».

Ход занятия

I. Сообщение темы заседания.

- Сегодня мы поговорим о предметах, которыми мы очень часто пользуемся в нашей жизни. А о каких именно, вы узнаете, отгадав загадку.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.    (Иголка с ниткой.)

- Мало кто задумывается, что швейная иголка - одно из самых великих изобретений человечества. Может быть, потому что устроена очень просто. И как раз такую простоту называют гениальной, потому что до неё труднее всего додуматься. А вот имени изобретателя мы никогда не узнаем.

II. Рассказ об истории изобретения иголки и ниток.

История шитья насчитывает уже более 20 тысяч лет. Было время, когда люди жили не в домах, а в пещерах. Спасаясь от холода, они прикрывались шкурами убитых зверей. Но тяжелая шкура скользила и падала с плеч. Тогда человек взял острую рыбью кость, проколол в шкуре с двух сторон дырочки, продел в них узкую ленточку из кожи и завязал ее на плече. Теперь одежда согревала тело и не мешала охотиться.

Так был «сшит» первый «костюм».

Конечно, первобытный человек еще не умел делать иголки, а находил их в природе. Это были острые шипы деревьев и кустарников, кости птиц и рыб. Затем человек догадался в костяной иголке пробить ушко и продеть в него нитку.

Самые первые иголки с ушком, сделанные из камней, костей или рогов животных, были найдены на территориях современной Западной Европы и Средней Азии около 17 тысяч лет назад. В Африке иголками служили толстые жилки пальмовых листьев, к которым привязывались нитки, сделанные также из растений. Считается, что первая стальная иголка была сделана в Китае. Там же, в III веке до нашей эры, придумали наперсток. Племена, населявшие Мавританию (в древности область на северо-западе Африки, западная часть территории современного Алжира и восточная часть территории современного Марокко), донесли эти изобретения на Запад.

В Древней Греции и Древнем Риме пользовались уже изящными иголками из бронзы и железа с загнутым в виде ушка концом для нитки. Массовое производство иголок началось только в XIV веке в Нюрнберге, а потом и в Англии. Самую первую иголку с помощью механизированного производства сделали в 1785 году.

Из проволоки нарезали кусочки нужной длины, калили в горячих печах и выпрямляли. Потом один конец затачивали, а на другом пробивали ушко.

Историческая энциклопедия утверждает, что на территории России костяная иголка с ушком появилась в обиходе человека еще в период позднего палеолита, то есть 19 тысяч лет назад. Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступают современным. Революция в изготовлении иголок произошла в XIV веке, когда было изобретено золочение проволоки.

История российской промышленности иголки началась с 1717 года, когда русские купцы братья Рюмины и Сидор Томилин построили в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне две игольные фабрики. Этими иголками пользовалась бывшая царица, первая жена Петра Первого, Евдокия Федоровна Лопухина, овладевшая ремеслом вышивальщицы в дни почти тридцатилетнего заточения в монастыре в Шлиссельбургской крепости. Об этом она говорила своему внуку Петру Второму при дарении ленты и звезды по случаю ее освобождения: «Я, грешная, низала своими руками». Такая вот длинная история у маленькой швейной иглы. В древности отношение к иголке было священным. Считалось, что она обладает таинственной силой. И позднее, когда иголки научились делать во многих странах, они были дорогими. Их очень берегли.

Учитель показывает коллекцию разных по размеру иголок: как для ручного шитья, так и для швейных машин.

Но для того, чтобы работать иголкой, нужны нитки. Наша одежда сделана из ниток: льняных, шерстяных, шелковых и искусственных.

У некоторых растений, например у льна и конопли, когда они высыхают, верхний слой отшелушивается, и остается прочное волокно. Если его скрутить, получится нитка, которая не лохматится, а после скручивания становится еще прочнее.

Это заметили древние люди. Такой ниткой они сначала связывали звериные шкуры, чтобы удержать их на теле. Из множества скрученных веревочек делали набедренные повязки, похожие на юбки. Их носили и мужчины, и женщины.

Переплетая толстые нити руками, древний человек вязал сети для ловли зверей и рыбы, а потом и простую одежду для себя.

Постепенно древние люди научились вытягивать нитку из шерсти. Скручивали ее уже не руками, а специальной палочкой - веретеном, которое вертели пальцами.

Многие века люди всех стран мира пряли нитки таким древним способом - с помощью веретена и прялки. Пряхой была любая крестьянская девушка. Она должна была напрясть столько ниток, чтобы наткать из них полотна и одеть всю семью. Задача была трудная и медленная. Долгие осенние и зимние вечера проводили женщины за прялкой. Шелковые нити прядут червячки-шелкопряды подобно тому, как паук тянет свою паутину. Вот только паука не смогли приручить, чтобы он прял нити для людей. И он по-прежнему плетет свои сети для мух.

Учитель показывает коллекцию ниток.

- Какая профессия непосредственно связана с иголкой и ниткой? (Портной.)

III. Чтение стихотворения о портном и о нитках.

В тиши, в глуши лесной,

В избушке у ручья

Жил-был медведь-портной,

Поверьте мне, друзья!

Утюг у Мишки был

И острая игла.

Он кошке Мурке сшил

Пальтишко для тепла.

А зайцу Михаил

Отличный сшил кафтан,

Зайчихе подарил

Цветастый сарафан.

А модница лиса

С утра к нему пришла

И целых три часа

Гляделась в зеркала.

- Быть рыжей не хочу! -

Лисица говорит, -

Ты мне подай парчу,

Что серебром горит!

И в серебристый мех

Он разодел лису

И удивил он всех,

Кто жил у нас в лесу.

М. Лифшиц

 

НИТКИ

Моток худеет с каждым днем,

И все твердят с испугом,

Что не заботится о нем

Игла, его подруга.

Она лишь тянет из него,

Все промотать готова.

А он молчит - и ничего,

Молчит - и хоть бы слово!

Какой скандал, какой позор!

Бедняга еле дышит.

Но посмотрите: вот узор

На белом поле вышит.

Салфетка привлекает глаз

И украшает полку.

Да, очевидно, в добрый час

Сошлись моток с иголкой.

Ф. Кривин

IV. Работа с картинами художников.

- Хорошие портные всегда были нужны людям. Они создавали одежду, придумывали модные фасоны. Скольких известных художников вдохновила неустанная труженица - швея. Вот некоторые картины (учитель демонстрирует репродукции картин или показывает их в компьютерном варианте):

• А. Г. Венецианов «Крестьянская девушка за вышиванием»;

• В. А. Тропинин «За прошивками», «Швея», «Золотошвейка», «Кружевница».

V. Работа с пословицей.

- Иголка - этот простой предмет - прочно вошла в наш быт, став символом настоящего трудолюбия. «Иглой да бороной деревня стоит», - говорили в старину.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

VI. Подведение итогов.

- Что было для вас интересным сегодня?

- Что особенно запомнилось?

Похожие статьи:

Праздник осени для младших школьников

Игра «Поле чудес» по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру в 4 классе

Египетские пирамиды, 4 класс. Окружающий мир

Нет комментариев. Ваш будет первым!