Сценарий игровой программы по экологии для младших школьников

Игровая программа по экологическому воспитанию для детей младшего школьного возраста «Колючий бум»

Место проведения: городская площадь.

Оформление: сцена празднично украшена воздушными шарами и цветочными композициями.

Действующие лица: две сестренки-ежихи Ухти и Ахти.

(Звучит веселая музыка, на фоне которой раздается детский плач. На сцену выходят две ежихи. Одна из них, младшая Ахти, играет воздушным шариком в руках, вторая постарше, Ухти, — догоняет ее с детской коляской, в которой находятся яблоки и мягкая игрушка — ежик. Постепенно плач стихает.)

Ухти (кричит вдогонку). Ахти, мама велела слушаться старших! А кто здесь старший? Я! Не убегай от меня далеко! Мы с маленьким Охти не успеваем за тобой!

Ахти (подкидывая мячик). Догоняйте! (Шарик лопается, ежиха говорит с разочарованием.) Ах, вот так всегда! Почему я такая невезучая? Все у меня лопается!

Ухти. Я же тебе говорила — не торопись! Поспешишь — ежа насмешишь!

(Маленькая Ахти «плачет»: из ее глаз брызгают слезы.)

Ухти (достает из коляски большой носовой платок). Ну не плачь, не плачь! (Вытирает платком нос сестренке, обращает ее внимание на собравшихся ребят.) Смотри, смотри, сколько ребят вокруг нас собралось, и никто из них не плачет!

Ахти. Ага, им хорошо! У них нет таких зловредных иголок, как у меня!

Ухти. И вовсе они не зловредные! Просто ты еще очень маленькая и не знаешь, сколько пользы они могут принести!

Ребята! Ведь что для ежа иголки?

Скажите для сестренки.

(Ответы детей.)

Если опасность встает на пути,

На помощь, дружок, ты звать не спеши.

Свернись же клубочком, ведь ты не сверчок!

Одни лишь... (иголки), не взять за бочок!

(Обращаясь к Ахти). Но помни, Ахти, иголки выставлять нужно только перед врагами, а друзей встречают, распахнув объятия. Давай вместе с ребятами потренируемся! Если я буду называть опасных животных, вы «сворачиваетесь клубочком» (обхватывают руками плечи и опускают голову), а если неопасных — раскрываете свои объятия (разводят руки в стороны).

Приготовьтесь ко встрече с лесными обитателями! Повторяйте все движения за мной!

(На фоне музыки проходит игра.)

Ухти. Однажды большая ежовая семья отправилась на прогулку (все шагают). Откуда ни возьмись, на тропинке появился серый... воробей (раскрывают объятия). Но тревога оказалась ложной, и ежики, расправив плечи, зашагали дальше. Внезапно их внимание привлек шорох в траве. Вся семья увидела... лисью морду (сворачиваются в клубок). Дождавшись, когда минует опасность, ежи пустились наутек. Не разбирая дороги, они катились кубарем вдоль тропинки. Остановившись, чтобы отдышаться, ежи заметили приближающегося... зайца. Ох, и обрадовались же они этой встрече и решили все вместе отправиться в гости к... белке! Но, к сожалению, хозяйки не оказалось дома, зато у дерева их поджидал... медведь. Пришлось, не побывав в гостях, отправиться домой.

Ухти. Ну что, сестренка, усвоила урок?

Ахти.

Об иголках много зная,

Стану я совсем ручная,

Но клубком с колючками

Буду перед злючками!

Ухти. Ну и молодчина же ты у меня! Но иголки ежам нужны не только для защиты.

Если ты нашла в лесу маленький грибочек,

То тебе, сестра моя, не нужен кузовочек.

На колючки нацепи все, что пожелаешь,

Как удобно груз нести, ты тогда узнаешь.

Ахти. Ах, мне так хочется поскорее испытать свои иголки!

Ухти. Ух, какая ты нетерпеливая! Придется тебе помочь.

(Достает из коляски бутафорское яблоко и прикрепляет на голову Ахти.)

Ахти (делая робкие шаги). Как, оказывается, удобно! Мои лапки свободны, и в это время можно заняться чем-нибудь другим.

Ухти. Ты знаешь, Ахти, у меня есть предложение. (Заглядывая в коляску.) Пока Охти сладко дремлет, мы вместе с ребятами соберем нам на обед грибы.

Ахти. И кому их поместим на спинку? У меня уже место занято!

Ухти. Не беспокойся! С минуты на минуту к нам прибудут братья, а ребята помогут им поместить на иголки грибные шляпки.

(На сцену выносят подставки из пенопласта с воткнутыми в них пластмассовыми палочками от воздушных шаров и шляпы — головные уборы.)

Ахти. Наверно, помощники нужны нам быстрые и ловкие? Правда, Ухти?

Ухти. Конечно, какая ты смышленая! Все на лету схватываешь! Придется нам выбирать, ведь столько желающих!

Ахти. Ежу понятно! (Задумавшись.) Придумала! Кто поймает шляпку гриба, выходит к нам на полянку.

(Звучит музыка. Ежихи бросают зрителям шесть шляп. Поймавшие их выходят на сцену и образуют две команды.)

Ухти. Ребята! Накиньте на «ежа» грибную шляпку так, чтобы она зацепилась на «иголках». На чьем «ежике» больше окажется грибов, те и получат от нас подарок за помощь.

(Музыка. Игра. Подведение итогов. В то время, когда участники спускаются со сцены, раздается детский плач.)

Ухти. Мы так увлеклись работой, что разбудили своим шумом Охти. (Достает из коляски ежонка и качает его. Ахти помогает сестре и сюсюкается с малышом. Плач не прекращается.) Придется опять обращаться к ребятам за помощью.

(Спускаются к ребятам.)

Ахти. Кто желает покачать нашего малютку?

(Передает «малыша» на руки желающим. Плач прекращается.)

Ухти (обращаясь к зрителю). Да ты прирожденная нянька! Поднимайся к нам на полянку, а малыша передай своему соседу!

(Если снова звучит детский плач, зритель передает ежонка следующему, а «неудачную няньку» награждают яблоком. Если плач смолкает, участник поднимается на сцену.)

Ухти. По-моему, малыш проголодался! Чем будем его кормить? (Ответы участников.) Правильно, ежи очень любят молоко! Получите бутылочки с детским питанием!

(Музыка. Выносят каждому участнику брызгалку с водой.)

Ахти. Доверить кормление мы можем не каждому!

Ухти. Правильно! А только тому...

Ахти. ...кто дальше стрельнет из «бутылочки».

Ухти. Не совсем так, но пусть будет по-твоему!

(Звучит музыка. Участники поочередно пускают в сторону зрителей струю воды из бутылки. Выявляется победитель. Он награждается призом и получает на руки ежонка Охти.)

Ахти. Ну вот, Охти поел, теперь может и поспать, если ты его укачаешь.

Ухти. Спой ему колыбельную!

(Победитель поет несколько строк. Звучит фонограмма «Храп».)

Ахти. Все-все-все! Хватит, а то ты всех усыпишь!

Ухти. Спасибо нашим нянькам! Как Охти проснется, мы снова позовем вас.

(Общее награждение участников.)

Ахти (увидев «бабочку»-бант на голове зрительницы ). Ухти, смотри, какая красивая бабочка! Сейчас я ее поймаю! (Визжит от удовольствия.)

Ухти. Тише, тише! Охти разбудишь!

Ахти (не реагируя на замечание). Где мой сачок? Тут столько бабочек! (Капризничает.) Хочу бабочку! Хочу бабочку!

Ухти. Вот непослушный ребенок! Тебя всегда надо держать в ежовых рукавицах!

Ахти. Да у тебя не получится, ведь ты же самая добрая колючка в нашем лесу!

(Звучит музыка. Ахти, взяв сачок, идет к зрителям и «ловит» будущих участников для следующего конкурса.)

Ухти. Уважаемые «пойманные бабочки»! Поднимайтесь к нам на полянку!

(Музыка. Участники выходят на сцену.)

Ухти. Ахти, ты поймала себе строгих воспитателей, и ежовые рукавицы у них всегда при себе!

(Музыка. Выносят одну из «ежовых рукавиц» — рабочую рукавицу со вставленными гвоздями — и каждому участнику по шарику.)

Ахти. Я больше не буду!

Ухти. Хорошо, посиди пока в сторонке, а мы опробуем известные методы воспитания!

Уважаемые «воспитатели»! Несмотря на свою строгость, проявите мягкость и доброту. Поочередно примеряя «ежовые рукавицы», подкиньте шарик и поймайте его так, чтобы он не лопнул.

(Музыка. Конкурс. Награждение участников и победителя.)

Ухти. Спасибо вам за воспитание! Надеюсь, Ахти не понадобятся «ежовые рукавицы»!

Ахти. А я и не знала, что ежовыми иголками можно воспитывать! Теперь я всегда буду послушной!

Ухти. Правильно! И не только послушной, но и красивой и опрятной, потому что иголки для ежа — это еще и красивая стильная прическа!

Ахти.

Я знаю-знаю!

Хорошо ежонком быть

И в лесу опрятным слыть.

Не нужны заколки,

Когда торчат иголки!

А у ребят все по-другому. Им приходится каждый день пользоваться расческой или массажной щеткой. А массажная щетка так похожа на нас, ежиков!

(Выносит три разные массажные щетки.)

Ухти (оценивающе смотрит на щетки). Правда, иголок у нас намного больше, ведь каждого ежика защищают около пяти тысяч твердых игл. Интересно, сколько иголок в этих массажных щетках?

Ахти. А это мы сейчас узнаем! Пусть ребята угадают количество иголок в каждой массажке! Угадавшие приводят с собой на полянку друга или подругу.

(Ребята угадывают количество иголок в каждой щетке. Угадавшие поднимаются на сцену.)

Ухти. Скажите, ребята, какая летняя прическа самая модная? (Ответы.) А по-моему, «Ежик»!

Ахти. Соорудите на голове друга прическу с «колючками» при помощи разноцветных резинок! Самый быстрый парикмахер получит приз!

(Игроки разбиваются на пары. Одному участнику каждой пары выдается парик, второму — 10 резиночек для волос. Звучит музыка. Проводится конкурс. Выявляется победитель.)

Ухти. Ух, и классные получились прически! Теперь вас от настоящих ежей не отличить! Звание «Лучший парикмахер» получает... (фамилия, имя).

(Музыка. Награждение участников.)

Ахти. К модной прическе я хочу новое платье!

Ухти.

Нет ничего невозможного!

Ведь жители лесные

Говорят, что мы портные,

Потому что, словно елка,

Мы с рождения в иголках.

Но главный девиз в этом деле: «Семь раз отмерить и только один раз отрезать»!

Ахти. Ах, как интересно! Так хочется быстрее что- нибудь измерить!

Ухти. Для этого тебе надо научиться обращаться с сантиметром, которым обычно пользуются портные.

(Музыка. Ахти получает от Ухти сантиметр и вместе с помощником идет к зрителям. Один край сантиметра держит помощник, а Ахти, разворачивая его до конца, находит участника для следующего конкурса. Аналогично выбирается второй участник. В случае спорного вопроса Ахти угощает яблоками не выбранных для участия детей.)

Ахти. Какой волшебный сантиметр! С его помощью я нашла тех, кто сошьет мне новое платье.

(На фоне музыки участники вместе с Ахти поднимаются на сцену.)

Ухти. Ух, и хитрющая ты, Ахти! Придется организовать настоящее ежовое ателье. Наши помощники впервые оказались в роли портных, поэтому им надо помочь. Давай вынесем готовые детали одежды, которые раскроила наша мама, и попросим ребят скрепить их на манекене иголками.

(Музыка. Выносят два манекена, два набора английских булавок; растягивают веревку, на которой прищепками прикреплены детали одежды.)

Ахти. Не смотрите на мамины выкройки, используйте все, что вам хочется, и тогда у вас получится необычный костюм для меня!

Ухти. Времени на работу очень мало, всего две минуты! Успевайте, пока мама не потеряла свои выкройки!

(Звучит музыка. Проходит конкурс на лучшего портного.)

Ахти (оценивая получившиеся костюмы, обращается к победителю). Этот костюм я оставлю себе, а другой отправлю своему дальнему родственнику — дикобразу.

(Музыка. Награждение участников.)

Ухти. Да, родственников у нас немало, и о каждом можно рассказать интересную историю! Помнишь нашу любимую песенку о родственниках из соседнего леса?

Ахти. О разноцветной семье, что ли?

Ухти. Точно!

Ахти. Ах, я так люблю эту песню!

Ухти. Ребята, слушайте внимательно нашу музыкальную историю и танцуйте вместе с нами!

(Звучит в записи песня «Разноцветная семья» — муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной. Ежихи танцуют. Дети повторяют за ними движения.)

В лесу под сосною густой

Жил ежик с колючей семьей.

И было детишек лишь пять.

Их можно, друзья,

Их можно, друзья,

По пальцам легко сосчитать.

Припев:

Пять детишек, пять носишек,

А колючек — просто тьма!

И совсем не различишь их,

Сложно различить весьма.

Пять детишек, пять мальчишек,

Словно бусинки, глаза,

Пять рубашек, пять манишек.

Кто есть кто? Понять нельзя!

Припев.

Родители путали их,

А как же не путать таких?

И надо их всех воспитать,

Таких вот похожих

Воспитывать сложно,

А их не один — целых пять!

Припев.

Еж-папа идет к мудрецу.

Ежу унывать не к лицу!

И филин-мудрец дал совет

Покрасить ежат

Покрасить ежат,

Покрасить ежат

В разный цвет.

Припев:

Пять детишек, пять носишек,

А колючек — просто тьма!

Разноцветных пять манишек,

Словно радуга сама.

Пять детишек, пять мальчишек

Разноцветная семья.

Под сосною пять братишек,

Словно краски у меня.

Ухта. Ребята, вы — молодцы! Отлично вместе с нами танцевали, но внимательно ли слушали нашу историю?

(Ответы.)

Ахти.

— Сколько было в разноцветной семье ежат? (Пять)

— Кто дал мудрый совет папе-ежу? (Филин)

— Сколько было колючек у пяти ежат? (Тьма)

— Под каким деревом жила разноцветная семья? (Под сосной)

— На что похожи глазки ежат? (На бусинки)

(Музыка. Ответившие на вопросы правильно поднимаются на сцену.)

Ухта (обращаясь к вышедшим на сцену). Ответьте еще на один вопрос: на что похож свернувшийся ежик? (На клубок)

Ахти (вынося клубок ниток с воткнутыми в него пятью спицами). Вот ежик, который постоянно свернут в клубок. У него есть одна счастливая иголка.

Ухти. Выберите каждый себе по игле, и мы узнаем, кто самый везучий.

(Музыка. Дети выбирают спицы. У одной спицы кончик покрашен краской. Выявляется счастливчик. Ему вручается приз, а остальным за участие — яблоки.)

Ахти. Какие, оказывается, ежовые иголки удивительные, столько всего могут!

Ухти. А то! Вот и ребятам наша иголка принесла удачу!

(Победителю вручают приз, а всем участникам — яблоки.)

Ахти. Какая я счастливая, что родилась в ежовой семье!

Ухти. Но теперь-то ты не будешь пенять на свои иголки!

Ахти. Что ты! С сегодняшнего дня я буду их беречь!

Голос в записи. Ахти, Ухти, Охти! Где вы? Пора домой!

Ухти. Ух, и заигрались мы сегодня! Попрощайся с ребятами!

Ахти. До свидания, ребята! Еще увидимся в нашем лесу!

Ухти. Приходите в гости!

(Звучит музыка. Ахти и Ухти, подхватив коляску, покидают сцену.)

Реквизит

1. Детская коляска.

2. Мягкая игрушка — ежик.

3. Авоськи для яблок — 2 шт.

4. Воздушный шарик — 6 шт.

5. Носовой платок большого размера.

6. «Ежи» — 2 шт. (пенопласт с воткнутыми в него палочками для воздушных шаров).

7. Бутафорское яблоко на булавке.

8. Кукольные шляпки — 6 шт.

9. Шляпы для взрослых — 2 шт.

10. Брызгалки с водой — 4 шт.

11. Сачок для бабочек.

12. Резинки для волос — 30 шт.

13. Парики — 3 шт.

14. Стулья — 3 шт.

15. «Ежовые рукавицы» — 1 пара (рабочие рукавицы с воткнутыми в них с изнанки гвоздями).

16. Разнообразные массажные щетки — 3 шт.

17. Сантиметр.

18. Манекен — 2 шт.

19. Бельевая веревка с прищепками, детали одежды, иголочки.

20. Клубок ниток с пятью воткнутыми в него спицами.

Авторы: Турыгина Светлана Вячеславовна, Кашина Наталья Александровна

Похожие статьи:

Экологический КВН для начальной школы, 3-4 класс

Экологическая игра для 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!