Внеклассное мероприятие по эстетическому воспитанию в начальной школе
Беседа для младших школьников с показом мультфильмов и театрализацией «Мир фантазии – мультфильм»
Цели: показать эстетическое и воспитательное значение м/ф для детей; учить любить искусство кинематографии; воспитывать уважение к создателям детского кино.
Оборудование: иллюстрации к мультфильмам, видеоматериал, реквизит к инсценировке.
Действующие лица: ведущий, художник, герои инсценировок, зрители.
Ведущий. В зале гаснет свет. На экране возникает удивительный мир фантазии. Обитатели его - герои любимых детских книг: проказник Карлсон, забавный медвежонок Винни-Пух, мечтательный Крокодил Гена, красавица Белоснежка. Рисованные и кукольные персонажи живут, радуются, грустят, совершают чудеса.
А создают это чудо художники-мультипликаторы. Под их руками оживают персонажи мультфильма. Оживить персонажи совсем непросто. Их создает художник из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для создания десятиминутного фильма требуется 115 тысяч рисунков. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Зрители об этом даже и не подозревают. Но зато какую радость несет встреча с героями мультфильмов! Мультфильм развивает фантазию, воображение, обогащает наш внутренний мир.
Кто любит смотреть мультфильмы?
Дети (хором). Мы! Мы! Мы!
Ведущий. В 1927 году художники Д. Черкес, Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано приступили к созданию первого мультфильма для детей «Сенька Африканец». В основу сценария были положены стихотворные сказки Корнея Чуковского. Героем первого мультфильма является мальчик Сенька, совершивший захватывающее путешествие на воздушном шаре в далекую и загадочную Африку. Художникам много пришлось поработать над тем, чтобы фону и действующим лицам придать яркость, индивидуальность. Успех вдохновил художников, начался расцвет мультипликации. Вышли детские фильмы: «Каток» Д. Черкеса и И. Иванова-Вано, «Тараканище» А. Иванова, «Сказка о соломенном бычке» В. Левандовского. Художники искали все новые приемы работы, чтобы одушевить рисованные персонажи. Разнообразными и выразительными стали жесты, движения, мимика действующих лиц. В начале 30-х годов в кинематограф пришел звук. Он нанес серьезный удар по немому кино. Появление звука в мультипликации было встречено с радостью. В 30-е годы вышли такие мультфильмы: «Блэк энд уайт», «Сказка о царе Дурандае».
С именем Уолта Диснея связана целая эпоха в истории мировой мультипликации. В 1935 г. в Москве проводился первый просмотр американских мультфильмов. На фестивале были показаны фильмы: «Пароход Вилли», «Концерт оркестра», «Три поросенка». Диснею стали подражать. Уже тогда в его студии работали 1500 художников. В основном на экране мелькали постоянные персонажи: мышонок Микки Маус, утенок Дональд. На первых порах «Союзмультфильм» во многом перенял диснеевскую технологию, его стилистику, эстетику, но со временем влияние Диснея ослабело. Мультипликаторы обратились к самобытным произведениям. Появились кукольные мультфильмы. Режиссер А. Птушко создал полнометражный фильм «Новый Гулливер». Затем был создан фильм «Сказка о рыбаке и рыбке» (художник П. Баженов).
В современной мультипликации большое внимание уделяется раскрытию образа, передаче основной мысли через образ.
Во время рассказа демонстрируются увеличенные иллюстрации по мультфильмам из книги «Художники мультфильма».
Художник (ведет рассказ). Демонстрируются иллюстрации: «Как мужик двух генералов прокормил», А. М. Горбачев; «Каникулы Бонифация», Алимов С. А.; «Левша», Тюрин А. Г.; «Балерина на корабле». Б. Д. Корнеев; «Цирк», Урманче И. Б.; «Времена года», Накумов В. Г.; «Про Петрушку», Полетика Т. В.; «Сказка про козла», Курчевский В. В.; «Ну, погоди!», Русаков С. К.; «Чебурашка», Шварцман Л. А.; «Крокодил Гена», Шварцман Л. А.; «Рикки- Тикки-Тави», Жеребчевский М. С.; «Щелкунчик», Гвоздева О. С.; «Малыш и Карлсон», Савченко А. М.
Рассказ по иллюстрациям ведет художник, знающий живопись.
Ведущий. А теперь просмотр мультфильмов.
Демонстрируются следующие мультфильмы: «Конек-Горбунок» (худ. Мильчик Л. И.), «Кто пасется на лугу» (худ. Баринова Г. С.); «Хомяк-молчун» (худ. Носырев Л. В.); «Небылицы в лицах» (худ. Сокольский Г. М.).
Ведущий. Кто видел мультфильм «Котенок Гав»?
Дети. Я! Мы! Интересный мультик.
Мальчик. Мы подготовили по этому мультфильму сценку. А сам мультфильм был создан по рассказам Григория Остера.
Итак,
КОТЕНОК ГАВ
Действующие лица: автор, Соседский кот, Котенок Гав, Большая собака.
Во дворе дом с чердаком. На чердаке живет соседский кот, наблюдая за жизнью двора. Там же обитает рыжий котенок Гав.
Автор. На чердаке жил кот с соседнего двора. Там же появился маленький котенок Гав. Был он рыжего цвета.
Соседский кот (подходит к котенку). Как тебя зовут?
Котенок. Гав!
Соседский кот (чешет спину о трубу). Я бы не советовал тебе с таким именем спускаться во двор. Тебя ждут одни неприятности.
Котенок. Что это за неприятности? И зачем они меня ждут?
Гав спускается вниз, внимательно осматривает все закоулки — нигде их нет. Во двор входит большая собака.
Большая собака (тихо). Вот идет рыжий котенок. Что- то раньше я его не замечала. (Окликает котенка.) Эй ты, рыжий, как тебя зовут?
Котенок. Гав!
Большая собака (удивленно). Что-о-о?!
Котенок. Гав!
Большая собака (со злом). Ах, ты еще и дразнишься? (Гонится за котенком.) Я тебе сейчас поддам!
(Котенок убегает, вскарабкивается на чердак.)
Соседский кот (поучительно). Ну, убедился, что во дворе тебя ждут неприятности?
Котенок. Нет, не убедился. Я их искал, искал и уже было почти совсем нашел, но меня собака прогнала.
Ведущий. А сейчас представляем вашему вниманию еще одну инсценировку.
А.-А. Милн
ВИННИ-ПУХ И ДЕНЬ ЗАБОТ
(Глава, в которой ослик Иа празднует свой день рождения и получает полезные подарки.)
Действующие лица: ослик Иа, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Сова.
В записи звучит минорная мелодия из мультфильма «Винни- Пух и день забот», муз. М. Вайнберга. На сцене появляется печальный ослик Иа.
Иа. Жалкое зрелище! Душераздирающее зрелище! (Печально обходит сцену.) Кошмар! Ну вот! Я так и знал! Я так и думал! С этой стороны ничуть не лучше! А все по какой причине? Какой следует вывод? (За кулисами слышна песня Винни-Пуха. Он появляется на сцене.)
Винни-Пух. Доброе утро, Иа!
Иа. Доброе. Если оно вообще доброе. В чем я лично сомневаюсь.
Винни-Пух. Как поживаешь?
Иа. Не очень, так себе. Я думаю - совсем никак.
Винни-Пух. Почему? Что с тобой?
Иа. Все же не могут...
Винни-Пух. Чего не могут?
Иа. Веселиться, петь, плясать... (Подпрыгивает и поет.) Не беда, да-да-да и т. п.
Винни-Пух (обходит Иа, почесывает в затылке, обнаруживает пропажу хвоста). Ой! Что с ним могло случиться?
Иа. С кем?
Винни-Пух. С твоим хвостом!
Иа. А что с ним?
Винни-Пух. Его нет!
Иа. А ты не ошибся?
Винни-Пух. Хвост или есть, или его нет совсем. Тут нельзя ошибиться.
Иа. А что же там есть?
Винни-Пух. Ничего.
Иа. Не может быть (кружится вокруг себя, пытается посмотреть, найти хвост). Кажется, ты прав.
Винни-Пух. Наверное, ты его где-нибудь оставил, Иа, или его кто-нибудь стащил.
Иа. Впрочем, удивляться не приходится. Этого следовало ожидать. В такой день!
Винни-Пух. Сегод...
Иа. Хотя кого это интересует. Всем наплевать.
Винни-Пух. Твой день рождения?
Иа. Не слушай, Винни-Пух, никому до этого нет дела.
Винни-Пух. В твой день рождения?
Иа. Ну да. Разве не видишь подарки? Именинный пирог, клюква в сахаре и т. д. Разве не видишь?
Винни-Пух (осматривается кругом). Ничего не вижу!
Иа (глубоко вздыхает). Я тоже. Это шутка. Ха-ха! Но я не жалуюсь, не обращай на меня внимания (отходит, отворачивается, вытирает слезы). Я несчастен в свой день рождения. А если все будут несчастны?
Винни-Пух. Стой тут, никуда не уходи! (Убегает.)
Иа вздыхает и уходит в противоположную кулису. На сцене появляется Пятачок, у двери он встречает Винни-Пуха.
Пятачок. Здравствуй, Винни!
Винни-Пух. Привет, Пятачок! Плохие новости. У Иа хвост пропал.
Пятачок. Кто пропал?
Винни-Пух. Хвост у Иа. А у него как раз день рождения. А тут нет ни хвоста, ни подарков. Я решил ему подарить горшочек меда.
Пятачок. Ая подарю ему зеленый воздушный шар!
Винни-Пух. Шар? Воздушный? Это подойдет. Воздушным шариком кого угодно можно утешить. Давай неси его скорее!
Пятачок убегает. Звучит песня Винни-Пуха о меде (муз. М. Вайнберга).
Винни-Пух выносит горшочек с медом, шагает по сцене. В ходе песни начинает есть мед и съедает его весь. Видит, что горшочек пуст.
Винни-Пух. Ой, что я наделал? Что же я теперь подарю Иа?
Думает, почесывает в затылке, неожиданно решает.
Винни-Пух. Я подарю Иа просто горшочек, без меда.
Исчезает за кулисами. На сцене появляется Сова. У нее в руках колокольчик с продетым в него шнурком, напоминающим хвост Иа. Она любуется шнурком. Вдруг тут же оказывается Винни-Пух.
Винни-Пух. Привет, Сова!
Сова. Здравствуй, Винни-Пух! Какие новости?
Винни-Пух (вздыхает). Грустно ужасно. У Иа хвост пропал.
Сова (хохочет). Хвост пропал? Ну и что?
Винни-Пух. Он очень огорчен. У него сегодня день рождения.
Сова. Понятно. А если бы хвост пропал в другой день - никто не заметил бы? А тут?
Винни-Пух. Надо его утешить.
Сова. Ты что-нибудь придумал?
Винни-Пух. Я подарю ему вот этот полезный горшочек.
Сова. Ой! Какой славный горшочек!
Винни-Пух. А что у тебя в руках?
Сова. Красивый шнурок! Правда?
Винни-Пух. Он что-то мне напоминает. Где-то я его видел. Только не помню, где.
Сова. Я нашла его в лесу, на кустике.
Винни-Пух. Где-то я его видел. Он...
Сова. Он был никому не нужен.
Винни-Пух. Нет, он кому-то был нужен.
Сова. Кому?
Винни-Пух. Моему другу Иа. Он был к нему привязан. Если ты подаришь ему этот шнурок, он будет тебе благодарен и счастлив.
Сова. Я так и сделаю!
Винни-Пух и Сова расходятся в разные кулисы.
На сцену выбегает Пятачок, падает, шарик с громом лопается.
Пятачок (рыдает). Что же я теперь подарю Иа на день рождения?
На сцене появляется печальный Иа. Пятачок прячет обрывки шарика за спину.
Пятачок. Доброе утро, Иа!
Иа. Доброе утро, Пятачок. В чем я лично сомневаюсь. Но это неважно.
Пятачок. Поздравляю с днем рождения!
Иа. Как ты сказал? Повтори.
Иа поднимает ухо.
Пятачок. Поздравляю с днем рождения.
Иа. Кого? Меня? С днем рождения?
Пятачок. Я принес тебе подарок.
Иа. Мне? Подарок? Получается, что у меня день рождения?
Пятачок. Только...
Иа. Спасибо, Пятачок. Ты настоящий друг. А что за подарок?
Пятачок. Воздушный шарик.
Иа. Большой, красивый.
Пятачок. Да. Только... я бежал...
Иа. Его еще надувают.
Пятачок. Я хотел его принести поскорее. Я бежал и упал.
Иа. Надеюсь, что ты не ушибся.
Пятачок. Нет. Но шар доп...
Иа. Мой шарик?
Пятачок. Да, вот он (протягивает остатки шара Иа). Поздравляю тебя!
Иа. Это он? Мой шарик? (Пятачок плачет). Спасибо тебе, Пятачок. Я хотел бы узнать, какого цвета он был?
Пятачок. Зеленого.
Иа. Мой любимый цвет. А какого размера?
Пятачок. Примерно с меня.
Иа. Мой любимый размер.
Появляется Винни-Пух с горшочком.
Винни-Пух. Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух.
Иа. Спасибо. Мне уже посчастливилось.
Винни-Пух. Я принес тебе подарок.
Иа. У меня уже есть подарок.
Винни-Пух. Очень полезный подарок. В него можно положить все, что пожелаешь.
Иа. Пожалуй, в него можно положить мой воздушный шарик.
Винни-Пух. Воздушный шарик в такой горшок не влезет. Он слишком большой.
Иа. Это другой не влезет. А мой влезет.
Берет горшочек у Винни-Пуха, кладет в него шарик. Появляется Сова. За спиной она держит шнурок с бантиком.
Сова. Дорогой Иа, в этот знаменательный день я хочу тебе подарить безвозмездно скромный, но полезный подарок. Вот этот шнурок.
Протягивает Иа его хвост.
Иа. Пух, подойди сюда! Примерь мне, пожалуйста, шнурок.
Винни-Пух (пристегивает шнурок-хвост). Он?!
Иа. Он! Мой настоящий собственный хвост!
Пятачок. Ура! Сова нашла хвост!
Сова. Хвост? Это я подарила Иа его собственный хвост?
Все смеются.
В записи звучит «Песня о дне рождения» М. Вайнберга.
Похожие статьи:
День космонавтики 12 апреля в начальной школе. Сценарий
Праздник осени для младших школьников
День здоровья в начальной школе. Сценарий
Сценарий праздника осени в 1-2 классе
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра – путешествие
Нет комментариев. Ваш будет первым!