Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. «Повесть временных лет». Летописец Нестор

Цели: познакомить детей с «Повестью временных лет» летописца Нестора; помочь понять необходимость знания истории, исторических произведений; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, их находить, быстро в них ориентироваться; знание, в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

- анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, карточки со стихотворениями, репродукция картины В. Васнецова «Святой Нестор летописец».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы выразительно, объясните их смысл.

• Книги не говорят, а правду сказывают.

• Одна книга тысячи людей учит.

• Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 8. Прочитайте высказывание о книгах из «Повести временных лет».

— Кто и когда написал эти замечательные слова?

— О чем они свидетельствуют? (О том, что даже тысячу лет назад мудрые люди понимали значение и ценность книги — одного из величайших изобретений человечества.)

— Рассмотрите на иллюстрации в учебнике страницу древнерусской летописи. Что вы можете о ней сказать?

— Что вы узнали о «Повести временных лет»? (Ответы детей.) «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Традиция приписывает авторство «Повести временных лет» монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, жившему в XI - начале XII в.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Святой Нестор летописец». Что вы можете сказать о ней? (Ответы детей.)

В начале 1885 г. Виктор Михайлович Васнецов получает приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. В огромном соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду, отразив основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических Деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился художник над росписью в соборе. Работа была грандиозна (Васнецов выполнил около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников заняла свыше 2000 м2) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX в.

Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора и многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом Руси. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.

Успех васнецовских росписей был огромен. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале XX в. во множестве храмов в России.

— Расскажите, какой материал о летописце Несторе вы подготовили к этому уроку. (Выступления обучающихся.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните содержание урока. Что вам особенно запомнилось?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о своей домашней библиотеке.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

План – конспект урока литературного чтения по ФГОС, 4 класс

Конспекты уроков литературного чтения в 4 классе по ФГОС

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки о животных

Толстой «Детство»

Нет комментариев. Ваш будет первым!