Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Образ природы в литературной сказке

Урок литературного чтения в 1 классе. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки. УМК «Перспектива»

Цели: ознакомить с образом природы в литературной сказке, с произведением В. Сухомлинского «Четыре сестры», с его биографией; учить понимать смысл произведения, выразительно читать; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением литературные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; понимать образ природы в литературной сказке; сочинять сказку.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет В. Сухомлинского, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Кто из вас выучил стихотворение? Прочитайте выразительно.

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку медленно.

Друг за дружкой чередой,

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот —

Спать немедленно зовет. (День и ночь.)

— О чем эта загадка? Что вам помогло отгадать загадку?

— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.

— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.

— Прочитайте загадку с ускорением.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Вы только что читали загадку. Как автор называет день и ночь? (Он называет их братом и сестрой.)

— Что еще в природе вы могли бы объединить в родственные связи? (Предположения детей.)

Как хорошо уметь читать! На каждом уроке литературного чтения мы узнаем что-то новое. Вот и сегодня мы продолжим чтение замечательных произведений, их авторы поделятся с нами своими маленькими открытиями. А также продолжим знакомство с писателями.

V. Работа по теме урока

— Составьте слова из рассыпанных букв. А помогут вам загадки. АВЕНС, ЬНСОЕ, ОТЕЛ, МАЗИ

(Весна, осень, лето, зима.)

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла... (весна).

 

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен, я... (осень).

 

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

 

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Летом.)

— Как вы их отгадали? По каким признакам?

— Как мы можем все слова-отгадки назвать одним словом? (Времена года.)

— В учебнике на с. 80 прочитайте слова Расула Гамзатова.

— Как вы понимаете это высказывание?

— Прочитайте пояснение профессора Самоварова.

(Дети читают сообщение на с. 80.)

— Перед вами портрет В. Сухомлинского. Я расскажу вам об этом человеке.

Материал для учителя

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) — украинский советский педагог. Родился в бедной семье на Украине. До Октябрьской революции отец — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником, активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать Оксана Иудовна была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, еще троих детей — Ивана, Сергея-и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в семилетке с. Васильевка Херсонской 1убернии (1926—1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 г. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 г. прервать учебу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935—1938 гг. он преподает украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 г. вступил в комсомол.

Свое обучение В.А. Сухомлинский продолжил с 1936 по 1938 г. в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем преподавателя этих же предметов средней школ ы. С теплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, — писал Василий Александрович, — выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю — выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

В 1939 г. с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 г. призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 г. был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из урачьского госпиталя с 1942 по 1944 г. работал директором школы поселка Ува Удмуртской ДССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в работе партизанского подполья, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 г. — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 г. до последнего дня своей жизни работал директором средней школы поселка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать. («Четыре сестры».)

Эту сказку сочинили дети в школе, где преподавал знаменитый педагог В. Сухомлинский.

— Как вы думаете, о чем оно может быть?

— Прочитаем и проверим наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

— Ребята, поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.

— О каких сестрах идет речь?

— Найдите и прочитайте описание каждой из сестер.

— К кому в гости пошли сестры?

— Что приготовила для них Осень?

— Что ответила Осень на слова благодарности?

— Что вы можете сказать об этих сестрах? Какие они?

VI. Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте выразительно это произведение.

— Определите его жанр. (Сказка.)

— Докажите, что это сказка.

— Вспомните, на какие две группы делятся сказки. (Народные и авторские.)

— Определите, какая это сказка. (Авторская. Еще ее можно назвать литературной.)

— Придумайте сами разные варианты сказки. Выберите лучший. Не обижайтесь друг на друга. Помните народную мудрость: дружба в делах помощница.

Самое главное, чтобы сказка получилась.

(Дети работают в парах и сочиняют свои варианты сказки.)

VIII. Рефлексия

— Что особенно вас взволновало на уроке?

— Что получалось легко?

— В чем еще чувствуете трудности?

IX. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы сегодня читали?

— Чья сказка вам больше всего понравилась?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

Домашнее задание

Прочитать другие произведения из сборника В. Сухомлинского.

Материал для учителя

Что лучше?

Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.

— Что лучше, — спрашивала она маму, — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?

Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась. В самом деле, разве можно сказать, что лучше: мячик или кукла? Роза или гладиолус?

Но вот однажды девочка спросила:

— Мама, что лучше: сказка или песня?

— А ты подумай, что лучше: солнце или небо? И если ответишь на этот вопрос, тогда и я скажу, что лучше: сказка или песня, — ответила мама.

Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. И невозможно было сказать, что лучше: солнце или небо. Они были прекрасны и неразделимы.

После этого девочка перестала спрашивать, что лучше. Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.

Из сборника В. Сухомлинского

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!