Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Р. Сеф «Чудо». Поговорим о самом главном

Цели: познакомить со стихотворением Р. Сефа; с пословицами, учить понимать смысл пословиц, выразительно читать; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.

Оборудование: выставка проектов по теме «Азбука загадок», выполненных учащимися; иллюстрации по теме урока, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Чтение стихотворений наизусть. Показ иллюстраций. Несколько учеников защищают свои проекты «Азбука загадок». Остальные выступят на следующем уроке — уроке обобщения.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку медленно.

(У детей на столах карточки с загадками.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

— Если бы не было рифмы, как бы вы отгадали загадку?

— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.

— А сейчас наоборот: начните громко, затем все тише и тише.

— Прочитайте загадку с ускорением.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Составьте слово из рассыпанных букв. А поможет вам загадка.

А В И

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

 

А вот еще одна загадка.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

— Как вы ее отгадали? По каким признакам? В каком месяце появляются сережки у березки?

Как хорошо уметь читать! На каждом уроке литературного чтения мы узнаем что-то новое. Вот и сегодня мы продолжим чтение замечательных стихотворений о весне, их авторы поделятся с нами своими маленькими открытиями.

V. Работа по теме урока

— Откройте с. 71. Прочитайте название стихотворения. А что для вас является чудом? (Ответы детей.)

— Кто автор этого стихотворения? (Р. Сеф.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Р. Сефа.)

Материал для учителя

Сеф Роман (Роальд) Семенович (1931—2009) — русский поэт, переводчик.

Родился 6 октября 1931 г. в Москве. Партийная кличка отца-революционера стала фамилией будущего поэта. Судьба Р. Сефа складывалась трагически: отец был расстрелян в 1936 г., мать отправлена в лагерь, Роман и его брат оказались на попечении бабушки.

Стихи Р. Сеф стал складывать рано. Он вспоминает: «Стихи я писал всегда, а точнее с пяти лет. Так случилось, что стали приходить сами собой рифмы, они не давали мне покоя, и однажды, во дворе, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: “Береза ждет мороза!” Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: “Береза ждет мороза!” — “А зачем береза ждет мороза?” — спокойно спросила меня бабушка. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни стихотворение и получил первое редакторское замечание». (Сеф Р. О себе// Сеф Р. Моя песенка. М.: Изд. дом «Прибой», 1996.)

Учился Р. Сеф в МГУ на факультете журналистики. В 1962 г. был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 г. — в Союз писателей СССР, долгое время занимался художественным переводом.

Роман Сеф — автор многих широко известных книг для детей, таких как «Шагают великаны» (1963), «Необычный пешеход» (1965), «Человечек в коробке» (1967), «Моя песенка» (1967), «Если ты не веришь» (1968), «Голубой метеорит» (1969), «Речной трамвай» (1971), «Шоколадный поезд» (1971), «Цирк» (1983), «Ключ от сказки» (1984).

В 1991 г. Р. Сеф стал лауреатом Государственной премии РФ.

Умер поэт 20 февраля 2009 г. в Москве.

— Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.

— О каком чуде говорит автор?

— Прочитайте так, чтобы всех своих слушателей заинтриговать, чтобы всем хотелось узнать, что за чудо вы увидели.

— Ребята, авторы учебника предлагают вам вспомнить случаи, когда вы испытали радость от наблюдения за жизнью растений и животных. Поделитесь своими впечатлениями с друзьями.

VI. Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два.

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

(Слова сопровождаются бегом на месте, на предпоследней строчке — остановиться, на последней — потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 72. Поговорим о самом главном.

— Обсудите с друзьями, как научиться договариваться друг с другом. (Высказывания учеников.)

— Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? (Выполнение задания 3 на с. 72 учебника.)

2. Индивидуальная работа

(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 22-30.)

VIII. Рефлексия

— Что особенно вас взволновало на уроке?

— Что получалось легко?

— В чем еще чувствуете трудности?

IX. Подведение итогов урока

— Произведение какого поэта мы сегодня читали?

— Какое произведение читали?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

Рекомендации для занятий дома

Продолжить работу над проектом «Азбука загадок». Подготовиться к его защите.

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения

Урок литературного чтения в 1 классе. Пляцковский «Цап Царапыч»

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!