Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Р. Сеф «Чудо». Поговорим о самом главном
Цели: познакомить со стихотворением Р. Сефа; с пословицами, учить понимать смысл пословиц, выразительно читать; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Оборудование: выставка проектов по теме «Азбука загадок», выполненных учащимися; иллюстрации по теме урока, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Чтение стихотворений наизусть. Показ иллюстраций. Несколько учеников защищают свои проекты «Азбука загадок». Остальные выступят на следующем уроке — уроке обобщения.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку медленно.
(У детей на столах карточки с загадками.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
— Если бы не было рифмы, как бы вы отгадали загадку?
— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
— А сейчас наоборот: начните громко, затем все тише и тише.
— Прочитайте загадку с ускорением.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Составьте слово из рассыпанных букв. А поможет вам загадка.
А В И
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
А вот еще одна загадка.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
— Как вы ее отгадали? По каким признакам? В каком месяце появляются сережки у березки?
Как хорошо уметь читать! На каждом уроке литературного чтения мы узнаем что-то новое. Вот и сегодня мы продолжим чтение замечательных стихотворений о весне, их авторы поделятся с нами своими маленькими открытиями.
V. Работа по теме урока
— Откройте с. 71. Прочитайте название стихотворения. А что для вас является чудом? (Ответы детей.)
— Кто автор этого стихотворения? (Р. Сеф.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Р. Сефа.)
Материал для учителя
Сеф Роман (Роальд) Семенович (1931—2009) — русский поэт, переводчик.
Родился 6 октября 1931 г. в Москве. Партийная кличка отца-революционера стала фамилией будущего поэта. Судьба Р. Сефа складывалась трагически: отец был расстрелян в 1936 г., мать отправлена в лагерь, Роман и его брат оказались на попечении бабушки.
Стихи Р. Сеф стал складывать рано. Он вспоминает: «Стихи я писал всегда, а точнее с пяти лет. Так случилось, что стали приходить сами собой рифмы, они не давали мне покоя, и однажды, во дворе, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: “Береза ждет мороза!” Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: “Береза ждет мороза!” — “А зачем береза ждет мороза?” — спокойно спросила меня бабушка. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни стихотворение и получил первое редакторское замечание». (Сеф Р. О себе// Сеф Р. Моя песенка. М.: Изд. дом «Прибой», 1996.)
Учился Р. Сеф в МГУ на факультете журналистики. В 1962 г. был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 г. — в Союз писателей СССР, долгое время занимался художественным переводом.
Роман Сеф — автор многих широко известных книг для детей, таких как «Шагают великаны» (1963), «Необычный пешеход» (1965), «Человечек в коробке» (1967), «Моя песенка» (1967), «Если ты не веришь» (1968), «Голубой метеорит» (1969), «Речной трамвай» (1971), «Шоколадный поезд» (1971), «Цирк» (1983), «Ключ от сказки» (1984).
В 1991 г. Р. Сеф стал лауреатом Государственной премии РФ.
Умер поэт 20 февраля 2009 г. в Москве.
— Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.
— О каком чуде говорит автор?
— Прочитайте так, чтобы всех своих слушателей заинтриговать, чтобы всем хотелось узнать, что за чудо вы увидели.
— Ребята, авторы учебника предлагают вам вспомнить случаи, когда вы испытали радость от наблюдения за жизнью растений и животных. Поделитесь своими впечатлениями с друзьями.
VI. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш — метров через двести!
Раз-два, раз-два.
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
(Слова сопровождаются бегом на месте, на предпоследней строчке — остановиться, на последней — потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 72. Поговорим о самом главном.
— Обсудите с друзьями, как научиться договариваться друг с другом. (Высказывания учеников.)
— Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? (Выполнение задания 3 на с. 72 учебника.)
2. Индивидуальная работа
(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 22-30.)
VIII. Рефлексия
— Что особенно вас взволновало на уроке?
— Что получалось легко?
— В чем еще чувствуете трудности?
IX. Подведение итогов урока
— Произведение какого поэта мы сегодня читали?
— Какое произведение читали?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему мы учились на уроке?
Рекомендации для занятий дома
Продолжить работу над проектом «Азбука загадок». Подготовиться к его защите.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения
Урок литературного чтения в 1 классе. Пляцковский «Цап Царапыч»
Нет комментариев. Ваш будет первым!