Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения, 1 класс. Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?..». В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила
Цели: познакомить со стихотворениями Е. Благининой, В. Лунина, с жизнью и творчеством Е. Благининой; учить читать выразительно, передавая эмоциональный тон произведения, определять общую тему произведений; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением стихотворные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; работать в группах.
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Ребята, расскажите, какие книги о детях вы сейчас читаете. (Ученики кратко рассказывают о книгах.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку медленно.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.
— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
— Прочитайте с ускорением.
— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Понравился вам текст скороговорки? Чем?
— Верно, в ней заключен юмор. Сегодня на уроке мы прочитаем несколько веселых стихотворений, но в каждом из них раскрывается какая-то своя тема. Об этом мы будем говорить во время нашей работы.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте, кто автор стихотворения «Велосипедист». (В. Лунин.)
— Какие произведения В. Лунина мы изучали на уроках литературного чтения? («Волк», «Никого не обижай».)
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, предположите, о чем в нем говорится.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Прочитаем его медленно, а потом быстро целыми словами
— Какой темп подходит к настроению стихотворения?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте шутку В. Лунина в учебнике на с. 51.
— Как вы поняли ее смысл?
— В учебнике на с. 55 есть еще одно стихотворение В. Лунина Рассмотрите к нему иллюстрации. Что вы на них видите?
— Послушайте стихотворение, и вы поймете, что эти рисунки нам показывают.
(Учитель читает стихотворение.)
— Как можно озаглавить это стихотворение? {«Подарки».)
— Что подарила девочке мама?
— Что подарил папа?
— Что подарила сестра?
— Что подарил брат?
— Что еще подарили?
— Какой подарок для девочки оказался самым дорогим и желанным? (Кошка, которую она нашла сама.)
— Понимаете ли вы героиню? Объясните почему.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 51 шуточное стихотворение Е. Благининой.
— Почему так получилось: шила шубку — сшила юбку, шила шапку — сшила тапку? (Швея была неопытная.)
— Ребята, какие произведения Е. Благининой вы читали дома, может быть, с родителями?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Благининой.)
Материал для учителя
Елена Александровна Благинина (1903—1989) — писательница, поэтесса. Родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска в многодетной семье железнодорожника. Члены ее семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была удивительной сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни — петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».
...Половичок линючий — речка,
А печка — пышный царский дом...
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком.
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
— Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
— Ой, братец мой, Иванушка!
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко — в три ручья —
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.
Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет!
— Прочитайте в учебнике на с. 54 стихотворение Е. Благининой «Паровоз» жужжащим чтением.
— Каким предстает перед нами паровоз? Рассмотрите иллюстрацию. (Он добрый, веселый...)
— Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом смысл стихотворения.
— Я прочитаю следующее стихотворение «Пришла ко мне подружка...», а вы следите за моим чтением.
— Понравилось вам стихотворение? Чем?
— Расскажите эту историю своими словами.
— Почему девочка отдала свою любимую игрушку подруге? (Выразительное чтение стихотворения Е. Благининой учащимися.)
— Перечитаем ещё раз стихотворения «Пришла ко мне подружка...» и «Мне туфельки мама вчера подарила...».
— Какая тема объединяет стихи? Выберите ответ: «День рождения» или «Веселое настроение», а может быть, ещё как-то назовете? (Ответы детей.)
VIII. Рефлексия
— Что вас на уроке радовало?
— Что огорчало? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какие произведения читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание
Сделать и принести на урок маски: козленка, цыпленка, слона, петуха, льва, кота, собаки.
(Можно распределить по группам, кто что делает, или принести готовые маски.)
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Образ природы в литературной сказке
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Нет комментариев. Ваш будет первым!