Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква П. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Красуйся, град Петров! Буква П п»

Цели: познакомить учащихся с буквой Пи; совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения; развивать речь, внимание, фонематический слух; расширять кругозор; развивать интерес к истории России, историческим личностям, любознательность; воспитывать патриотизм.

Формируемые УУД: определять приёмы работы по значкам- помощникам в учебнике; применять знания о звуках и буквах в учебной деятельности; распределять роли в парной работе; оценивать результат совместной работы; ставить логическое ударение в стихотворении.

Пропедевтика: основная мысль текста.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы уже знаете? (Работа с лентой букв на с. 77 учебника.)

— Какая из них отличается от других? (Буква е.)

— В чём её особенность? (Она обозначает два звука в начале слова и после гласного.)

— Какая буква обозначает мягкость согласного звука? (Буква и.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 48. Выполните задание 8. (Примерный ответ. Лесное озеро, ровное поле, крутое побережье, светлое озеро, великое дело, толстое дерево.)

II. Актуализация знаний

(Ученики выполняют задания 9 и 10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 48, 49. Задание 10: дети читают текст в парах в течение 3—4 минут.)

— Прочитайте текст «Лето» на с. 76 учебника.

— Подчеркните слова, в которых есть буква е.

— Сколько слов вы подчеркнули? (Шесть слов.)

— Прочитайте слова с буквой е.

— Сколько звуков обозначает буква е в этих словах?

— Какова её роль в этих словах?

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как пыхтит каша? (Пых-пых-пых.)

— Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи.)

— Какие звуки мы слышим в начале этих слов? (Звуки [п] и [п’].)

— Как вы думаете, с какими буквами мы будем сегодня знакомиться?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [п] и [п’]

— Откройте учебник на с. 78. На иллюстрации изображён момент истории Российского государства трёхсотлетней давности.

— Кто знает, как звали этого русского царя?

— Что вы знаете о русском царе Петре I?

Царь Пётр построил новый город на реке Неве. Это один из красивейших городов России и мира. Чтобы построить город, пришлось осушить много болот. Для этого копали специальные каналы, в которые уходила вода из почвы. И уже на сухой земле возводили город.

— Как называется этот город? (Санкт-Петербург.)

— Какие инструменты использовали строители? (Пилы, топоры, кувалды, гвозди и т. д.)

— В чём отличие одежды строителей от одежды вельмож?

— Прочитайте стихотворение под иллюстрацией. Кто его написал?

— К чему признаётся в любви А.С. Пушкин?

— Каким он представляет нам город Санкт-Петербург?

— Что говорит поэт о реке Неве?

— Какие у Невы берега?

— На берегах какой реки были построены первые корабли русского флота? (На берегах реки Воронеж в городе Воронеже. Там росли высокие прямые корабельные сосны.)

В настоящее время по чертежам в полном размере восстановлен корабль, который строился по проекту Петра I и в строительстве которого он сам принимал участие. Стоит корабль в Воронеже на реке с одноимённым названием.

— Составим по иллюстрации рассказ. Кого вы видите в правой части иллюстрации?

— Как одет царь Пётр?

— Что у него в руках?

— Почему, по вашему мнению, он не надел парик? (В нём неудобно работать.)

— Как вы думаете, с чем к нему пожаловал вельможа?

— Как он одет?

— Как одеты плотники на заднем плане иллюстрации?

— Что нарисовано в красной рамке на с. 79? (Пила и плотник.)

— Проанализируем эти слова.

— Какие новые для вас звуки выделили в этих словах? (Новые звуки [п] и [и’].)

— Это гласные или согласные звуки?

— Звонкие или глухие?

— Мягкие или твёрдые?

— От чего зависит мягкость или твёрдость звуков в словах?

— Выполните фонетический разбор слов «Пётр» и «Павел». Выделите новые звуки. Охарактеризуйте их.

— Проанализируйте слова «парус», «ступени».

(Учитель разбирает артикуляцию при произнесении звуков [п] и [п’].)

2. Знакомство с буквой П п

— На что похожа буква Я и?

С сегодняшнего урока мы начинаем работать с частью 3 прописей (Пр. 1).

— Сравните письменные буквы и печатные буквы П, п на с. 3 и 4 прописей.

— Сегодня у нас в гостях повар, и он поможет вам разобраться, как правильно писать элементы буквы п.

— Выполним фонетический разбор слова «повар».

— А теперь напишем элементы буквы п.

(При работе с Пр. 2: с. 4, 5 тетради 3.)

— Послушайте стихотворение.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись —

Подойди да подтянись!

Л. Шибаев

— Напишите в прописях строчную букву п.

— А теперь откройте тренажёр на с. 41 и напишите три строчки строчной буквы п. Затем напишите печатную букву п.

— Прочитайте слоги на с. 79 учебника и напишите их в прописях на с. 3 и тренажёре на с. 41.

— Выполните фонетический разбор слов «пила», «пела» и запишите их в прописях на с. 3.

— Откройте прописи на с. 4. Кто здесь изображён? (Пьеро.)

— По какому произведению вам знаком этот герой? (По сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

— Пьеро стрелками показал вам, в каком направлении и какой последовательности писать элементы заглавной буквы П. Напишите эти элементы.

— Напишите заглавную букву П.

— А теперь напишите слоги с заглавной буквой П на с. 4 прописей и на с. 42 тренажёра.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 3.)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Свеча-1», «Самовар».)

«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Самовар». Сделать глубокий вдох носом, выдыхать также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: «Пых- пых-пых».

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнения «Щёчки», «Хомячок», а затем задания 2—4 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 50. Наблюдение за артикуляцией губ и языка.)

«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.

«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 50: многократно проговаривают скороговорку. Дети должны постараться проговорить скороговорку 4—5 раз на одном дыхании. Затем учащиеся выполняют задание 8 на с. 51.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте пословицы на с. 79 учебника.

— Как вы понимаете их смысл?

— Подчеркните в пословицах букву п.

— Ещё раз прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина на с. 78.

— Напомните мне, как называется город, который А.С. Пушкин назвал градом Петровым. {Санкт-Петербург.)

Этот город называли Санкт-Петербургом, Петроградом, Ленинградом, а теперь вновь называют Санкт-Петербургом.

— Прочитайте слова в столбиках на с. 79 учебника.

— Какие слова обозначают профессии людей?

— Какие ещё профессии вы знаете?

— Кем работают ваши родители, бабушки, дедушки?

— Откройте прописи на с. 3. Добавьте слова в предложения. {Пила, пела.)

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 3.)

— Проанализируйте предложения, составьте их на наборном полотне. Запишите их в прописях.

(Учитель учит детей превращать печатные слова («папа», «пилот») в письменные.)

— Прочитайте текст «Скоро конкурс» на с. 80 учебника.

— Поставьте вопросы к предложениям текста.

— Назовите все имена собственные, которые встретились в тексте.

— Как они пишутся?

— Перечислите, что нарисовали дети.

— Объясните значение слова «конкурс».

— В тренажёре напишите слова на с. 41.

(Фонетический разбор слов обязателен.)

— Кто запомнит больше слов со звуками [п] и [п’]? Послушайте текст.

Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел — полдень. Пёрышки почистил. (Л. Яхнин)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 51. Прочитайте слова в задании 8. Что меняется в парах слов?

— Выполним задание 7. Прочитайте и озаглавьте текст.

— О чём говорится в тексте?

— Что изобразил Павлик на своём рисунке?

— Как вы думаете, кем ему приходятся Лена, Слава и Никита? (Это могут быть родственники или друзья.)

— Какая пословица подходит ко второму абзацу? (Рукам работа — душе праздник. Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.)

— Поиграем в игру. Какие слова спрятаны в слове «топор»? {Ропот, пот, порт, рот, топ.)

— Прочитайте слова в столбиках на с. 81 учебника.

— Выполните фонетический разбор этих слов.

— Какие школьные принадлежности изображены на рисунках?

— Какой предмет лишний?

— Прочитайте текст «Покупки».

— Что купил папа Пете?

— Что есть у Веры?

— У кого кукла?

— Кому купили кисти и краски?

(На доске записаны слова.)

Пенал, класс, пластилин, трактор, топор, рисунок, костры.

— Написание этих слов нужно запомнить. Запишите их в ваш словарик.

— Прочитайте на с. 81 стихотворение Б. Заходера.

(Отработка навыка выразительного чтения. Понятие о логическом ударении.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 52.

(Ученики выполняют задание 9.)

— Как вы думаете, что Анна сделала с улиткой?

— Как можно оценить её поступок?

— Можно ли сказать, что основная мысль текста — нужно любить и беречь всё живое?

VIII. Подведение итогов урока

— Сколько букв, обозначающих согласные звуки, вы уже знаете?

— Что вы знаете о предложении?

— Что значит упростить или распространить предложение?

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Нет комментариев. Ваш будет первым!