Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»
Цель: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра «Чей ряд быстрее»
(Каждый ряд получает карточку со словами. Учащиеся по очереди вписывают пропущенные буквы (каждый по одному слову) и передают карточку дальше. Можно организовать работу в парах.)
Карточка для первого ряда: гр..за, сл..ны, г..ра, п..ро, тр..ва, в..лна, р..са.
Карточка для второго ряда: р..ды, ст..на, р..ка, с.лач, х..лмы, д..жди, к..са.
Карточка для третьего ряда: м..сты, н..га, сн..га, м..ря, ч..сы, л..сток, д..ла.
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите слово по его значению.
1) Волосы, сплетённые между собой. (Коса.)
2) Жильё у диких животных под землёй. (Нора.)
3) Капельки влаги, которые появляются утром на растениях. (Роса.)
4) Метательный снаряд для стрельбы из лука. (Стрела.)
5) Большая возвышенность на земной поверхности. (Гора.)
— Что общего у этих слов? (Безударный гласный, написание которого нужно проверять.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с безударными гласными.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 9 (с. 67)
— Прочитайте.
— Как проверить безударный гласный в слове? Что такое проверочное слово?
— Выполните задания.
— Прочитайте пары слов. Назовите пропущенные буквы и проверочные слова.
Упр. 10 (с. 67)
— Прочитайте слова.
— Какие слова называются проверяемыми?
— Выполните задания.
— Прочитайте пары слов, которые вы записали.
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух —
И с разбегу в воду плюх!
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 11 (с. 68)
— Прочитайте.
— Подумайте, какие слова — названия времён года подойдут к каждому предложению. Какие времена года вы знаете?
— Выполните задание.
— Прочитайте предложения, которые вы записали.
Упр. 12 (с. 68)
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Объясните правописание выделенных букв в словах.
— Выполните задание.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 46).)
— Отгадайте загадку.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный! (Петух.)
— Объясните значение выражений.
• Ходить петухом. (С гордым, важным видом.)
• До первых петухов встать. (Встать рано.)
— Запишите в тетрадь слово петух. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Придумайте предложение с этим словом.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 11 (с. 35)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют пропущенные буквы и проверочные слова.)
— Рассмотрите рисунки.
— Составьте предложения.
— Выполните последнее задание.
(Проверка.)
Упр. 12 (с. 36)
(Самостоятельное выполнение задания. Проверка.
Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 5, 6 на с. 31; СУ, задания на с. 34; Тр., задания на с. 33).)
VII. Рефлексия
— Ребята, послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
— Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
— Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках у него
было оружие для фехтования — длинный деревянный меч.
Почему так получилось?
В. Кондрашов
— Как вы думаете, почему так получилось? (Дима допустил ошибку в слове мяч. Вместо слова мячом написал мечом.)
— Наверное, Дима не выучил правило о том, как проверять безударные гласные в словах. Давайте ему поможем. Расскажите это правило. (Чтобы проверить безударный гласный в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
— Запишите слова мячом и мечом и к каждому слову подберите проверочные слова. (Мячом — мяч, мечом — меч.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Похожие статьи:
Урок обучения грамоте, 1 класс. Слог и ударение. Конспект урока
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й
Нет комментариев. Ваш будет первым!