Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й
Урок русского языка для 1 класса на тему «Слова с буквами И и Й»
Цели: научить различать и правильно писать слова с гласным звуком [И] и согласным звуком [Й’]; познакомить со способами переноса слов с буквой Й.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать согласный звук [Й’] и гласный звук [И]; делить для переноса слова с буквой Й.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Выборочный диктант
— Запишите только слова с удвоенными согласными.
Аня, Инна, грибы, касса, класс, утка, группа.
— Разделите слова с удвоенными согласными для переноса.
— Какие слова нельзя разделить для переноса?
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 8 на с. 36—39; ТТ, тест 6 на с. 42—48).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Чайка, лайка, лейка, трамвай.
— Чем похожи эти слова?
— Что вы знаете о согласном звуке |Й’] и букве Й?
Это буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
— На какую букву похожа буква Й? (На букву И.)
— А вы знаете, что может произойти, если забыть написать над буквой Й маленький хвостик?
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах с буквой Й.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над словами с буквами И и Й
(На доске записаны пары слов, разделённые на слоги.)
Трам-вай — трам-ва-и, по-пу-гай — по-пу-га-и.
— Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.
— Сравните слова по написанию. Чем они похожи, чем отличаются?
(Следует закрепить понимание того, что звук [И] может составить слог, а звук [Й’] не может.)
Нарисуйте букву эту,
Как идёт она по свету.
Где она — там вечный бой,
Всюду крики: «Ой-ой-ой!»
Но зато с ней дружат чайки,
Без неё не сделать гайки,
Без неё на сваришь чай...
Что за буква? Отвечай!
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 78)
— Как называются эти буквы? Произнесите их названия правильно.
— Расскажите, что вы о них знаете.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали.
Упр. 2 (с. 78)
— Прочитайте предложения.
— Найдите выделенные слова. Сравните эти слова парами.
— Разделите каждое слово в паре на слоги. Что вы заметили?
— Почему в словах с буквой И слогов больше?
— Выполните задание.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что вы узнали о букве Й?
Упр. 3 (с. 79)
— Составьте слова из данных слогов. Выполните задание в парах.
— Что общего у этих слов?
— Запишите любые три слова.
— Объясните значение слов майка и тройка. Что можно сказать о слове тройка? (Оно многозначное.)
3. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 17).)
— Составьте из букв слово.
НЫЙ ЖУР ДЕ
— Прочитайте слово дежурный с ударением.
— Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?
— Найдите опасное место в этом слове.
— Составьте предложение с этим словом.
— Запишите слово дежурный в тетрадь. Запомните его написание.
4. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 79)
— Прочитайте словосочетания. Найдите слова с пропущенными буквами. Чем они все похожи? (Это слова из словаря.)
— Выполните задания.
— Какие слова вы подобрали? Назовите.
V. Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш — метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 80)
— Прочитайте слова. Посмотрите на знак переноса в каждом слове. Какой вывод можно сделать? Как переносятся слова с буквой Й?
— Выполните задание.
Упр. 6 (с. 80)
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте выделенные слова. Подумайте, какое из выделенных слов подойдёт к первому рисунку, ко второму рисунку.
— О ком или о чём ещё можно сказать колючий, пушистый?
— Выполните задание.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 41)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— В каких словах слогов больше? (В словах с буквой И.)
— Почему? (Звук [И]составляет слог.)
Упр. 2 (с. 41)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Как переносятся слова с буквой Й? (Буква Й при переносе не отделяется от предыдущей буквы.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1-4 на с. 36, 37; СУ, задания на с. 39-41; Тр., задания на с. 45-47).)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 80). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Чему вы научились?
Похожие статьи:
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки
Урок обучения грамоте, 1 класс. Слог и ударение. Конспект урока
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!