Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й

Урок русского языка для 1 класса на тему «Слова с буквами И и Й»

Цели: научить различать и правильно писать слова с гласным звуком [И] и согласным звуком [Й’]; познакомить со способами переноса слов с буквой Й.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать согласный звук [Й’] и гласный звук [И]; делить для переноса слова с буквой Й.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Выборочный диктант

— Запишите только слова с удвоенными согласными.

Аня, Инна, грибы, касса, класс, утка, группа.

— Разделите слова с удвоенными согласными для переноса.

— Какие слова нельзя разделить для переноса?

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 8 на с. 36—39; ТТ, тест 6 на с. 42—48).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Чайка, лайка, лейка, трамвай.

— Чем похожи эти слова?

— Что вы знаете о согласном звуке |Й’] и букве Й?

Это буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

— На какую букву похожа буква Й? (На букву И.)

— А вы знаете, что может произойти, если забыть написать над буквой Й маленький хвостик?

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах с буквой Й.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над словами с буквами И и Й

(На доске записаны пары слов, разделённые на слоги.)

Трам-вай — трам-ва-и, по-пу-гай — по-пу-га-и.

— Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.

— Сравните слова по написанию. Чем они похожи, чем отличаются?

(Следует закрепить понимание того, что звук [И] может составить слог, а звук [Й’] не может.)

Нарисуйте букву эту,

Как идёт она по свету.

Где она — там вечный бой,

Всюду крики: «Ой-ой-ой!»

Но зато с ней дружат чайки,

Без неё не сделать гайки,

Без неё на сваришь чай...

Что за буква? Отвечай!

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 78)

— Как называются эти буквы? Произнесите их названия правильно.

— Расскажите, что вы о них знаете.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

Упр. 2 (с. 78)

— Прочитайте предложения.

— Найдите выделенные слова. Сравните эти слова парами.

— Разделите каждое слово в паре на слоги. Что вы заметили?

— Почему в словах с буквой И слогов больше?

— Выполните задание.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что вы узнали о букве Й?

Упр. 3 (с. 79)

— Составьте слова из данных слогов. Выполните задание в парах.

— Что общего у этих слов?

— Запишите любые три слова.

— Объясните значение слов майка и тройка. Что можно сказать о слове тройка? (Оно многозначное.)

3. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 17).)

— Составьте из букв слово.

НЫЙ ЖУР ДЕ

— Прочитайте слово дежурный с ударением.

— Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

— Найдите опасное место в этом слове.

— Составьте предложение с этим словом.

— Запишите слово дежурный в тетрадь. Запомните его написание.

4. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 79)

— Прочитайте словосочетания. Найдите слова с пропущенными буквами. Чем они все похожи? (Это слова из словаря.)

— Выполните задания.

— Какие слова вы подобрали? Назовите.

V. Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 80)

— Прочитайте слова. Посмотрите на знак переноса в каждом слове. Какой вывод можно сделать? Как переносятся слова с буквой Й?

— Выполните задание.

Упр. 6 (с. 80)

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте выделенные слова. Подумайте, какое из выделенных слов подойдёт к первому рисунку, ко второму рисунку.

— О ком или о чём ещё можно сказать колючий, пушистый?

— Выполните задание.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 41)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— В каких словах слогов больше? (В словах с буквой И.)

— Почему? (Звук [И]составляет слог.)

Упр. 2 (с. 41)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Как переносятся слова с буквой Й? (Буква Й при переносе не отделяется от предыдущей буквы.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1-4 на с. 36, 37; СУ, задания на с. 39-41; Тр., задания на с. 45-47).)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 80). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Чему вы научились?

Похожие статьи:

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки

Урок обучения грамоте, 1 класс. Слог и ударение. Конспект урока

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

Нет комментариев. Ваш будет первым!