Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чтение слов с буквой Ш

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Уважай старших, и тебя уважать будут. Чтение слов с буквой Ш ш»

Цели: закрепить правописание буквосочетания ши в словах; формировать орфографическую зоркость; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим.

Формируемые УУД: работать в паре; классифицировать слова; понимать смысл пословиц о нравственности.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какой новой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?

— Почему после неё никогда не пишется буква ы?

— Для закрепления изученного на с. 69 в тренажёре на первых двух строчках письменными буквами и печатными буквам напишите слог ши.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 81. Прочитайте слова в задании 6. Подчеркните слог ши.

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

- В тренажёре на с. 69 напишите слова со слогом ши.

- Обведите по контуру предложения.

- Найдите в них буквосочетание ши и подчеркните.

- Отгадайте загадки А. Кочергиной.

1. Есть гриб почти домашний —

Сажайте хоть на пашне,

Хоть под яблоней в саду,

Хоть у стёжки, на ходу. (Шампиньон.)

 

2. Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нём:

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа.)

 

3. Зимой протянулся,

А летом свернулся. (Шарф.)

- Выполните фонетический разбор слов-отгадок.

- Что объединяет эти слова? (Они отвечают на вопрос «что?»; начинаются с буквы ш.)

- Прочитайте пословицы на с. 16 учебника. Разделите на слоги слова, в которых есть буква ш.

- Прочитайте текст на с. 17.

- Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действия предметов.

- Сколько слогов в этих словах?

- От чего зависит количество слогов в словах?

- Расскажите правило о написании буквосочетания ши. Прочитайте стихотворение «Петушки» на с. 18 учебника. Поставьте вопросы к каждой строке стихотворения.

- Сколько вопросов можно поставить к первой строке? (Два: «Кто распетушился?», «Что сделали петушки?»)

- Запишите слово «петушок» в ваш словарик.

- Напишите элементы букв Ш, ш в прописях (Пр. 1) на с. 5.

- Обведите и несколько раз напишите сочетание ши.

- Обведите правило по контуру.

- Напишите слова с буквосочетанием ши.

(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 4.)

- Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом, на с. 19 Учебника. Какое правило их объединяет? (Буквосочетание ши пиши с буквой и.)

- Прочитайте текст, записанный на доске.

Дядя Миша

Маша шла по шоссе быстрым шагом. Раздался сигнал машины. Сигналил дядя Миша.

— Маша, ты куда так рано? — спросил он.

— В аптеку. Наша бабушка заболела.

— Садись, я тебя подвезу.

Маша села в кабину машины.

— Спасибо, дядя Миша!

— Почему девочка поблагодарила дядю Мишу?

— Правильно она поступила?

— Какие ещё вежливые слова вы знаете?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Поставьте слова в форму множественного числа.

карандаш — ... (карандаши)

шалаш — ... (шалаши)

камыш — ... (камыши)

ландыш — ... (ландыши)

малыш — ... (малыши)

— Запишите получившиеся слова в рабочую тетрадь.

— Почему на конце слов вы написали букву и?

— Кто запомнит больше слов со звуком [ш]? Послушайте текст.

Шёл-шлёпал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шёлковой шёрсткой.

— Шур-шур!

Шорох? Шёпот? Шарахнулся щенок.

— Шварк-шварк!

Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шестопёрая шебуршится. Шмыгнул щенок в шалаш.

— Щётка шутит! (Л. Яхнин)

— Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 19 учебника. (Учитель проводит беседу, направленную на воспитание уважительного отношения к пожилым людям.)

— Что можно сказать о возрасте дедушки?

— Почему он не смог залезть на печку? (У него не хватило сил на это.)

— Почему мальчику стало смешно?

— Почему автор считает, что стыдно смеяться над старостью-

— Как в ваших семьях относятся к старикам?

— Кого мы называем стариками?

— Как вы понимаете смысл выражения «Уважай старших, и тебя уважать станут»?

- На с. 70 в тренажёре напишите буквы, которые имеют одинаковые элементы с буквой Ш.

- Напишите буквы ш, и, слог ши.

- Составьте из слогов слова и запишите.

- Выполните самопроверку по образцу на доске.

Машина, тишина, малыши.

- Исправьте ошибки, если вы их допустили.

VI. физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте предложения внизу с. 19 учебника.

— Соотнесите левую и правую части так, чтобы получились связные предложения.

— Что такое предложение?

— Как связаны слова в предложении? (Слова в предложении связаны по смыслу.)

— Распространите получившиеся предложения.

— Рассмотрите иллюстрацию к русской народной сказке «Три медведя» на с. 20 учебника.

— Какой эпизод из сказки здесь изображён?

(Обучение смысловому чтению: учим осмысливать, излагать и преобразовывать фактический материал конкретного текста (в данном случае сказки «Три медведя»).)

— Почему опасно входить в чужое жилище?

— Можно ли ребёнку одному уходить в парк, лес, рощу, на речку? Чем это опасно?

— Прочитайте текст под иллюстрацией.

(Дети читают начало сказки. Учитель предлагает придумать продолжение сказки. Например, девочка попала ещё и в ванную комнату, в детскую с игрушками или в гостиную с телевизорами и т. д. Затем учитель проводит беседу о том, что входить в дом без хозяев нехорошо. Это может быть ещё и опасно. Без разрешения Родных в чужие дома ходить не рекомендуется.)

- Прочитаем предложения, записанные печатными буквами, в тренажёре на с. 70.

— После анализа запишите их письменными буквами.

- В первом предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.

- Поставьте знак ударения над словами второго предложения, третьем предложении подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующих согласных звуков.

- В каком слове вы не подчеркнули букву и? Почему? (Потому что буква ш обозначает всегда твёрдый согласный звук.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 21 учебника.

— Почему рядом с доброй кошкой нарисована такая жуткая 1 страшная тень?

— Почему мышка видит кошку злой и огромной?

Не зря говорят, что трусливый человек и своей тени боится.

— Прочитайте пословицы на с. 21.

— Что они означают? Чему они нас учат?

— Отгадайте загадку на с. 21. (Книга.)

— Почему книгу считают другом человека?

— Выполните последнее задание на с. 21. Сколько предложений мы можем составить — таких, чтобы в них слово «лист» имело разные значения?

(Дети под руководством учителя могут обратиться к «Толковому словарю русского языка» и найти значения слова «лист».) 

— Прочитайте шутки в учебнике на с. 22.

— Для чего люди используют в своей речи шутки?

— Выполните задание с двумя звёздочками. Попробуйте в парах продолжить цепочку слов, составив новые слова. {Примерный ответ. Дочка, доска, тоска, точка, почка, полка, палка, балка, булка.)

— В какое слово мы в итоге превратили слово «мышка»? (В слово «булка».)

— Прочитайте скороговорки.

— Что общего, связанного с темой нашего урока, есть у всех скороговорок? (Буква ш.)

— Составьте рассказ по рисунку на с. 23.

— Какие виды транспорта вы знаете?

— Что мы называем служебной техникой?

— Выполните задания под рисунками.

— Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» в парах.

— Прочитайте этот текст по ролям.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы научились?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й

Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки

Нет комментариев. Ваш будет первым!