Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чтение слов с буквой Ш
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Уважай старших, и тебя уважать будут. Чтение слов с буквой Ш ш»
Цели: закрепить правописание буквосочетания ши в словах; формировать орфографическую зоркость; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим.
Формируемые УУД: работать в паре; классифицировать слова; понимать смысл пословиц о нравственности.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какой новой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?
— Почему после неё никогда не пишется буква ы?
— Для закрепления изученного на с. 69 в тренажёре на первых двух строчках письменными буквами и печатными буквам напишите слог ши.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 81. Прочитайте слова в задании 6. Подчеркните слог ши.
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
- В тренажёре на с. 69 напишите слова со слогом ши.
- Обведите по контуру предложения.
- Найдите в них буквосочетание ши и подчеркните.
- Отгадайте загадки А. Кочергиной.
1. Есть гриб почти домашний —
Сажайте хоть на пашне,
Хоть под яблоней в саду,
Хоть у стёжки, на ходу. (Шампиньон.)
2. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа.)
3. Зимой протянулся,
А летом свернулся. (Шарф.)
- Выполните фонетический разбор слов-отгадок.
- Что объединяет эти слова? (Они отвечают на вопрос «что?»; начинаются с буквы ш.)
- Прочитайте пословицы на с. 16 учебника. Разделите на слоги слова, в которых есть буква ш.
- Прочитайте текст на с. 17.
- Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действия предметов.
- Сколько слогов в этих словах?
- От чего зависит количество слогов в словах?
- Расскажите правило о написании буквосочетания ши. Прочитайте стихотворение «Петушки» на с. 18 учебника. Поставьте вопросы к каждой строке стихотворения.
- Сколько вопросов можно поставить к первой строке? (Два: «Кто распетушился?», «Что сделали петушки?»)
- Запишите слово «петушок» в ваш словарик.
- Напишите элементы букв Ш, ш в прописях (Пр. 1) на с. 5.
- Обведите и несколько раз напишите сочетание ши.
- Обведите правило по контуру.
- Напишите слова с буквосочетанием ши.
(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 4.)
- Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом, на с. 19 Учебника. Какое правило их объединяет? (Буквосочетание ши пиши с буквой и.)
- Прочитайте текст, записанный на доске.
Дядя Миша
Маша шла по шоссе быстрым шагом. Раздался сигнал машины. Сигналил дядя Миша.
— Маша, ты куда так рано? — спросил он.
— В аптеку. Наша бабушка заболела.
— Садись, я тебя подвезу.
Маша села в кабину машины.
— Спасибо, дядя Миша!
— Почему девочка поблагодарила дядю Мишу?
— Правильно она поступила?
— Какие ещё вежливые слова вы знаете?
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Поставьте слова в форму множественного числа.
карандаш — ... (карандаши)
шалаш — ... (шалаши)
камыш — ... (камыши)
ландыш — ... (ландыши)
малыш — ... (малыши)
— Запишите получившиеся слова в рабочую тетрадь.
— Почему на конце слов вы написали букву и?
— Кто запомнит больше слов со звуком [ш]? Послушайте текст.
Шёл-шлёпал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шёлковой шёрсткой.
— Шур-шур!
Шорох? Шёпот? Шарахнулся щенок.
— Шварк-шварк!
Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шестопёрая шебуршится. Шмыгнул щенок в шалаш.
— Щётка шутит! (Л. Яхнин)
— Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 19 учебника. (Учитель проводит беседу, направленную на воспитание уважительного отношения к пожилым людям.)
— Что можно сказать о возрасте дедушки?
— Почему он не смог залезть на печку? (У него не хватило сил на это.)
— Почему мальчику стало смешно?
— Почему автор считает, что стыдно смеяться над старостью-
— Как в ваших семьях относятся к старикам?
— Кого мы называем стариками?
— Как вы понимаете смысл выражения «Уважай старших, и тебя уважать станут»?
- На с. 70 в тренажёре напишите буквы, которые имеют одинаковые элементы с буквой Ш.
- Напишите буквы ш, и, слог ши.
- Составьте из слогов слова и запишите.
- Выполните самопроверку по образцу на доске.
Машина, тишина, малыши.
- Исправьте ошибки, если вы их допустили.
VI. физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте предложения внизу с. 19 учебника.
— Соотнесите левую и правую части так, чтобы получились связные предложения.
— Что такое предложение?
— Как связаны слова в предложении? (Слова в предложении связаны по смыслу.)
— Распространите получившиеся предложения.
— Рассмотрите иллюстрацию к русской народной сказке «Три медведя» на с. 20 учебника.
— Какой эпизод из сказки здесь изображён?
(Обучение смысловому чтению: учим осмысливать, излагать и преобразовывать фактический материал конкретного текста (в данном случае сказки «Три медведя»).)
— Почему опасно входить в чужое жилище?
— Можно ли ребёнку одному уходить в парк, лес, рощу, на речку? Чем это опасно?
— Прочитайте текст под иллюстрацией.
(Дети читают начало сказки. Учитель предлагает придумать продолжение сказки. Например, девочка попала ещё и в ванную комнату, в детскую с игрушками или в гостиную с телевизорами и т. д. Затем учитель проводит беседу о том, что входить в дом без хозяев нехорошо. Это может быть ещё и опасно. Без разрешения Родных в чужие дома ходить не рекомендуется.)
- Прочитаем предложения, записанные печатными буквами, в тренажёре на с. 70.
— После анализа запишите их письменными буквами.
- В первом предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.
- Поставьте знак ударения над словами второго предложения, третьем предложении подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующих согласных звуков.
- В каком слове вы не подчеркнули букву и? Почему? (Потому что буква ш обозначает всегда твёрдый согласный звук.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 21 учебника.
— Почему рядом с доброй кошкой нарисована такая жуткая 1 страшная тень?
— Почему мышка видит кошку злой и огромной?
Не зря говорят, что трусливый человек и своей тени боится.
— Прочитайте пословицы на с. 21.
— Что они означают? Чему они нас учат?
— Отгадайте загадку на с. 21. (Книга.)
— Почему книгу считают другом человека?
— Выполните последнее задание на с. 21. Сколько предложений мы можем составить — таких, чтобы в них слово «лист» имело разные значения?
(Дети под руководством учителя могут обратиться к «Толковому словарю русского языка» и найти значения слова «лист».)
— Прочитайте шутки в учебнике на с. 22.
— Для чего люди используют в своей речи шутки?
— Выполните задание с двумя звёздочками. Попробуйте в парах продолжить цепочку слов, составив новые слова. {Примерный ответ. Дочка, доска, тоска, точка, почка, полка, палка, балка, булка.)
— В какое слово мы в итоге превратили слово «мышка»? (В слово «булка».)
— Прочитайте скороговорки.
— Что общего, связанного с темой нашего урока, есть у всех скороговорок? (Буква ш.)
— Составьте рассказ по рисунку на с. 23.
— Какие виды транспорта вы знаете?
— Что мы называем служебной техникой?
— Выполните задания под рисунками.
— Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» в парах.
— Прочитайте этот текст по ролям.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы научились?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й
Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки
Нет комментариев. Ваш будет первым!