Урок обучения грамоте, 1 класс. Слог и ударение. Конспект урока
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему «Письменная речь. Слог и ударение»
Цели: продолжать формировать у учащихся понятие о диалоге, представление о письменной речи; учить использовать устную; речь в разных ситуациях при общении; развивать логическое и вариативное мышление, внимание, умение делить слова на слоги; воспитывать интерес к родному языку; дать понятие об ударении, ударных и безударных слогах.
Формируемые УУД: определять ударение в словах; понимать смысл слов с одинаковым написанием, но с различным ударением; объяснять смысл пословиц; составлять связный текст по иллюстрациям; понимать назначение знаков-помощников на страницах учебника.
Пропедевтика: постановка логического ударения в предложении; повествовательные и вопросительные предложения.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Кто сидит рядом с вами за партой? Назовите имя.
(Ответы детей.)
— Это имена собственные или нарицательные?
— Приведите примеры имён собственных; имён нарицательных.
— Как называют вас дома?
— Послушайте стихотворение и скажите, о ком оно.
Промяукал Котик: «Мяу!
Не хочу я есть сметану!
Ты купи мне поскорей
„Сникерс1* или „Милки-Вей“!»
— Странный Котик, скажем прямо...
— Так зовёт братишку мама!
А. Кочергина
— Какие слова из стихотворения вы отнесёте к именам собственным, а какие — к нарицательным?
— На с. 9 тренажёра нарисованы овцы. Придумайте им клички.
— Заштрихуйте их по образцу.
— Потренируйтесь писать в тренажёре в верхней части страницы. Допишите строчки до конца. Вы потренировали руку и научились сегодня писать новые элементы букв.
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 7, а затем упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».)
«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют задание 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 7, а затем упражнения «Губы», «Щёчки», «Хомячок».)
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют упражнение «Распевка», а затем задания 3—5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 7. Задание 3: быстрое проговаривание скороговорки; задание 4: хоровое заучивание стихотворения; задание 5: чёткое проговаривание названий животных.)
III. Актуализация знаний
— Поиграем в игру «Кто или что?».
(Учитель показывает рисунки. Дети держат руки на парте, если слово, обозначающее изображённый предмет, отвечает на вопрос «что?», и поднимают руки вверх, если слово отвечает на вопрос «кто?».)
— Отгадайте загадки А. Кочергиной, а затем скажите, к какой группе слов относятся отгадки.
1. Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
А живёт она в воде. (Улитка.)
2. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
1. Отработка произношения
(Хоровое чтение с выделением звука [о]. Произнести 3—4 раза.)
Не по траве, а около,
Катилось О и охало.
О окало, О охало,
Не по траве, а около.
— Откройте прописи (Пр. 1) нас. 16.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий нас. 18, 19 тетради 1.)
— Какая сегодня погода на улице?
— Какая погода изображена на рисунке в прописях?
— Какое это явление природы? (Дождь.)
— Что случилось с котёнком?
— Кто ему пытается помочь?
— Произнесите слово «кот». Сколько в нём частей?
— Посмотрите на схему слова. Сколько в нём звуков? Назовите их. (Звуки [к], [о], [т].)
— Произнесите слово «лист». Сколько в нём звуков?
— Произнесите слово «зонт».
— Какая схема подходит для этих слов?
— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.
— Выполним письмо по образцу.
(Дети выполняют задание.)
— Какое время года изображает иллюстрация? (Осень.)
— Назовите признаки осени. Как называется разговор между двумя или несколькими лицами? Диалог.)
— Вспомним произведение К. Чуковского «Телефон» и проговорим диалог автора со слоном.
(Учитель и учащиеся разыгрывают диалог.)
— Вам понравилось вести диалог хором?
— Придумаем диалог между котиком и девочкой по иллюстрации в прописях.
2. Понятия «восклицательный знак», «вопросительный знак»
(Несколько учеников читают заранее подготовленные и выученные стихи.)
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны!
А. Тетивкин
Предложения, которые содержат сообщение, о чём-то повествуют, называются повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.
Точка загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
А. Шибаев
Вопросительную интонацию на письме изображают вопросительным знаком: «?».
— Как вы думаете, какие предложения называют вопросительными?
Слова, которые начинают вопросительные предложения: «Как?», «Откуда?», «Сколько?», «Почему?», «Зачем?», «Где?», «Куда?», «Какая?», «Отчего?», «О ком?», «Что?», «Кому?», «Который?», «Чья?», «Какие?», «В чём?».
(Затем учитель даёт задания на формирование умения строить вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения на одну тему, произносить их с различной интонацией. Например: «Мы идём в кино?»; «Мы идём в кино!»; «Мы идём в кино».)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Что делают мышка и кот на рисунке в прописях (Пр. 1) на с. 17? (Кот и мышка ловят рыбу.)
(При работе с Пр. 2: с. 20, 21 тетради 1.)
— Где они ловят рыбу? (В реке, озере или пруду.)
— В чём они находятся? (В лодке.)
— Распространите свои предложения.
— Придумайте кличку коту.
— Что поймала мышка? (Рыбу.)
— Обведите её по контуру.
— Произнесём слово «рыба».
— Сколько в этом слове слогов? Какой первый слог? второй?
— Какой слог мы произносим с большей силой?
— Найдите знак ударения на схеме.
— Как можно назвать мышку и кота одним словом? {Рыбаки, звери.)
— Сколько слогов в слове «рыбаки»?
— Какой слог ударный? Какие слоги безударные?
— Обведите по контуру волны.
— Что поймал кот? (Кот поймал старый ботинок.)
— Часто необдуманные действия людей наносят вред окружающей природе. Люди загрязняют водоёмы, выбрасывая туда ненужные предметы. Как вы думаете, правильно ли они поступают?
— Что плывёт вдали?
— Обведите по контуру кораблики и рыбку.
— Разделите на слоги слово «кораблик».
— Как называется предмет, который висит на цепи за бортом лодки? {Якорь.)
— Для чего нужен рыбакам якорь?
(Затем дети пишут элементы по образцу.)
На второй схеме под рисунком, кроме вертикальных чёрточек, которыми обозначены границы между слогами, есть ещё одна чёрточка, которая находится над словом. Она обозначает ударение.
(В.Г. Горецкий рекомендует при определении ударения в словах пользоваться приёмом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесённому слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова.)
В слове обычно бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нём слогов. Очень важно правильно и быстро определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово трудно узнать: [машИна] — [мАшина] — [машинА]. Порой может возникнуть путаница, если ударение поставлено неверно: стоИт — стОит, Атлас — атлАс, Ирис — ирИс, пирогИ — пирОги (лодки).
VIII. Подведение итогов урока
— На какие части мы делим слова? {На слоги.)
— Как называется слог, который мы произносим с особой силой? (Ударный слог.)
— Сколько в слове может быть ударных слогов? (Один.)
— Понравился ли вам урок?
— Какое задание вам понравилось больше всего?
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки
Нет комментариев. Ваш будет первым!