Цели: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов, героев рассказов, основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
Планируемые результаты: предметные: знать особенности повествовательного текста, характеризовать героя текста, сравнивать сюжеты, героев, делить текст на смысловые части, составлять план, подробно, кратко, сжато пересказывать прочитанное; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием; личностные: определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
Оборудование: магнитная азбука, выставка книг по разделу учебника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение. Как бы вы его назвали?
Каждый хочет быть красивым,
На красивое смотреть,
И вполне возможно это —
Стоит только захотеть:
Присмотреться — и увидеть,
Потрудиться — и создать,
Жизнь свою самим стараться
Обновлять и украшать.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса.
- Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
- Прочитайте выразительно.
— Как вы поняли смысл пословицы «Жизнь дана на добрые дела»?
III. Актуализация знаний
- Какой раздел мы изучили? («Жизнь дана на добрые дела».)
- Как иначе можно назвать этот раздел?
— Определите цель урока. Чем мы сегодня будем заниматься?
IV. Работа по теме урока
— С произведениями каких авторов мы познакомились в разделе «Жизнь дана на добрые дела»?
- Вспомните, что мы называем юмористическим рассказом.
— Какие авторы юмористических рассказов вам знакомы?
— Все ли произведения данного раздела можно назвать юмористическими?
— Почему юмористические произведения включены в данный раздел?
— На какого героя из прочитанных рассказов вы хотели бы быть похожими?
— Ас кем хотели бы дружить?
— На кого вы ни за что не согласились бы быть похожими? (Работа по вопросам и заданиям 1—3 на с. 46 учебника.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— Если учитель предлагает пересказать какое-то одно событие, т. е. сделать выборочный пересказ, как это сделать? Запишите ответ в «Творческую тетрадь».
2. Работа по учебнику № 7, 8 (с. 46-47)
3. Работа по плану
— Расскажите о том, что вы прочитали в разделе «Жизнь дана на добрые дела», по предложенному плану.
План
1. Названия произведений.
2. Авторы произведений.
3. Какой рассказ больше всего понравился?
4. Какие интересные эпизоды запомнились?
— Соедините линиями авторов и их произведения.
Н. Носов
М.Зощенко Л. Каминский
В. Драгунский
«Где это видано, где это слыхано...»
«Через тридцать лет»
«Огурцы»
«Трудная задача»
«Не надо врать»
«Сочинение»
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Мы обсудили много рассказов. Какое из произведений понравилось вам больше и почему?