Урок обучения грамоте «Гласные и согласные звуки», 1 класс. Школа России. Конспект урока

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему «Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки»

Цели: развивать у учащихся фонематический слух; учить делить слова на слоги, ставить ударение на нужном слоге; воспитывать интерес, любовь к книгам, чтению; расширять кругозор; продолжить знакомить с правилами вежливости.

Формируемые УУД: делить слова на слоги; отвечать на вопросы учителя; объяснять смысл пословиц.

Пропедевтика: написание заглавной буквы в именах собственных; правила поведения у воды.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Как воспитанные люди приветствуют друг друга?

— Как прощаются?

— А что нам помогает выразительно произнести приветствие? (Выделение ударного слога в слове помогает говорить более выразительно.)

— Послушайте стихотворение, а затем ответьте на вопрос: с кем поздоровался автор стихотворения?

Дождь за окошком...

До слёз я грущу...

Зонтик свой жёлтый

На полке ищу.

Думаешь, дождик,

что ты помешаешь?

Думаешь, ты

меня дома оставишь?

И не надейся!

Не сдамся я, нет!

Зонтик раскрою —

Вот так-то, привет!

А. Кочергина

— При встрече говорят: «Привет!» Всем ли можно так говорить? (Только ровесникам и друзьям. Со взрослыми здороваются при помощи других слов.)

— С какой интонацией нужно здороваться и прощаться? (С вежливой и уважительной.)

— Какими словами вы сегодня поприветствовали друг друга? Я вас тоже рада видеть и говорю: «Добрый день, мальчишки и девчата! Добро пожаловать в мир будущих букв».

— Знакомимся с новыми элементами букв в тренажёре на с. 12. Напишите по образцу, допишите строчки до конца.

II. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

— Повторим упражнение, которое мы выполняли с вами на прошлом уроке.

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 10.)

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют задание 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 10.)

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задания 3—6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 10.)

— Предлагаю вам дома загадать родителям загадку из задания 6. III. Актуализация знаний

— Откройте учебник на с. 14. Рассмотрите большую иллюстрацию.

— Выполните в парах первое задание, которое вам предлагают авторы учебника.

— Кто из вас был в деревне? А может быть, кто-нибудь там жил?

— У каждого из нас есть уголок, который мы называем родным краем или малой родиной. Как называется наша с вами малая родина?

— А как называется наша страна?

Названия деревень, сёл, городов, стран — имена собственные и пишутся с заглавной буквы.

— Чем отличается город от деревни?

— Что мы видим на иллюстрации? Какие виды транспорта вы видите?

— Чем заняты ребята в этой деревне? (Примерный ответ. Копают грядки около дома. Купаются в реке. Строят замки из песка на берегу. Играют в футбол. Катаются на велосипеде. Ловят рыбу.)

— Как нужно вести себя у воды?

— Почему опасно нырять в реку?

— Чем заняты дети за околицей?

(Объяснить, что значит «за околицей».)

— Кто сидит у реки между ив?

— Что помогает людям перебираться с одного берега реки на другой?

— Какое время суток изображено?

— Синий ромбик под рисунком предлагает нам дополнить предложение. Сколько слов в него нужно добавить?

— Как называется всё то, что мы произносили? (Речь.)

— Как называются птицы, которые подошли к реке?

— Сколько гусей вы видите?

— Сколько из них на берегу? Сколько в воде?

— Как называют птиц, которые много плавают в реке, озере, пруду, море? (Водоплавающие.)

— Как гуси следуют друг за другом? (Гуськом.)

— Составьте одно предложение о том, как идут гуси. (Гуси идут гуськом.)

(Анализ предложения. Составление схемы. Деление слова «гуси» на слоги. Постановка знака ударения на схеме.)

— Послушайте стихотворение. Попробуйте определить тему. Тема — это то, о чём автор хочет рассказать читателям или слушателям.

Домашние гуси гусиным шагом

К реке неспешно идут гуськом.

Навстречу с высокого неба

Дикие гуси летят косяком.

О. Жиренко

- Кто из вас может показать, что значит ходить «гусиным шагом»?

- Встаньте, выйдите из-за парт. Потренируемся ходить гусиным шагом.

- Кто из вас видел, как гуси весной и летом летят высоко в небе?

Для полёта дикие гуси и лебеди выстраиваются косяком, углом. Самый сильный гусь летит первым, крыльями рассекая воздух. Каждый следующий гусь делает то же самое. Последними летят более слабые гуси, поток воздуха от впереди летящих гусей помогает им держаться в воздухе и выдерживать долгий перелёт. Так и в жизни людей: нужно, чтобы сильные люди заботились о более слабых, помогали им, поддерживали их.

- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 22. Кото вы видите на рисунке?

- Чем занята мама-наседка? (Наблюдает, чтобы цыплятам никто не мешал клевать корм.)

- Что делает петух?

- Как называется всё то, что мы произносим? (Устная речь.)

- На какие части можно разделить речь?

- Составьте предложение о цыплятах. (Примерные ответы. Цыплята клюют корм. Четыре цыплёнка нашли корм.)

- Сколько слов в предложении? Назовите их по порядку.

- Определите количество слогов в словах «курица», «петух», «цыплята», «корм».

- Какой слог ударный? Назовите безударные слоги.

- Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

- Кто приглядывает за цыплятами? (Курица-наседка.)

- Где расположена на странице схема слова «курица»? (Слева.)

(Дети рисуют по образцу.)

- На какой вопрос отвечают слова «курица», «петух», «цыплята»? («Кто?»)

- Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос «что?».

- Назовите по порядку звуки в словах «вишня», «лист».

- Откройте тренажёр на с. 12. Заштрихуйте вишенки красным карандашом, а листики зелёным по образцу.

- Дорисуйте по образцу предметы в нижней части страницы. В начале урока мы говорили о вежливости, о том, как правильно нужно приветствовать людей. Какие правила вежливости вы знаете?

(После каждого ответа учитель задаёт ученику вопрос.)

Что ты сейчас произнёс (произнесла)? (Предложение.)

— Нужно ли в школе здороваться с учителями, которые в ней работают, но у вас не преподают? с работниками столовой? с охранниками и техническими служащими?

— А с родителями своих одноклассников нужно здороваться?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— В середине с. 15 учебника напечатано правило. Кто его прочитает?

— Как мы обозначаем звук на схеме слова?

— Посмотрите внизу страницы, какие схемы бывают. Гласные звуки мы будем обозначать на схеме красным цветом. Согласные пока будут белого цвета.

— Проведём звуковой анализ слова «осы». В этом слове два слога (о-сы), три звука.

— Назовите первый, гласный звук; второй, согласный звук; третий, гласный звук.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Гласные звуки мы произносим при помощи голоса. Гласные звуки можно пропеть. В детском саду и при подготовке к школе вы с ними знакомились.

— Кто может назвать гласные звуки?

— Повторим их все вместе. А теперь пропоём.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 23. Что изображено на рисунке внизу страницы? (Деревенский дом.)

(При работе с Пр. 2: с. 30—32 тетради 1.)

— Чем занят Карандаш?

— Как вы думаете, в какой местности он живёт?

— Как вы можете описать внешний вид его жилья? (Всё очень аккуратно. Забор деревянный, красивый.)

— Если хозяин ухаживает за своим домом, двором, как его можно назвать?

— Что находится рядом с домом?

— Что изображено над садом?

— Где стоит дом? (На пригорке.)

— Разделите на слоги слова «солнышко», «облако», «колодец», «забор».

— Это имена собственные или нарицательные?

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

— В самом верху страницы вы видите красиво написанные буквы. Элементы этих букв мы с вами напишем красиво и аккуратно.

(Письмо по образцу.)

VIII. Подведение итогов урока

— Из чего состоят предложения?

— На какие части делятся слова?

— Понравился ли вам урок?

— Что вам запомнилось больше всего?

Похожие статьи:

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин и его сказки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Внеклассное занятие по русскому языку, 1 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слова с буквами И и Й

Нет комментариев. Ваш будет первым!