Урок литературного чтения в 1 классе. Пляцковский «Цап Царапыч»
Конспект урока по литературному чтению для учащихся 1 класса. Школа России. М. Пляцковский «Цап Царапыч»; Г. Сапгир «Кошка»; В. Берестов «Лягушата»
Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка», В. Берестова «Лягушата»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Учебная задача: знать особенности научно-познавательного текста и сравнивать его с художественным текстом.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Рассказы детей о домашних питомцах. Пересказ текста В. Осеевой «Плохо» и Н. Сладкова «Лисица и Еж».)
III. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
Шутка
...Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
3. Александрова
— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело? (В предложениях слова перепутались.)
— Попытайтесь распутать.
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Постановка целей урока
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Отгадайте загадки.
Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька,
Два яхонта под шапкой. (Кошка.)
Зубастый, мохнатый,
Как есть начнет —
Песенку поет. (Кот.)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки! (Котенок.)
Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках. Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? Чему будем учиться?
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 65. Прочитайте, кто автор произведения, с которым мы познакомимся. (М. Пляцковский.)
— Прочитайте название произведения. (Цап Царапыч.)
— Кого так называют?
— Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем нам расскажет автор.
— Прочитайте стихотворение.
— Кто такой Цап Царапыч?
— Где он живет?
— Какой характер у кота?
— Почему же его называют Цап Царапычем?
— Эта кличка ласковая или нет?
— Любит ли мальчик Цап Царапыча? Докажите свое мнение.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 60 — 61 (М. Пляцковский «Цап Царапыч»).
(Выразительное чтение стихотворения.)
3. Работа по учебнику
— Откройте с. 66. Прочитайте название стихотворения. (Кошка.)
— Посмотрите, в какой форме написано стихотворение?
(В форме диалога.)
— Как вы думаете, кто с кем разговаривает?
— Прочитайте стихотворение.
(Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника на с. 66.)
4. Работа с пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы и поговорки о кошках. Объясните их смысл. Когда так говорят?
• Знает кошка, чье мясо съела.
• Живуч как кошка.
• Кошачьи глаза дыму не боятся.
• Кошка из дому — мышки на стол.
— Ребята, а что еще вы знаете о кошках? (Ответы детей.)
— Прочитайте на с. 67 текст о кошках.
— Какой это текст? (Научный.)
(Беседа по вопросам учебника на с. 67.)
VI. Физкультминутка
Котята
Исходное положение — стойка ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя плечи назад, прогнуться — вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение — выдох. Темп медленный.
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сядем, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте загадку.
Зелены мы, как трава,
Наша песенка «ква-ква». (Лягушки.)
— Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы узнаем о лягушках. А еще поэты и писатели дадут нам советы, как обращаться с животными.
— Откройте учебник на с. 68. Кто автор стихотворения? (Б. Берестов.)
— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? Рассмотрите иллюстрацию к нему. (Ответы детей.)
(Чтение стихотворения. Беседа по вопросам учебника на с. 68.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Сравните с предыдущей иллюстрацией. Чем они похожи, чем они отличаются? (На рисунке к стихотворению лягушата изображены сказочные, ненастоящие, а на другом рисунке — как в жизни.)
— Можем ли мы предположить, какой текст будем сейчас читать?
(Чтение научного текста.)
— Сравните стихотворение «Лягушата» с прочитанным текстом. Какая информация в них одинаковая?
— Что отличает стихотворение В. Берестова от текста из энциклопедии?
VIII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало?
— Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что нового вы узнали на уроке?
Рекомендации для занятий дома
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (пожеланию одно из них можно выучить).
2. Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.
Похожие статьи:
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!