Урок литературного чтения в 1 классе. Пляцковский «Цап Царапыч»

Конспект урока по литературному чтению для учащихся 1 класса. Школа России. М. Пляцковский «Цап Царапыч»; Г. Сапгир «Кошка»; В. Берестов «Лягушата»

Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка», В. Берестова «Лягушата»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Учебная задача: знать особенности научно-познавательного текста и сравнивать его с художественным текстом.

Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Рассказы детей о домашних питомцах. Пересказ текста В. Осеевой «Плохо» и Н. Сладкова «Лисица и Еж».)

III. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение медленно.

Шутка

...Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки.

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

3. Александрова

— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело? (В предложениях слова перепутались.)

— Попытайтесь распутать.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко.

— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Постановка целей урока

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Отгадайте загадки.

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (Кошка.)

 

Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет —

Песенку поет. (Кот.)

 

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки! (Котенок.)

Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках. Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? Чему будем учиться?

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 65. Прочитайте, кто автор произведения, с которым мы познакомимся. (М. Пляцковский.)

— Прочитайте название произведения. (Цап Царапыч.)

— Кого так называют?

— Рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем нам расскажет автор.

— Прочитайте стихотворение.

— Кто такой Цап Царапыч?

— Где он живет?

— Какой характер у кота?

— Почему же его называют Цап Царапычем?

— Эта кличка ласковая или нет?

— Любит ли мальчик Цап Царапыча? Докажите свое мнение.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

С. 60 — 61 (М. Пляцковский «Цап Царапыч»).

(Выразительное чтение стихотворения.)

3. Работа по учебнику

— Откройте с. 66. Прочитайте название стихотворения. (Кошка.)

— Посмотрите, в какой форме написано стихотворение?

(В форме диалога.)

— Как вы думаете, кто с кем разговаривает?

— Прочитайте стихотворение.

(Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника на с. 66.)

4. Работа с пословицами и поговорками

— Прочитайте пословицы и поговорки о кошках. Объясните их смысл. Когда так говорят?

• Знает кошка, чье мясо съела.

• Живуч как кошка.

• Кошачьи глаза дыму не боятся.

• Кошка из дому — мышки на стол.

— Ребята, а что еще вы знаете о кошках? (Ответы детей.)

— Прочитайте на с. 67 текст о кошках.

— Какой это текст? (Научный.)

(Беседа по вопросам учебника на с. 67.)

VI. Физкультминутка

Котята

Исходное положение — стойка ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя плечи назад, прогнуться — вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение — выдох. Темп медленный.

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сядем, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Отгадайте загадку.

Зелены мы, как трава,

Наша песенка «ква-ква». (Лягушки.)

— Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы узнаем о лягушках. А еще поэты и писатели дадут нам советы, как обращаться с животными.

— Откройте учебник на с. 68. Кто автор стихотворения? (Б. Берестов.)

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? Рассмотрите иллюстрацию к нему. (Ответы детей.)

(Чтение стихотворения. Беседа по вопросам учебника на с. 68. Выразительное чтение стихотворения.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Сравните с предыдущей иллюстрацией. Чем они похожи, чем они отличаются? (На рисунке к стихотворению лягушата изображены сказочные, ненастоящие, а на другом рисунке — как в жизни.)

— Можем ли мы предположить, какой текст будем сейчас читать?

(Чтение научного текста.)

— Сравните стихотворение «Лягушата» с прочитанным текстом. Какая информация в них одинаковая?

— Что отличает стихотворение В. Берестова от текста из энциклопедии?

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало?

— Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Что нового вы узнали на уроке?

Рекомендации для занятий дома

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (пожеланию одно из них можно выучить).

2. Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива». Наш театр

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!