Конспект урока по математике 2 класс. Прием вычислений вида 30-7
Урок математики во 2 классе. Тема «Прием вычислений вида 30 – 7»
Цели: познакомить с приемом вычислений вида 30 - 7; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Если бы завтрашний день был вчерашним, до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (Среда)
• Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку — Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)
• У нас есть 17 ромашек, 8 васильков и 9 колокольчиков. Надо составить букет из 19 цветов. Будут ли в этом букете ромашки? (Да)
— Положите три палочки.
— Как удалить палочку из середины, не трогая ее? (Переложить крайние)
2. Индивидуальная работа
(У доски работают четыре ученика. После выполнения заданий другие четыре ученика проверяют)
— Реши примеры.
15-(3 + 5) 6 + 7 - 9
8 + (12 - 5) 9 + (16 - 7)
— Реши примеры.
70 + 28 54 - 30 62 + 8
90 - 20 29 - 5 45 - 3
— Вставь знаки >, < или = так, чтобы получились верные неравенства.
46 + 50 ○ 85 + 5
79 - 2 ○ 80 - 30
— Вставь знаки действий так, чтобы получились верные равенства.
4 ○ 3 ○ 2 = 5 2 ○ 8 ○ 4 = 6
10 ○ 7 ○ 5 = 8 9 ○ 3 ○ 4 =10
3. Устный счет
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает карточки с числами от 1 до 10, учащиеся с помощью карточек показывают, как дополнить эти числа до 20)
Игра «Веселый мяч»
(Учитель кидает мяч и называет пример. Отвечает тот, кто поймал мяч)
12 - 4 7 + 8 4 + 9 9 + 5
11 - 3 7 + 7 5 + 6 17 - 8
18 - 9 13 - 6
Игра «Да — нет»
(Учитель называет пример с ответом или читает утверждение. Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет», если считают, что допущена ошибка)
• 40 + 50 = 90. (Да)
• 37- 7 = 30.(Да)
• 40 - 20 = 2. (Нет)
• 15 - 5=1. (Нет)
• Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)
• Если из 70 вычесть 30, получится 50. (Нет)
• 20 увеличили на 4 и получили 24. (Да)
• Разность чисел 59 и 0 равна 0. (Нет)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры)
56 - 4 48 - 5 30 - 7
99 - 7 87 - 2
— Найдите значения выражений.
(С решением последнего примера учащиеся затрудняются)
— Какой пример вы не смогли решить? Почему? (В числе 30 нет единиц, а вычесть нужно единицы)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? С каким вычислительным приемом познакомимся?
IV. Работа по теме урока
— Положите перед собой палочки. Отложите число 30.
(Учащиеся откладывают 3 пучка палочек по 10 штук в каждом)
— А сейчас вычтите из этого числа 7. Как вы будете это делать? (Ответы детей)
— Посмотрите, Математик взял в руки веревочку. Может, он пытается дать вам подсказку? (Наверное, он предлагает развязать пучки)
— Мы развяжем все пучки? (Нет, достаточно развязать один)
— Сколько палочек в одном пучке? (10)
— Развяжите один пучок. Мы можем сейчас вычесть число 7? (Да, из тех 10 палочек, что мы развязали, убрать 7)
— Что осталось? (2 пучка палочек и еще 3 палочки)
— Какое это число? (23)
— Запишите это действие в тетради числами.
(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях)
— Объясните, как мы вычитали из числа 30 число 7. Что мы сделали сначала? (Заменили число 30 двумя слагаемыми — 10 и 20)
— Что сделали после этого? (Из 10 вычли 7, осталось 3)
— Что было нашим следующим шагом? (Мы к 20 прибавили 3, получили 23)
— Таким образом мы будем вычитать однозначные числа из круглых двузначных чисел. Математик предлагает проверить наш вывод. Откройте учебник на с. 61 и внимательно рассмотрите рисунок и записи.
V. Физкультминутка
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево —
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 61).
(Устное выполнение с проговариванием хором)
№2 (с. 61).
(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске)
№3 (с. 61).
(Первый столбик выполняется коллективно с подробным комментированием, остальные — самостоятельно. Коллективная проверка)
№4 (с. 61).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько дверей покрасил маляр и сколько дверей покрасил ученик)
— Нам известно, сколько дверей покрасил маляр? (10)
— А сколько дверей покрасил ученик? (Неизвестно)
— Можем ли мы это узнать? Какие слова нам помогут? (На 3 двери меньше)
— Решите задачу самостоятельно.
(Проверка по образцу на доске)
№5 (с. 61).
— Прочитайте текст. Это задача? (Нет, не хватает вопроса)
— Какой мы должны поставить вопрос, чтобы задача решалась в два действия?
— Запишите условие задачи кратко.
(Один ученик комментирует вслух)
— Сколько в вашей записи знаков вопроса? (Один)
— А должно быть? (Два)
— Какой поставите вопрос? (Сколько всего кресел и стульев в комнате?)
— Дополните краткую запись. Составьте программу решения.
— Решите задачу по действиям с пояснениями.
— Запишите решение одним выражением. (2 + 2 + 4 = 8(шт))
№8 (с. 61).
— Прочитайте задачу.
— Что значит «короче»? (Меньше)
— Что значит «длиннее»? (Больше)
(Учащиеся вместе с учителем составляют краткую запись к задаче)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего вычесть меньшее)
— Какое число большее? (Шаг слона)
— Какое число меньшее? (Шаг утки)
— Как найти длину шага?
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Проверка по образцу на листочке, который находится у учителя)
№ 6 (с. 61).
— Внимательно посмотрите на первую запись. Какие числа вы видите? (46, 4, 10, 52)
— Что такое 52? (Результат вычислений)
— Обратите внимание на число единиц в каждом числе. (В первом числе 6, во втором — 4, в третьем — 0, в ответе — 2)
— Как получить в ответе число 2? (Из 6 вычесть 4)
— Давайте проверим, что получится, если из 46 вычесть 4. (42)
— А какое нам надо получить число в ответе? (52)
— Что нужно сделать? (Прибавить 10)
— Какое получится выражение? (46 - 4+ 10 = 52)
— Остальные выражения восстановите самостоятельно.
(Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 61). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 52, 55 (с. 46).
Похожие статьи:
Конспект урока математики, 2 класс. Закрепление «Сложение и вычитание в пределах 100»
Конспект урока по математике «Анализ контрольной работы», 2 класс
Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Что узнали? Чему научились? Школа России
Урок математики во 2 классе. Тема «Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр»
Нет комментариев. Ваш будет первым!