Конспект урока по математике 2 класс. Прием вычислений вида 30-7

Урок математики во 2 классе. Тема «Прием вычислений вида 30 – 7»

Цели: познакомить с приемом вычислений вида 30 - 7; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Если бы завтрашний день был вчерашним, до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (Среда)

• Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку — Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

• У нас есть 17 ромашек, 8 васильков и 9 колокольчиков. Надо составить букет из 19 цветов. Будут ли в этом букете ромашки? (Да)

— Положите три палочки.

— Как удалить палочку из середины, не трогая ее? (Переложить крайние)

2. Индивидуальная работа

(У доски работают четыре ученика. После выполнения заданий другие четыре ученика проверяют)

— Реши примеры.

15-(3 + 5)                            6 + 7 - 9

8 + (12 - 5)                          9 + (16 - 7)

— Реши примеры.

70 + 28                      54 - 30                      62 + 8

90 - 20                       29 - 5                        45 - 3

— Вставь знаки >, < или = так, чтобы получились верные неравенства.

46 + 50 ○ 85 + 5

79 - 2 ○ 80 - 30

— Вставь знаки действий так, чтобы получились верные равенства.

4 ○ 3 ○ 2 = 5                                  2 ○ 8 ○ 4 = 6

10 ○ 7 ○ 5 = 8                                9 ○ 3 ○ 4 =10

3. Устный счет

Игра «Молчанка»

(Учитель показывает карточки с числами от 1 до 10, учащиеся с помощью карточек показывают, как дополнить эти числа до 20)

Игра «Веселый мяч»

(Учитель кидает мяч и называет пример. Отвечает тот, кто поймал мяч)

12 - 4                    7 + 8                    4 + 9                    9 + 5

11 - 3                    7 + 7                    5 + 6                    17 - 8

18 - 9                    13 - 6

Игра «Да — нет»

(Учитель называет пример с ответом или читает утверждение. Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет», если считают, что допущена ошибка)

• 40 + 50 = 90. (Да)

• 37- 7 = 30.(Да)

• 40 - 20 = 2. (Нет)

• 15 - 5=1. (Нет)

• Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)

• Если из 70 вычесть 30, получится 50. (Нет)

• 20 увеличили на 4 и получили 24. (Да)

• Разность чисел 59 и 0 равна 0. (Нет)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры)

56 - 4                      48 - 5                      30 - 7

99 - 7                      87 - 2

— Найдите значения выражений.

(С решением последнего примера учащиеся затрудняются)

— Какой пример вы не смогли решить? Почему? (В числе 30 нет единиц, а вычесть нужно единицы)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? С каким вычислительным приемом познакомимся?

IV. Работа по теме урока

— Положите перед собой палочки. Отложите число 30.

(Учащиеся откладывают 3 пучка палочек по 10 штук в каждом)

— А сейчас вычтите из этого числа 7. Как вы будете это делать? (Ответы детей)

— Посмотрите, Математик взял в руки веревочку. Может, он пытается дать вам подсказку? (Наверное, он предлагает развязать пучки)

— Мы развяжем все пучки? (Нет, достаточно развязать один)

— Сколько палочек в одном пучке? (10)

— Развяжите один пучок. Мы можем сейчас вычесть число 7? (Да, из тех 10 палочек, что мы развязали, убрать 7)

— Что осталось? (2 пучка палочек и еще 3 палочки)

— Какое это число? (23)

— Запишите это действие в тетради числами.

(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях)

— Объясните, как мы вычитали из числа 30 число 7. Что мы сделали сначала? (Заменили число 30 двумя слагаемыми — 10 и 20)

— Что сделали после этого? (Из 10 вычли 7, осталось 3)

— Что было нашим следующим шагом? (Мы к 20 прибавили 3, получили 23)

— Таким образом мы будем вычитать однозначные числа из круглых двузначных чисел. Математик предлагает проверить наш вывод. Откройте учебник на с. 61 и внимательно рассмотрите рисунок и записи.

V. Физкультминутка

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево —

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№ 1 (с. 61).

(Устное выполнение с проговариванием хором)

№2 (с. 61).

(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске)

№3 (с. 61).

(Первый столбик выполняется коллективно с подробным комментированием, остальные — самостоятельно. Коллективная проверка)

№4 (с. 61).

— Прочитайте задачу.

— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько дверей покрасил маляр и сколько дверей покрасил ученик)

— Нам известно, сколько дверей покрасил маляр? (10)

— А сколько дверей покрасил ученик? (Неизвестно)

— Можем ли мы это узнать? Какие слова нам помогут? (На 3 двери меньше)

— Решите задачу самостоятельно.

(Проверка по образцу на доске)

№5 (с. 61).

— Прочитайте текст. Это задача? (Нет, не хватает вопроса)

— Какой мы должны поставить вопрос, чтобы задача решалась в два действия?

— Запишите условие задачи кратко.

(Один ученик комментирует вслух)

— Сколько в вашей записи знаков вопроса? (Один)

— А должно быть? (Два)

— Какой поставите вопрос? (Сколько всего кресел и стульев в комнате?)

— Дополните краткую запись. Составьте программу решения.

— Решите задачу по действиям с пояснениями.

— Запишите решение одним выражением. (2 + 2 + 4 = 8(шт))

№8 (с. 61).

— Прочитайте задачу.

— Что значит «короче»? (Меньше)

— Что значит «длиннее»? (Больше)

(Учащиеся вместе с учителем составляют краткую запись к задаче)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего вычесть меньшее)

— Какое число большее? (Шаг слона)

— Какое число меньшее? (Шаг утки)

— Как найти длину шага?

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Проверка по образцу на листочке, который находится у учителя)

№ 6 (с. 61).

— Внимательно посмотрите на первую запись. Какие числа вы видите? (46, 4, 10, 52)

— Что такое 52? (Результат вычислений)

— Обратите внимание на число единиц в каждом числе. (В первом числе 6, во втором — 4, в третьем — 0, в ответе — 2)

— Как получить в ответе число 2? (Из 6 вычесть 4)

— Давайте проверим, что получится, если из 46 вычесть 4. (42)

— А какое нам надо получить число в ответе? (52)

— Что нужно сделать? (Прибавить 10)

— Какое получится выражение? (46 - 4+ 10 = 52)

— Остальные выражения восстановите самостоятельно.

(Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 61). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Тетрадь с печатной основой: № 52, 55 (с. 46).

Похожие статьи:

Конспект урока математики, 2 класс. Закрепление «Сложение и вычитание в пределах 100»

Конспект урока по математике «Анализ контрольной работы», 2 класс

Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России

Конспект урока по математике, 2 класс. Что узнали? Чему научились? Школа России

Урок математики во 2 классе. Тема «Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр»

Нет комментариев. Ваш будет первым!