Свидетельство о публикации бесплатно

Урок математики во 2 классе. Тема «Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр»

Урок математики во 2 классе. Тема «Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр»

Цели: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки и единицы; называть числа; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачу.

Маша, Катя и Ира одеты в платья разных цветов — синее, желтое и белое. У Кати платье не белое и не желтое. У Маши платье не белое. Какого цвета платье у каждой девочки? (У Кати синее платье, у Маши — желтое, у Иры — белое)

(Решение можно записать в виде таблицы)

 

Синее

Желтое

Белое

Маша

-

+

-

Катя

+

-

-

Ира

-

-

+

(На доске записаны числа)

4,8,4 ………… 2,4,4 ………… 2,7,5 ………… 3,3,3

— Найдется ли среди трех чисел такое, которое является значением разности двух других? (4 = 8 – 4, 2 = 7 – 5, 5 = 7 – 2)

2. Геометрический материал

(На доске рисунок)

— Сколько четырехугольников на рисунке? (9)

3. Задачи в стихах

Сивуч-секач говорил, рассуждая:

— Семейка моя совсем небольшая,

— Я, да семь жен, да шестеро деток...

Сколько ж костюмов надо на лето? (14)

 

Семь пеночек сели в одну кормушку,

Восемь — в другую, сыто их брюшкам!

Вот и спрошу я, ребята, у вас:

Сколько птичек мы кормим сейчас? (15)

 

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Снегири на яблоню сели, посмотри!

Прилетело весело их десятка три.

Тут, смотри, еще летят.

Их теперь уж пятьдесят.

Вы подумайте о том,

Сколько птиц прилетело потом. (20)

4. Устный счет

— Сосчитайте от 34 до 42, от 54 до 61, от 66 до 74.

— Назовите число, в котором 3 десятка и 4 единицы, 4 десятка и 3 единицы, 7 десятков, 5 десятков, 6 единиц, 8 десятков и 4 единицы.

(На доске записаны числа)

57, 30, 66, 92, 42, 24, 19, 91, 74, 87.

— Прочитайте числа.

— Какое из чисел самое большое? (92)

— Какое число самое маленькое? (19)

— Назовите соседей числа, в котором 0 единиц. (29, 31)

— Назовите предыдущее число для числа, в котором десятков и единиц поровну. (65)

— Чем похожи и чем отличаются числа 42 и 24? (Состоят из одинаковых цифр, но эти цифры стоят в разных разрядах)

III. Самоопределение к деятельности

— Решите задачу.

День рожденья у Оксаны.

Я принес ей три тюльпана,

А Сережа алых роз

Ровно девять штук принес.

Вот беда — она не может

Сосчитать свои цветы.

Кто ребята ей поможет? (12)

— Как вы узнали? (3 + 9= 12)

— Что в числе 12 обозначает цифра 1? (Количество десятков)

— А цифра 2? (Количество единиц)

(Число ставится на абак)

— Назовите число, которое при счете идет за числом 12. (13)

— Что обозначает каждая цифра в записи этого числа? (1 десяток, 3 единицы)

(Число ставится на абак)

— Кто уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?

— Откройте учебник на с. 8. Проверьте свои предположения, прочитайте задачу урока.

IV. Работа по теме урока

— Выложите с помощью геометрических фигур число 42. Десятки обозначьте треугольниками, а единицы — точками.

— Сколько в этом числе десятков? Сколько единиц? (4 десятка и 2 единицы)

— Как отложить это число на абаке?

(Один ученик выполняет задание у доски, остальные — на местах)

— Как записать это число?

(Один ученик записывает на доске)

— Какую цифру вы записали на первом месте справа? (2)

— Что она обозначает? (Количество единиц)

— Какую цифру записали на втором месте справа? (4)

— Что она обозначает? (Количество десятков)

— Покажите это число на абаке.

— Как вы думаете, что произойдет, если цифры захотят поменяться местами? (Изменится число. Будет 24)

— Выложите модель этого числа из геометрических фигур.

— Сколько в новом числе единиц и десятков? (2 десятка и 4единицы)

— Покажите новое число на абаке. Какой можно сделать вывод? (Каждая цифра в записи занимает определенное место)

— Какое место занимают единицы? (Первое справа)

— Какое место занимают десятки? (Втрое справа)

— Отложите числа 45, 81, 18. Сколько в каждом десятков и единиц?

— Отложите числа, в которых 5 десятков и 3 единицы, 3 десятка и 5 единиц, 9 десятков, 1 десяток.

— Чему мы с вами учились? (Записывать двузначные числа)

V. Физкультминутка

На реке живет енот.

Чешет лапкой он живот,

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Минутка чистописания

Сегодня, милые ребятки,

Цифра спряталась в загадке:

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья. (5)

(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 5)

— Устно опишите последовательность написания цифры 5. (Примерный ответ. Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки выводят малый правый полуовал, такой же, как второй элемент цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент — слегка выгнутая вниз палочка. Начало ее совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки)

— Пропишите цифру 5 на целую строчку.

2. Работа по учебнику

№2 (с. 8).

(Один ученик выполняет задание на доске с объяснением)

№3 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение.

Для закрепления нумерации можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 2, с. 6-7))

№4 (с. 8).

— Рассмотрите записи. Какую величину измеряют в этих единицах? (Длину)

(Коллективное выполнение с комментированием)

№5 (с. 8).

— Прочитайте задачу.

(Учащиеся, которые знают, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, остальные — под руководством учителя)

— Прочитайте первый вопрос задачи. (Сколько цифр он написал во второй строке?)

— Можем ли мы сразу ответить на первый вопрос задачи? (Да)

— Каким действием будете решать задачу? Почему? (Вычитанием, так как во второй строке меньше цифр)

— Запишите решение. (10 – 3 = 7(ц))

— Как ответить на второй вопрос? (Чтобы узнать, сколько всего цифр написал Юра, нужно сложить количество цифр в первой и во второй строке)

— Запишите решение. (10 + 7= 17(ц))

№6 (с. 8).

— Прочитайте задачу. Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить на вопрос? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)

— Какое число здесь большее? (7дм)

— Запишите решение задачи и ответ.

(Проверка. Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске)

— Оцените свое умение решать задачи с помощью «Светофора».

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 8). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске: 30, 69, 96)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните задачу урока. (Научиться записывать двузначные числа)

— Кто может сказать, что уже научился записывать двузначные числа?

— Кто еще сомневается?

— Что на уроке показалось самым простым?

— Что пока еще кажется сложным?

Домашнее задание

1. Учебник: № 7 (с. 8).

2. Тетрадь с печатной основой: № 9, 10, 11 (по желанию) (с. 6).

Похожие статьи:

Конспект урока по математике, 2 класс. Что узнали? Чему научились? Школа России

Конспект урока по математике 2 класс. Прием вычислений вида 30-7

Конспект урока по математике «Анализ контрольной работы», 2 класс

Конспект урока математики, 2 класс. Закрепление «Сложение и вычитание в пределах 100»

Конспект урока по математике, 2 класс. Закрепление изученного. Решение задач. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!